Preview

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки

Расширенный поиск
№ 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

9-17 3
Аннотация

В статье исследована возрастающе актуальная в современных условиях проблема адаптивного стимулирования как значимого элемента эффективной системы управления человеческими ресурсами вуза. Цель исследования – методологический анализ ключевых аспектов использования в HRM стимулов командной адаптации и обоснование комплекса мероприятий, направленных на достижение стратегических целей в сфере управления человеческими ресурсами образовательной организации. Методология исследования базируется на концептуальных положениях теории менеджмента и HRM, выявляющих альтернативные подходы к разрешению отдельных проблемных составляющих управления человеческими ресурсами в образовательных организациях. Продемонстрировано, что в условиях конкуренции талантов фокусом системы адаптационных стимулов к меняющимся параметрическим характеристикам конкурентной социально-экономической динамики, применяемых в HRM вуза, выступает командная адаптация, обеспечивающая повышение эффективности менеджмента в достижении стратегических целей. Значимость результатов исследования заключается в предложении и обосновании адаптивных мероприятий, стимулирующих командную работу сотрудников образовательной организации путем развития лидерства и управленческих навыков, наращивания системы обратных связей и коммуникаций, создания благоприятной образовательной среды и т.п. Реализация предложенных мероприятий будет способствовать повышению качества HRM, наращиванию компетенций и мотивации к совместной деятельности.

18-24 3
Аннотация

В статье анализируются нововведения и тренды в рамках цифрового трансформации с точки зрения экономической, политической, управленческой и социальной сфер. Авторы рассматривают тенденции перевода оффлайн-услуг в онлайн-формат, а также программное и аппаратное сопровождение необходимое для данного перехода. Изучены аспекты оптимизации рабочих процессов во всех указанных областях при использовании информационных и цифровых технологий. Сделаны выводы о необходимости развития и широкой трансформации оффлайн-услуг в цифровой формат.

25-31 3
Аннотация

В связи с предстоящим подведением итогов Стратегии экологической безопасности РФ до 2025 г. предусматривается необходимость внесения изменений и дополнений в неё в новых социально-экономических и политических условиях. На глобальном уровне: в связи с точно не установленными причинами (естественными или антропогенными) влияющими на глобальное изменение климата, РФ необходимо отказаться от участия в Парижском соглашении по климату в связи с принципиально не верными оценками вклада стран-эмитентов СО2 относительно площади их территорий. Поскольку доля выбросов СО2 на единицу площади в РФ по сравнению с другими странами в разы меньше при весьма низкой плотности населения и рассредоточенности по территории производства и инфраструктуры. В рамках обменных процессов на территории РФ, до 46,5 покрытой лесами, растительность способна не только связывать антропогенный СО2, но и производить значительные объёмы кислорода в атмосферу Земли по сравнению с другими странами. Поэтому при инвестиции капитала в экономику России странами с большим вкладом антропогенного СО2 на единицу площади необходимо платить экологическую ренту. На региональном уровне в новом направлении Стратегии РФ по обеспечению экологической безопасности регионов необходимо постепенно переходить: к оценке территорий не по уровню антропогенной нагрузки на окружающую среду, а по величине их ассимиляционного потенциала, как показателя способности самой природы восстанавливать качество среды в природно-хозяйственных комплексах; к адаптивной системе природопользования, сообразуясь с необходимостью не бороться с чрезвычайными ситуациями (далее – ЧС), связанными с изменениями климата (ландшафтные пожары, сели, наводнения и проч.), а приспосабливаться к изменению среды с помощью планомерного переноса инфраструктуры и производства на участки в меньшей степени подверженные воздействию ЧС.

32-37 3
Аннотация

Экологизация жизнедеятельности – современный этап социально-экономического и общественного развития общества. Устойчивое развитие экономики, технологий и техники отрицательно влияют на экологию и приводят к постепенному истощению природных ресурсов. Развитие экологических идей среди населения страны, восстановление природных объектов, сохранение окружающей природной среды, ведение хозяйственной деятельности человека с учетом бережного отношения к природе – всё это экологизация жизнедеятельности, а экологическое управление направлено на экологическую переориентацию бизнес-процессов и социальное воспитания человека. В статье представлены теоретические и практические стороны экологизации жизнедеятельности в современной экономике, проведена региональная оценка системы экологического управления, даны практические рекомендации в рамках разработки нового национального проекта «Экологическое благополучие».

38-45 5
Аннотация

Рассматривается экономическая система, состоящая из двух секторов: государственного (включая муниципальный) и частного. Показано, что в структуре экономической системы государственный сектор занимает большую часть экономического пространства. Установлено, что государственный сектор является, как правило, менее эффективным, чем частный, но способным, в отличие от частного, стабильно обеспечивать российское государство продукцией, необходимой для поддержания национальной безопасности. На основании статистических данных эффективности экономики в 2023 году, объемов бюджетного финансирования оборонно-промышленного комплекса России в 2022‒2024 годах сделан вывод о том, что в Российской Федерации реализуется экономическая модель «военного Кейнсианства». Определены деструктивные эндогенные факторы, включая дефект институциональной структуры, снижающие эффективность реализуемой экономической модели и отдельные проблемные аспекты функционирования смешанной экономики. Внесены некоторые предложения по трансформации национальной экономики в посткризисный период.

46-51 3
Аннотация

В статье рассмотрен институт территориального общественного самоуправления как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления в административно-территориальных рамках Ростовской области в целом и муниципальных образований, входящих в нее, в частности. Территориальное общественное самоуправление на данный момент имеет задатки к новому витку активного развития, как в меняющейся системе российского местного самоуправления в качестве одного из иерархических уровней его организации, так и в сфере городской среды, в которой выступает важным актором изменений, а также инструментом в консолидации и реализации этих изменений.

52-60 3
Аннотация

Статья посвящена одному из ключевых мировых трендов XXI века – электронному правительству – актуальной и важнейшей теме для современной науки и практики. В связи с постоянно растущим числом пользователей сети Интернет и глобальным ростом онлайн-пользования, эта технологичная форма управления в последние годы является практически незаменимой: по всему миру органы государственной власти и управления создают онлайн-представительства, запускают цифровые услуги и процессы цифровой трансформации повседневной жизни. В представленном исследовании рассматривается концепция электронного правительства, история ее возникновения, раскрывается ее сущность, представляются различные авторские подходы и формулировки к трактовке ее понятия. В аналитической части анализируются современные критерии международной оценки уровня развития электронного правительства на основе рейтинга ООН по 193 странам мира. В данной научной работе также представлены этапы формирования и перспективные направления развития электронного правительства в Российской Федерации.

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

61-69 1
Аннотация

Одним из главных вопросов, на который стремится ответить экономическая наука в сфере международных экономических отношений является вопрос о влиянии свободной торговли на экономическое развитие. В статье анализируются основные подходы и теории международной торговли, а также рассматриваются характеристики экономических систем, участвующих в торговле с точки зрения теории информации и кибернетики, и влияние этих параметров на управление хозяйственным развитием как национальных хозяйств, так и мирового хозяйства в целом. В некоторых случаях успешная специализация в международном разделении труда действительно достигается через меры либерализации торговли, финансовых рынков и правил движения капиталов. Но эти меры не всегда дают ожидаемые эффекты. Информационная и кибернетическая интерпретация процессов взаимодействия национальных хозяйственных систем открывает возможности к разработке нового научного подхода в описании явлений в сфере международной торговли.

70-77 2
Аннотация

В контексте растущих глобальных проблем ресурсопользования и охраны окружающей среды выработка стратегии устойчивого эколого-экономического развития приобретает все большую актуальность, в том числе и на территориальном уровне. Цель исследования - концептуально-категориальный анализ эколого-экономической оценки качества окружающей среды как природного базиса устойчивого развития территориальных систем различного уровня, разработка и обоснование концептуальной оценочной модели и методов ее реализации. Методологические вопросы фокусируются на том, как всесторонне оценить качество окружающей среды территории и как эта оценка может быть учтена при формировании стратегии экологически устойчивого развития пространственно-экономических систем. Научная новизна результатов исследования заключается в консолидации в концептуальной модели теорий устойчивости территориального развития и эколого-экономического оценивания качества окружающей среды, а также в обосновании инструментов количественного измерения экологического качества, повышающих точность и надежность полученных эколого-экономических оценок. Значимость результатов исследования заключается в предоставлении лицам, принимающим решения, всесторонней информации о долгосрочных последствиях эколого-экономических решений и содействии переходу к экологически устойчивому экономическому развитию территорий. Данная информация может быть получена в результате систематического применения многомерных эколого-экономических инструментов оценки, которые учитывают не только полную социально-экономическую ценность природных ресурсов окружающей среды, но и пространственные характеристики территорий.

78-85 3
Аннотация

Трансформация и развитие экономики в сторону озеленения – важная мера для различных регионов по решению глобальных проблем изменения климата и растущего уровня загрязнения окружающей среды, а также необходимый путь для достижения устойчивого развития. Будь то модернизация и трансформация «зеленых» технологий в традиционных отраслях или «зеленое» управление общественной средой, необходима внешняя финансовая поддержка, чтобы компенсировать недостаточные инвестиции субъектов микроэкономики. Цель исследования – анализ ключевых финансовых инструментов, стимулирующих «зеленую» трансформацию региональной экономики, а также попытка определить направления использования этих инструментов для увеличения эффективного предложения «зеленых» фондов и обеспечения их возрастающей роли в содействии экономической трансформации на пути строительства экологической цивилизации. Методологическую основу исследования составили аналитический и компаративный методы, а также актуальные труды ученых, посвященные изучению проблем стимулирования экологически-ориентированных трансформационных процессов, прежде всего, в региональном разрезе. Результаты анализа показывают, что, учитывая важную вспомогательную роль финансов в «зеленой» трансформации экономики и тот факт, что соответствующие исследования все еще находятся на начальной стадии, системный механизм финансового стимулирования «зеленой» трансформации региональной экономики должен базироваться на трех элементах: финансовой поддержке, распределении капитала и диверсификации рисков. Продемонстрировано, что развитие «зеленой» экономики не может быть отделено от возрастающей инновационной динамики «зеленых» финансовых продуктов, вследствие чего необходимо наращивать усилия в сфере разработки и внедрения финансовых инноваций, обеспечения приоритетной финансовой поддержки ключевых отраслей «зеленой» экономики.

86-93 4
Аннотация

В современных условиях экономического развития России, когда страна сталкивается с усилением внешних и внутренних вызовов, таких как санкции и ограничение доступа к зарубежным технологиям, особенно актуальным становится стратегирование в деятельности малого бизнеса. Это направление исследования призвано выявить и систематизировать ключевые принципы стратегического управления, адаптированные к условиям функционирования субъектов малого предпринимательства в России.

Авторы статьи уделяют особое внимание теоретическим основам стратегического менеджмента, включая SWOT-анализ, анализ макроокружения и стратегическое планирование, подчеркивая их значимость для разработки эффективных стратегий развития малого бизнеса. Основываясь на анализе научной литературы, монографий и практических исследований, авторы выделяют ключевые аспекты, которые должны учитываться при стратегировании деятельности малых предприятий.

Статья детализирует основные практические рекомендации по укреплению устойчивости и конкурентоспособности малого бизнеса, ориентированные на адаптацию к меняющимся внешним и внутренним условиям, оптимальное распределение ресурсов и инновационное развитие. В заключении авторы статьи подчеркивают важность стратегического планирования, основанного на тщательном анализе внутренней и внешней среды предприятия. Эта связь с стратегией крайне важна, поскольку стратегическое планирование позволяет малым предприятиям не только адаптироваться к текущим изменениям в экономическом и социальном контексте, но и прогнозировать будущие тенденции и возможности, что является ключевым для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности на рынке.

94-100 8
Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей организации общественной собственности и подходов к оценке ее эффективности. Для понимания специфики функционирования общественной собственности был проведен анализ различных трактовок экономической категории «собственность» и изучены аспекты организации и управления частной собственностью, в результате чего выделены особенности проявления традиционных прав собственности в механизме государственной. На основе выявленной специфики были охарактеризованы текущие и долгосрочные эффекты реализации общественной собственности, а также предложен критерий результативности управлению ею, основанный на изменении структуры и уровня удовлетворения потребностей различных групп населения и бизнеса. Обосновано, что основной эффективной организации общественной собственности является сохранение функций стратегического управления у реального собственника – населения, что должно быть обеспечено посредством реализации партисипации и механизма публичной ответственности органов власти и бизнес-структур.

101-110 8
Аннотация

Актуальность. Стремительное внедрение цифровых технологий в хозяйственную деятельность обозначило новую парадигму экономического анализа – анализ экономических экосистем. Актуальность структурного изучения экономических экосистем территорий обусловлена как слабой проработкой данной темы в мировой и отечественной научной литературе, так и практической потребностью формирования научно-обоснованных стратегий социально-экономического развития территорий.

Цель. Целью настоящего исследования является разработка методики картографирования экономической экосистемы территории.

Материалы и методы. Объектом настоящего исследования является экономическая экосистема территории. Предмет исследования – экономические отношения по развитию экономической экосистемы территории на основе картографирования ее элементов. Информационной базой исследования выступили научные публикации, проиндексированные в базах данных Scopus и РИНЦ, а также авторские результаты по публичному управлению развитием экономических экосистем. В качестве метода исследования применен метод логического системного анализа.

Результаты. В результате проведенного исследования предложена схема карты отрасли и сферы деятельности экономической экосистемы, включающая показатели, участников, продукты деятельности, тенденции развития, экспертов оценки и выводы по развитию данной сферы экономической активности. Разработан алгоритм картографирования экономической экосистемы территории, включающий в себя этапы сегментации, формирования карт отраслей, оценку проектов развития и формирование стратегии социально-экономического развития территории. На примере развития Тюменской области показана применимость картографирования сегментов экономической экосистемы территории для публичного управления развитием различных сфер деятельности. Новизна настоящего исследования заключается в разработке авторского подхода к картографированию сегментов экономической экосистемы территории, развивающей теорию моделирования структуры и развития элементов экономических экосистем.

111-116 3
Аннотация

Актуальность темы исследования авторы видят в следующем: геополитические события привели к тому, что в глазах мирового сообщества национальный бренд России потерял свою устойчивость, имидж страны существенно снизился, ухудшилось отношение к россиянам со стороны таких же обычных граждан некоторых стран. Исследования показывают, что все это предопределено высоким уровнем субъективности информации, которую получают люди по всему миру в отношении действий и мотивов действий России в последние годы. Поэтому на первый план выходят задачи совершенствования медиакоммуникационной политики России на территории других государств, позиционирования социально-экономических векторов развития страны через призму национального брендинга. В этой связи авторами были поставлены и решены следующие задачи: 1) идентифицировать структуру и содержание национального бренда России; 2) определить элементный состав механизма формирования и продвижения национального бренда в меняющейся геополитической реальности.

Результаты исследования состоят в том, что: 1) идентифицирована структура национального бренда, которая является многомерной и многокомпонентной, но ключевым её элементом выступает медийная культура российских и западных СМИ, других средств информации, которые транслируют последовательный образ России и формируют общественное мнение относительно ключевых элементов национального бренда, что даёт возможность позиционировать страну на мировой арене, демонстрировать политические, экономические и имиджевые преимущества; 2) определён элементный состав механизма формирования национального бренда России, который включает: ряд показателей – культурно-социальных, политико-конъюнктурных и экономических, ценности патриотизма, доверие к власти и её легитимности, социальный капитал, коммуникативный капитал, смысловую целостность, что позволяет запустить государственные программы, направленные на обеспечение работы механизма и создать предпосылки устойчивости и глобальному позиционированию национального бренда России.

Таким образом, представляется возможным констатировать, что национальный бренд – это не только семантическое отражение национального кода и идентичности, но и основа представления социально-экономических приоритетов и направлений стратегического развития страны в геополитическом пространстве.

117-124 3
Аннотация

Особую актуальность вопросы продовольственной безопасности национальных государств получили в современной эпохе мировой турбулентности, когда геополитические угрозы породили санкционное давление, разорвав производственные цепочки, в том числе в аграрной сфере. В этой связи вопросы продовольственного суверенитета требуют поиска новых инструментов государственной политики по его сохранению. В статье представлены концептуальные подходы к исследованию продовольственный безопасности, что позволило выявить базовые факторы ее обеспечения, а также основные категории угроз. Проведенный анализ правового закрепления понятия продовольственной безопасности и основных условий ее обеспечения в России дал возможность конкретизировать 4 основные группы угроз и определить варианты их предотвращения. Полученные результаты стали основой для предложения направлений повышения продовольственной безопасности России.

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА

125-132 3
Аннотация

В статье проводится анализ политического процесса и формирования государственности в ДНР в контексте динамики политических событий и исторических предпосылок. Рассматриваются проблемы соотношения принципа территориальной целостности и стремления к самоопределению, эволюция представительных органов ДНР, процесс институционализации результатов референдума о независимости как ключевого политического события. Особое внимание уделяется историческим, культурным и политическим факторам, способствовавшим стремлению к автономии региона. Исследуются причины обострения этнополитического конфликта и роль государственного строительства в контексте политических процессов Донбасса. Статья подчеркивает сложность политологической оценки легитимности самопровозглашенных государств и необходимость выработки сбалансированного подхода к подобным политическим феноменам.

133-141 3
Аннотация

Духовные и культурные особенности играют значимую роль современном обществе. Религиозный фактор является одним из ключевых элементов, обеспечивающих духовную безопасность, укрепляющих дружеские отношения между различными этническими и религиозными группами, формирующих их самоопределение. Религия является одной из движущих сил развития гражданского общества и, даже, определяет степень его интенсивности. Ввиду увеличивающегося влияния религии на политические процессы, ее влияние приобретает чрезвычайную важность для внутригосударственной и внешнеполитической деятельности, поэтому правительство любого из государств должно принимать во внимание религиозную специфику. Религиозный фактор обладает мощным консолидирующим условием в противодействии развитию деструктивных процессов. Вместе с тем, для удовлетворения личных амбиций и достижения политических целей, несмотря на противоречие основным религиозным принципам и доктринам, представители деструктивных религиозных направлений активно применяют психологические методы воздействия, используя веру и убеждения своих последователей. Реализация предлагаемых мер по обеспечению духовной безопасности в различных сферах гражданского общества на всех уровнях государственного управления позволяет противодействовать деструктивному воздействию, использующему религиозные убеждения. Целью исследования является формулирование основных контуров сбалансированной политики в этноконфессиональной сфере и основанной на идеологических принципах, которые способны обеспечить условия согласия и унификации взаимоотношений политических акторов. Именно такие идеологические концепции способны выступить в качестве весомого оппонента деструктивному процессу. В данном исследовании были использованы методы, основанные на рационализме, диалектике, сравнительном анализе, историографии, применены структурно-функциональный и цивилизационный подходы. Полученные результаты могут быть использованы при разработке концептуальных документов в сфере безопасности.

142-147 3
Аннотация

В статье проведен анализ места и роли политических партий в процессе осуществления политической модернизации Российской Федерации, в формировании единой системы публичной власти и в функционировании политической системы общества. Акцентируется внимание на исторических предпосылках и этапах развития многопартийной системы в России, начиная с конца XIX века и до настоящего времени. Делается вывод, что в условиях внешнеполитических вызовов и внутренних преобразований российские политические партии продемонстрировали свою зрелость и способность к консолидации общества вокруг приоритетов государственной политики. Процесс политической модернизации России невозможно представить без активного участия и развития политических партий, которые, несмотря на все вызовы и девиации, продолжают оставаться важным фактором укрепления демократических институтов и государственного суверенитета.

148-157 3
Аннотация

Статья посвящена изучению информационно-психологических диверсий и «вестернизации» культуры, которые рассматриваются в качестве угрозы ментальной безопасности современной России. Основной акцент делается на рассмотрении тех мер, благодаря которым можно минимизировать последствия данной угрозы. Цель исследования – разработать и предложить меры, направленные на преодоление негативных последствий угрозы национальной безопасности, именуемой информационно-психологическими диверсиями и «вестернизацией» культуры. В работе используются метод систематизации, системный метод, а также структурный подход. Ментальная безопасность представлена как важная часть военной безопасности, в которой основным объектом атак становится сознание и идентичность человека как представителя отдельной нации. В исследовании приводятся определения основных понятий, раскрывается их сущность и роль в общей системе безопасности, предлагаются различные инициативы по противодействию информационно-психологическим диверсиям и «вестернизации» культуры, а также приводится перечень компетенций субъектов обеспечения ментальной безопасности из числа институтов власти и гражданского общества России, направленные на предотвращение негативных последствий рассматриваемой угрозы.

158-164 3
Аннотация

В статье представлено развитие философской мысли о проблеме политического восприятия в диахронном аспекте. Прослеживается динамичность и разноплановость в изучении феномена политического восприятия. Каждая эпоха и каждая философская концепция корректируют взгляд на процесс и специфику политического восприятия. Общей становится мысль о том, что чувственное восприятие становится основой для общественного, социального и политического восприятия, но разные концепции и разные исследователи в разной степени доверяют чувственному опыту и миру ощущений. Политическое восприятие всегда связано с когнитивной деятельностью, а также с эмоциональной сферой и, по мнению теоретиков на протяжении всей человеческой истории, выступает инструментом управления, позволяющим контролировать политическое мышление и политическое поведение воспринимающих субъектов.

165-171 4
Аннотация

В статье рассмотрены значение и роль единства русского народа, роли коммуникации в обществе на государственном языке, являющимся фундаментальной основой гражданской самоидентичности россиян, а также обосновывается роль российской языковой политики в четырех аспектах (образовательном, научном, культурном и правовом) в целях сохранения языка как культурного наследия нации в становлении российской цивилизации. Способность языка долгое время сохранять в себе историю, культуру, самобытность народа, обеспечивает и поддерживает на высоком уровне состояние национальной безопасности и ее духовное единство.

172-176 1
Аннотация

В статье рассмотрена тематика обеспечения антитеррористической защищенности как меры противодействия терроризму. Различные виды безопасности традиционно являются предметом исследования политологии и публично-правовых наук. В статье исследованы общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения национальной безопасности России. Целью работы являлось установление специфики воздействия частноправовых средств при обеспечении безопасности. Граждане и организации своими силами и средствами обеспечивают защищенность объектов гражданских прав – жизни, здоровья, имущества. Данная деятельность отличается от реализации функций правоохранительных органов не только невозможностью применения принудительных (публично-правовых) мер воздействия, но и более «узкими» объектами защиты. Способом участия негосударственных организаций и физических лиц в обеспечении национальной безопасности в целом и антитеррористической защищенности, в частности, является использование частноправовых средств для охраны соответствующих объектов гражданских прав. Однако предусмотренные законодательством средства надлежащим образом не исследованы и имеют существенные недостатки в нормативно-правовом регулировании. Новый авторский взгляд на проблемы обеспечения национальной безопасности может дать основу для проведения иных частноправовых и комплексных исследований.

177-183 3
Аннотация

В статье рассматриваются особенности применения цифрового политического маркетинга в качестве особой технологии политического PR. Авторами исследования отмечается, что цифровой политический маркетинг стал излюбленным методом продвижения политических продуктов в силу широких возможностей, которые предоставляют мультимедийные платформы общественной и частной коммуникации в Интернете, а также технологии Big Data, с помощью которых можно анализировать невероятно большое количество всевозможных данных о пользователях. На основе этих данных эффективно корректируется ход политического процесса и имплицитно изменяются политические предпочтения и взгляды сетевого электората. Авторы подробно рассматривают возможности социальных сетей для продвижения пиар-кампаний, анализируют способы сбора данных о пользователях и отмечают риски, которые несут в себе технологические инновации цифровой эпохи для политической демократии, и в итоге приходят к выводу, что для достижения эффективного взаимодействия политических акторов с гражданами в Сети необходимо соблюдать баланс между инновационными методами вовлечения избирателей и обеспечением их прав на приватность и защиту персональных данных в рискогенную цифровую эпоху.

184-189
Аннотация

Статья анализирует проблемы политических рисков и транспарентности государственной власти, уделяя особое внимание отечественным и зарубежным исследованиям в этой области. Автор указывает на недостаточную систематизацию и осмысление политических рисков в российской науке. Особое внимание уделяется концепции транспарентности как ключевого принципа функционирования современной государственной власти. В статье рассмотрены примеры правового регулирования транспарентности в таких странах, как Австралия, Нидерланды и Новая Зеландия. Автор подчеркивает важность создания сбалансированной системы, где транспарентность должна сочетаться с необходимостью защиты национальной безопасности. Кроме того, в статье обсуждается проблема «двойных стандартов» в международной политике, рассматриваемых как инструмент информационной войны и средство манипуляции общественным сознанием.

190-196 1
Аннотация

В статье концепты «политической элиты», «политического лидерства» и «девиации» были проанализированы в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявлен «парадокс элит», связанный с двойственностью их позиционирования в системе общественной морали и управления, обеспеченный исключительными полномочиями и ресурсами по установлению социально-политических норм, реализации собственных интересов, утверждения практик двоемыслия, трансгрессии и произвола как атрибутов политической морали, опирающейся, на парадигму макиавеллизма и понятие политической эффективности. Поскольку в классических и современных концепциях административно-бюрократических элит их сущностные характеристики и функционал определяются в соответствии с рационально-легальным типом господства, основные девиации их поведения и качества происходят в плоскости отклонения от системы рационально-легальных установок и правил. С одной стороны, в целях предотвращения девиаций, это ориентирует на максимальное исключение воздействия так называемого «человеческого фактора» в политическом управлении, связанного с объективной тенденцией элиты к обособлению, дистанцированию от большинства, его эксплуатации в корпоративных интересах удержания и преумножения власти и т.д. А, с другой стороны, актуализирует проблематику ценностной составляющей в деятельности административно-политических элит, проблему служения интересам большинства и государственным стратегическим целям развития, выявления и анализа механизмов и моделей политического управления не только на основе легальной рациональности, но и традиционных публичных ценностей. При этом наиболее перспективной моделью взаимодействия политического лидера и его последователей выступает конституентная модель, а трансформационное лидерство наиболее соответствует задачам парирования механизмов девиации политических элит и развития гражданского общества в кризисные переходные эпохи.

197-207
Аннотация

. В статье рассматриваются проблемы электорального поведения и участия в выборах современной российской молодежи. Актуальность исследования обусловлена важной ролью молодого поколения в определении будущего страны. Автор исследования анализирует факторы, влияющие на электоральную активность молодежи, среди которых ключевое место занимает уровень информированности о выборах. Цель данного исследования определить влияние информирования о проводимой избирательной кампании на электоральную активность молодых избирателей. Выдвигается гипотеза о том, что полная информация о выборах повышает участие молодежи в голосовании. В качестве эмпирической базы используются данные о реализации проекта ИнформУИК на выборах Президента России в марте 2024 г. Автор рассматривает специфику информационно-разъяснительной работы с молодыми избирателями, анализирует статистику участия молодежи в голосовании. Делается вывод о важности комплексного подхода к информированию молодежи для повышения ее электоральной активности. Подчеркивается значимость новых технологических решений и адресного информирования избирателей. Статья вносит вклад в изучение электорального поведения молодежи и разработку эффективных стратегий по ее вовлечению в избирательный процесс.

208-217 3
Аннотация

В статье рассматриваются особенности применения методов оценки влияния политической культуры на электоральные предпочтения. Проведен анализ подходов к определению политической культуры, с учётом специфики исследований, связанных с электоральными предпочтениями. Выявлены компоненты политической культуры на основе различных подходов. Определена взаимосвязь между компонентами политической культуры и электоральными предпочтениями. Даются определения политических элит и масс. Проведен анализ свойств политических культур элит и масс в России на основе статистических данных. Предложены методы оценки влияния политической культуры элит и масс на электоральные предпочтения с учётом их свойств в России.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ

218-225 3
Аннотация

Статья посвящена изучению мнений студентов с разным уровнем академической успеваемости относительно образовательного процесса. В рамках статьи приведены результаты опроса студентов об удовлетворенности разными сторонами обучения в одном из крупнейших вузов Юга России – Южном федеральном университете. Эмпирический материал был собран методом анкетного опроса при помощи российского сервиса для создания опросов Анкетолог (https://anketolog.ru/). Объем выборки по Южному федеральному университету составил 661 человек. Расчет полученных эмпирических данных, их статистическая обработка проведены с использованием программы SPSS, версия 26.0. Проведенный анализ оценок студентов показал, что запрос на получение специальности, которая позволит получить интересную и любимую работу в будущем, сформирован у всех студентов ЮФУ, но студенты с разным уровнем успеваемости различно воспринимают образовательный процесс и определяют направления собственного развития. Студенты-отличники ориентированы на получение углубленных знаний по выбранной специальности, имеют более выраженную направленность на занятие НИР, стремятся к развитию практических профессиональных навыков через дополнительные инструменты, имеют более уверенную позицию по вопросу трудоустройства по специальности и собственной востребованности на рынке труда. Студенты с низкой успеваемостью ориентированы на получение социальных навыков, необходимых в повседневной жизни, на общение со сверстниками; их позиция по вопросам будущего профессионального развития более размыта нежели у обучающихся с высоким уровнем успеваемости.

226-235 5
Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проводимые с целью выявления мнения государственных и муниципальных служащих воссоединенных регионов о внедрении клиентоцентричного подхода в официальное коммуникативное пространство социальных сетей. Гипотеза автора заключается в том, что клиентоцентричный подход в процессе взаимодействия представителей органов власти и граждан способствует не только формированию открытого, честного и прямого диалога между властью и обществом, но и формированию доверия населения по отношению к представителям органов власти и власти по отношению к гражданам. В связи с этим была сделана попытка выявления факторов, негативно воздействующих на клиентоцентричность коммуникации и разрушающих обоюдное доверие.

236-245 2
Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена экзистенциальным вызовом, с которым столкнулось российское общество в связи с событиями, сопровождающими Специальную военную операцию. Широкомасштабные военные действия и беспрецедентное санкционное давление вкупе с агрессивной антироссийской пропагандой стали настоящим испытанием гражданских качеств как каждого россиянина в отдельности, так и общества в целом. Сложившаяся военнополитическая обстановка не могла не повлиять на ход трансформации институтов гражданского общества, вызванной крахом советской системы и затянувшейся по настоящее время. Оценка уровня и вектора данного влияния, перспектив и рисков стала целью данного исследования. Основываясь на данных научной литературы, социологических опросов и медиаконтента, приняв в качестве теоретико-методологической базы концептуальные положения неоинституционализма и структуралистского конструктивизма, авторы проанализировали изменения социальных практик в сфере проявления гражданского общества. Результаты исследования показали, что в процессе трансформации институтов гражданского общества четко обозначились несколько положительных тенденций, связанных с ростом открытого межличностного доверия, готовности к диалогу с государственной властью и консолидации. Однако было обнаружено и несколько деструктивных тенденций, которые необходимо держать под контролем.

246-251 6
Аннотация

За последнюю четверть века идея корпоративной социальной ответственности прочно вошла в управленческую деятельность российских компаний. При этом флагманами стали добывающие и перерабатывающие нефтегазовые предприятия, производственная деятельность которых может оказывать значительное воздействие на окружающую среду и человеческое здоровье. В статье приводятся основные вехи развития практик корпоративной социальной ответственности бизнеса и ключевые теоретические концепты ученых, осмысливающих данный феномен. На основе вторичного анализа эмпирических социологических данных представлены когнитивные практики восприятия общественным сознанием россиян социальной роли бизнеса, сопоставлены представления российских граждан о приоритетности социальных проектов бизнеса с декларируемыми элементами социальной политики ведущих хозяйствующих субъектов нефтеперерабатывающей отрасли. Предложены рекомендации по выработке гибридного регулирования корпоративной социальной политики.

252-258 3
Аннотация

Частью пространственных проекций идентичности и новых контуров идентитарного исследовательского поля постепенно становятся дискуссии о специфических содержательных маркерах макрорегиональной идентичности. В статье выявлена суть таких понятий, как нематериальные ресурсы развития, пространственная/территориальная идентичность и макрорегион. Проведен обзор публикаций авторов, посвященных обозначенной проблеме, на основе которого автор утверждает, что в российской науке не сложилась общепринятая трактовка феномена. Основываясь на конструктивистом подходе и исходя из отождествления концептов пространственности и территориальности, под макрорегиональной идентичностью автор понимает конструируемый уровень пространственно-территориальной идентификации, занимающий срединное место между региональной и национальной идентичностями, встроенный в идентификационную матрицу, характеризующийся пониманием причастности к макрорегиону, обусловленной географическими, природноклиматическими параметрами и историко-культурной однородностью, которые способствуют межрегиональной интеграции. Делается вывод о том, что инновационные практики позитивного укрепления макрорегионального уровня территориальной идентификации способствуют укреплению российской национальной идентичности и оказывают влияние на консолидационные процессы на макрорегиональном и национальном уровнях.

259-264 1
Аннотация

В статье проводится анализ роли волонтерства как важного социального механизма в процессе формирования патриотического сознания и гражданственности в современном обществе. Автором рассматривается взаимосвязь между патриотизмом и волонтерской деятельностью, подчеркивается их значение в укреплении социальных связей и устойчивости общества в период кризиса международных отношений. Патриотическое воспитание и волонтерство рассматриваются как инструменты государственной политики, направленные на развитие гражданской ответственности и единства. Обсуждаются различные формы волонтерства, их влияние на молодежь и общество в целом, а также предлагаются рекомендации по интеграции волонтерских инициатив в программы патриотического воспитания.

265-273 5
Аннотация

. Статья посвящена исследованию вопросов диагностики кризисных состояний, прежде всего в экономике. Анализируются подходы различных авторов к определению экономического кризиса, выделяется подход, при котором основным источником информации для диагностики кризисной ситуации являются не экономические показатели, а результаты социологических исследований предпринимательского сообщества. Анализируются результаты социологических исследований предпринимательского сообщества 2022–2024 гг., делается вывод о том, что несмотря на негативное влияние санкций, большинство предпринимателей не характеризуют ситуацию в экономике России как кризисную. В целях повышения эффективности аналитического обеспечения принятия решений по вопросам развития предпринимательства на государственном уровне, недопущения развития кризисной ситуации в экономике страны предложен ряд мер структурного и институционального развития системы поддержки малого и среднего предпринимательства.

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

274-281 3
Аннотация

В статье рассматриваются ключевые характеристики технологии медиакоммуникаций в политической сфере в контексте современной геополитической ситуации. Автор исследует влияние современных медиакоммуникаций для распространения политической информации. В работе анализируются особенности применения технологий медиакоммуникаций различными политическими акторами, а также их влияние на формирование общественного мнения и политических предпочтений. Статья представляет интерес для специалистов в области политической науки, социологии, журналистики и других гуманитарных наук, а также для широкого круга читателей, интересующихся современными тенденциями в развитии медиакоммуникационных технологий и их влиянием на политическую сферу. Автор статьи рассматривает политическую коммуникацию как процесс трансфера политически значимой информации между различными элементами политической системы с последующей целью ее усвоения. Проанализированы цифровые факторы влияния медиакоммуникаций на политическую среду. Современные медиакоммуникационные технологии предоставляют политическим акторам новые возможности для воздействия на общественное мнение и формирования политических предпочтений граждан. Однако они также могут быть использованы для распространения дезинформации и манипулирования общественным сознанием, поэтому автор статьи указывает на важность профессионализации знаний в этой области в целях превенции распространения недостоверной информации. Представляется, что политическим акторам в условиях цифровых изменений необходимо активизировать взаимодействие с онлайн-платформами, цифровыми сервисами и социальными сетями для эффективного взаимодействия с населением.

4
Аннотация

В современных условиях хозяйствования сетевое взаимодействие организаций представляет собой одну из наиболее эффективных форм сотрудничества в рамках реализации проекта. Способность сети адаптироваться к изменению факторов и условий внешней и внутренней среды на основе реактивного управления бизнес-процессами проектного взаимодействия обеспечивает не только достижение целей проекта, но и удовлетворение комплементарных интересов всех контрагентов. Процесс разработки авторской модели включает в себя анализ существующих моделей сетевого взаимодействия организаций, изучение методов и подходов к оценке эффективности такого взаимодействия, а также определение ключевых факторов, влияющих на успешность проекта. Полученные результаты позволят улучшить понимание процессов сетевого взаимодействия организаций при реализации проектов, а также разработать рекомендации для повышения эффективности такого взаимодействия. Также результаты могут быть полезны как для научного сообщества, так и для практических специалистов, занимающихся управлением проектами и бизнес-процессами в сетевом контексте. Методическую основу исследования составили методы сравнительного и логического анализа, индукции и дедукции, анализа и синтеза. В результате проведенной работы сформирована авторская модель сетевого адаптивного взаимодействия организаций в условиях принятия решения доминирующим собственником о реализации проекта.

290-297 1
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы эффективности организации элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства в качестве инструмента создания условий для организаций, реализующих проекты, необходимые для технологического обеспечения российской экономики. Так, в рамках исследования был проведен опрос 51 организации инфраструктуры поддержки и выявлены некоторые несовершенства в организации деятельности существующих элементов инфраструктуры поддержки бизнеса. Вместе с этим, в рамках исследования была дана оценка доли импорта в отраслях обрабатывающей промышленности, которую предлагается учесть в целях дальнейшего развития инфраструктуры поддержки предпринимательства в России.

298-303 3
Аннотация

По сей день политическое проектирование выступает предметом академических и публичных дискуссий, результатом которых является реализация частных, рациональных, а не социальных, связанных с идеями и идеологиями, интересов. В наибольшей степени эта критика затрагивает процессы партийного строительства. В массовом (и отчасти в экспертном) сознании партии определяются как институты, направленные на продвижение социальных интересов. В рамках таких взглядов любой возникающий и развивающийся проект рассматривается как деидеологизированное образование, в основе которого рациональные цели и мотивы его участников. Соответственно, оценка политического проективизма в партийном строительстве выступает важной и актуальной исследовательской задачей и формирует цель этой статьи.

Методологическую базу исследования составили системный и неоинституциональный подходы, объединение которых позволило рассматривать политическое проектирование в качестве устойчивой практики, реализуемой в системе политического взаимодействия и трансформирующей сущность современных партийных организаций. В исследовании учитывался и проектный подход государственного управления, определяющий именно проекты в качестве ключевых составляющих политического (и партийного) функционирования.

Основными методами исследования стали общенаучные принципы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, а также прикладной метод ситуационного анализа (case-study), позволивший на конкретных примерах российских партий определить значимость политического проективизма в их формировании и функционировании.

Выводы статьи заключаются в том, что в процессах современного партийного строительства политический проективизм выступает закономерным и неотъемлемым процессом институционального взаимодействия. Он сопряжен как с объективными процессами трансформаций современных политических и партийных систем, а также самих политических партий, так и с субъективными ориентациями политических деятелей по получению и сохранению властных позиций, на основе рационального планирования и использования имеющихся у них ресурсов. Как показывает российская партийная история, реализация партийных проектов может иметь негативные и позитивные аспекты, связанные с осуществлением такими партиями деятельности, также носящей проектный характер и ориентированной на работу с электоратом, в том числе предполагающую решение определенных социальных вопросов.

304-309 4
Аннотация

В период рыночных реформ и открытия экономики политика занятости в Китае претерпела глубокие институциональные изменения. С 1978 г. в процессе построения социалистической рыночной экономики с китайской спецификой осуществлена масштабная институциональная трансформация государственной политики распределения совокупной рабочей силы общества по территориям, отраслям и предприятия в политику поддержки занятости населения через государственное регулирование рынка труда, совершенствование системы образования и создание института социальной защиты работников. Выделено четыре этапа институциональной трансформации экономической политики занятости Китая. За более чем 40 лет реформирования и постепенного совершенствования по сравнению централизованным распределением рабочей силы политика занятости к настоящему времени органично сочетает рыночный механизм с эффективной системой государственного регулирования занятости. Обосновано, что институциональные изменения в Китае осуществлялись целенаправленно, обеспечив градуалистскую замену централизованного планового распределения рабочей силы в дореформенной экономике рынком труда с достаточно эффективным государственным регулированием с постепенным дополнением и расширением успешно действующих правил. Проанализировано влияние институциональных изменений на структуру занятости в сельской местности, а также на возникновение новых вызовов, которые связаны с адаптацией к новой экономической ситуации и требованиям рынка труда. В настоящее время эффективное решение этих структурных и институциональных проблем стало неизбежным вызовом, стоящим перед современным этапом реформирования политики занятости в Китае в условиях стремительной цифровизации экономики и труда. Показано, что разработка стратегии экономической политики поддержки занятости базируется на сочетании экстраполяции накопленного успешного опыта ее реформирования и учета реалий современного развития.

310-316 5
Аннотация

В статье проанализировано 115 городов на территории Российской Федерации, в которых действует одна или несколько систем городского электрического транспорта. Определено, что в современной отраслевой сфере не существует единого комплексного показателя состояния городского электрического транспорта, который позволил бы провести оценку состояния систем не только по отношению к собственным показателям прошлых лет, но и по отношению к другим, аналогичным системам. Предложен комплексный показатель, который позволит всеобъемлюще оценить состояние городского электрического транспорта и интерпретировать его в числовом выражении для его применения государственными и региональными властями, позволяющий оперативно сделать выводы и принять решение о дальнейшей корректировке функционирования системы электротранспорта, отличающийся относительно несложной для расчета формулой и не требующий специфических компетенций для лиц, проводящих анализ. Систематизированы ключевые показатели городского электрического транспорта, в том числе связанные с эксплуатируемой энергетической инфраструктурой, линейной инфраструктурой, парковым хозяйством, включая технические здания и сооружения для обслуживания систем, показатели, связанные с подвижным составом и его ключевыми техническими характеристиками, а также доступность городского электрического транспорта для жителей рассматриваемого населенного пункта и пассажирские потоки в рамках данной системы. Определены границы значений итогового показателя, в рамках которых состояние городского электрического транспорта будет оценено органами государственной и региональной власти как удовлетворительное или же как неудовлетворительное и требующее принятия решений о пересмотре подходов к развитию системы в рамках документов стратегического транспортного планирования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-1690 (Print)
ISSN 2687-0290 (Online)