Образовательный процесс в оценках студентов с разным уровнем успеваемости (на основании материала эмпирического исследования)
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-3-218-225
EDN: SYZVDJ
Аннотация
Статья посвящена изучению мнений студентов с разным уровнем академической успеваемости относительно образовательного процесса. В рамках статьи приведены результаты опроса студентов об удовлетворенности разными сторонами обучения в одном из крупнейших вузов Юга России – Южном федеральном университете. Эмпирический материал был собран методом анкетного опроса при помощи российского сервиса для создания опросов Анкетолог (https://anketolog.ru/). Объем выборки по Южному федеральному университету составил 661 человек. Расчет полученных эмпирических данных, их статистическая обработка проведены с использованием программы SPSS, версия 26.0. Проведенный анализ оценок студентов показал, что запрос на получение специальности, которая позволит получить интересную и любимую работу в будущем, сформирован у всех студентов ЮФУ, но студенты с разным уровнем успеваемости различно воспринимают образовательный процесс и определяют направления собственного развития. Студенты-отличники ориентированы на получение углубленных знаний по выбранной специальности, имеют более выраженную направленность на занятие НИР, стремятся к развитию практических профессиональных навыков через дополнительные инструменты, имеют более уверенную позицию по вопросу трудоустройства по специальности и собственной востребованности на рынке труда. Студенты с низкой успеваемостью ориентированы на получение социальных навыков, необходимых в повседневной жизни, на общение со сверстниками; их позиция по вопросам будущего профессионального развития более размыта нежели у обучающихся с высоким уровнем успеваемости.
Ключевые слова
Об авторах
Я. В. АртамоноваРоссия
Яна Викторовна Артамонова – кандидат социологических наук, доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии, Институт социологии и регионоведения
Ростов-на-Дону
С. А. Дюжиков
Россия
Сергей Александрович Дюжиков – доктор социологических наук, заведующий кафедрой прикладной конфликтологии и медиации, Институт социологии и регионоведения
Ростов-на-Дону
A. Э. Пилипенко
Россия
Анастасия ЭдуардовнаПилипенко – кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры прикладной конфликтологии и медиации, Институт социологии и регионоведения
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Лагусева Н. Н. Трансформация системы высшего образования в России: прогнозы, модели, тенденции // Вестник РМАТ. 2022. № 3. С. 17–22.
2. Семенов Е. В., Соколов Д. В. Цифровизация высшего образования: возможности и риски // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14. № 4. Ч. 1. С. 137–153.
3. Ветренко Е. А., Гурниковский А. И., Гурниковская Р. Ю., Катков Д. С., Клименкова М. С., Семенович И. Н. Об индивидуальных образовательных траекториях студентов, формируемых на уровне высшего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 11-2. C. 153–164.
4. Климова Т. А., Ким А. Т., Отт М. А. Индивидуальные образовательные траектории студентов как условие качественного университетского образования // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27. С. 23–33.
5. Фурсова В. В. Качество образования как фактор повышения конкурентоспособности университетского образования: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. С. 234–238.
6. Стриелковски В., Киселева Л. С., Попова Е. Н. Детерминанты качества университетского образования: мнение студентов // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 2. С. 220–236.
7. Бонюшко Н. А., Семченко А. А. Сравнительный анализ моделей систем качества, применяемых в вузах России // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2014. № 3 (129). С. 31–35.
8. Сандлер Д. Г., Сущенко А. Д., Кузнецов П. Д., Печенкина Т. Е. Трудоустройство выпускников и его связь с качеством высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3. С. 73–85. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.028.
9. Мальцев Д. В., Репецкий Д. С. Удовлетворённость обучающихся качеством образовательных услуг технического университета // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 45–52. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-45-52.
10. Рожкова К. В., Рощин С. Ю., Солнцев С. А., Травкин П. В. Дифференциация качества высшего образования и заработных плат выпускников в России // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 161– 190. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-161-190.
11. Dicker R., Garcia M., Kelly A.F., Mulrooney H.M. What does ‘quality’ in higher education mean? Perceptions of staff, students and employers. Studies in Higher Education. 2019. № 44. P. 1425–1441. DOI: 10.1080/03075079.2018.1445987.
Рецензия
Для цитирования:
Артамонова Я.В., Дюжиков С.А., Пилипенко A.Э. Образовательный процесс в оценках студентов с разным уровнем успеваемости (на основании материала эмпирического исследования). Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024;(3):218-225. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-3-218-225. EDN: SYZVDJ
For citation:
Artamonova Ya.V., Dyuzhikov S.A., Pilipenko A.E. The educational process in the assessments of students with different levels of academic performance (based on the materials of an empirical study). State and municipal management. Scholar notes. 2024;(3):218-225. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-3-218-225. EDN: SYZVDJ






















