Preview

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки

Расширенный поиск
№ 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

11-19 6
Аннотация

Введение. Быстро меняющиеся социально-экономические условия вызывают потребность в пересмотре подходов к регулированию контрольной деятельности. Разнообразие форм и методов контроля приводит к их дублированию в современных условиях цифровой экономики.

Цель. Проведение сравнительного анализа различных точек зрения на формы и содержание контрольной деятельности, рассмотреть элементы комплаенс-системы организации и разработать модель комплаенс-менеджмента.

Методы. Методологическую основу исследования составили концептуальное моделирование, теория рисков и риск-ориентированный поход в построении системы контрольной деятельности, а также методы сравнения и обобщения.

Результаты. Представлена авторская модель, основанная на комплаенс-принципах и комплаенс-элементах, которые позволят обеспечивать эффективность и прозрачность контрольной деятельности в целом, ориентированную на управление рисками. Это обуславливается применением конгломеративной модели на различных уровнях и направлениях контрольной деятельности в управлении регионом. Рассмотрены проблемы контрольной деятельности. Раскрыта проблема профессионализации контрольной деятельности, связанная с использованием новых методов и форм контрольной деятельности в едином контуре управления корпорации. Рассмотрены основные категории комплаенс-рисков, пути их снижения, методы управления рисками в условиях цифровой трансформации, принципы и методы, необходимые для организации высокоэффективной комплаенс-системы корпорации.

Выводы. Решению проблемы качества государственного управления будет содействовать использование комплаенс-контроля как основополагающего инструмента в рамках конгломеративной модели системы контрольной деятельности в управлении регионом. Комплексный подход к организации контроля и мониторинга различных аспектов государственного управления создает условия для выбора ее рациональной модели.

20-30 4
Аннотация

Введение. Современная Россия находится в процессе перманентного реформирования системы государственного управления, повышения эффективности и прозрачности работы государственного аппарата. На сегодняшний день система государственной службы Российской Федерации представляет собой сложный механизм, посредством которого достигаются цели публичной власти.

Цель. Обратить внимание на некоторые, ключевые по нашему мнению, проблемы дальнейшего реформирования государственной службы и предложить направления их преодоления, при которых институты государственной и муниципальной службы трансформируются, преображаясь в единую систему публичной службы. Необходимо совершенствование существующей системы чинов и званий публичной службы.

Методы и результаты. Использовался исторический анализ, который позволил проследить эволюцию системы публичной власти и местного самоуправления в России. Обращение к историческому опыту показало элементы преемственности и возможности адаптации исторических моделей к современным условиям. Проведен анализ действующего законодательства, включая федеральные законы и указы Президента с целью выявления пробелов в правовом регулировании. В свою очередь, использование системного подхода предполагало рассмотрение публичной власти как единой системы. Это позволило проанализировать взаимосвязи между различными уровнями власти и оценить их влияние на эффективность управления, а также выявить системные проблемы и разработать рекомендации для их решения.

Результаты анализа, проведенного с использованием теоретических методов, позволяют выявить ключевые проблемы в действующем законодательстве, которые затрудняют эффективное функционирование системы публичной власти. Применение системного подхода дает возможность выявить взаимосвязи между уровнями и ветвями власти, а также определить их влияние на общую эффективность управления. Все это позволяет разработать комплексные рекомендации по оптимизации взаимодействия между государственной и муниципальной службами, а также предложить механизмы координации, которые повысят эффективность управления на всех уровнях.

Выводы. По мнению авторов, отраженному в работе, формирование системы публичной власти, завершаемое уже и на уровне местного самоуправления, вызывает объективную необходимость формирования единой системы публичной службы, включающей государственную и муниципальную ветви (службы), что является необходимым условием укрепления вертикали власти и улучшения координации между ее уровнями. В статье обращается внимание на целесообразность сохранения двухуровневой модели местного самоуправления, которая играет ключевую роль в обеспечении связи между органами власти и населением.

31-47 9
Аннотация

Введение. Данное исследование акцентирует внимание на роли среднего профессионального образования в экономическом развитии региона и представляет анализ текущего состояния системы и выявление проблем. От механизма управления этой системой зависит качество подготовки специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда, а, следовательно, и общее экономическое развитие региона. Однако, несмотря на ключевую роль среднего профессионального образования, существующие механизмы управления в этой области требуют доработки и оптимизации. Это обусловливает необходимость глубокого анализа текущего состояния системы, а также выявления проблем и перспектив её развития.

Цель. Разработка методики управления устойчивым развитием среднего профессионального образования в регионе на основе трансакционной томографии процессов цифровизации и взаимодействия органов управления со стейкхолдерами экономической экосистемы территории.

Материалы и методы. В работе проводится обзор литературы и раскрываются понятия экономической экосистемы территории, её устойчивого развития, трансакционной томографии и др. В качестве исследовательского инструментария использованы: метод обобщения, обзор литературных источников, а также количественный и качественный анализ данных.

Результаты. В результате исследования был разработан и апробирован алгоритм управления устойчивым развитием среднего профессионального образования на примере Пермского края. Определены основные проблемы среднего профессионального образования на уровне региона и разработаны рекомендации по их решению.

Выводы. Предложенная методика цифрового управления средним профессиональным образованием предназначена для региональных органов власти, также может применяться образовательными учреждениями и другими участниками экономической экосистемы, заинтересованными в устойчивом развитии системы среднего профессионального образования.

48-56 8
Аннотация

Введение. В условиях усиливающейся потребности в устойчивом социально-экономическом развитии и повышении доверия к государственным институтам особую значимость приобретает проблема эффективного управления общественной собственностью. Государственное и муниципальное имущество, выступающее стратегическим ресурсом, требует особых форм регулирования, основанных на прозрачности, подотчетности и активном участии общества. В современной практике наблюдается институциональная фрагментированность, слабая реализация механизмов обратной связи и ограниченность общественного контроля, что снижает эффективность управления и способствует рискам административного оппортунизма.

Цель. Разработка концептуальной модели управления общественной собственностью, основанной на интеграции механизма имплементации общественных интересов и системы публичной ответственности как системообразующих элементов открытого и ответственного государства.

Методы. В качестве методологической базы использованы системный и институциональный подходы, позволяющие рассматривать управление общественными ресурсами как комплекс взаимосвязанных политических, правовых и организационных институтов. Анализ базируется на теоретических положениях классической политэкономии, институциональной теории, а также отечественном и зарубежном опыте парламентского и гражданского контроля.

Результаты. В статье предложена модель имплементации общественных интересов в управление государственным и муниципальным имуществом, включающая инструменты выборов, парламентского и гражданского контроля, прямой демократии, цифрового взаимодействия, а также элементы харизматического лидерства. Раскрыт механизм публичной ответственности как интегральный компонент системы, обеспечивающий соответствие целей публичной власти интересам общества. Выделены ключевые компоненты механизма публичной ответственности – правовая регламентация отчетности, санкционный механизм, независимая оценка эффективности, механизмы обратной связи и институт отзыва. Обоснованы социально-экономические, организационно-правовые и специальные институциональные условия эффективности данной системы.

Выводы. В статье доказывается, что переход к подлинной модели управления общественной собственностью требует институционализации участия граждан, развития партисипативных практик и формализации механизмов публичной подотчетности. Только при соблюдении комплекса условий общественная собственность перестает быть номинальной и превращается в реальный инструмент социально ориентированной государственной политики, основанной на приоритете общественных интересов.

57-67 8
Аннотация

Введение. В настоящее время во всем мире происходит глобальная цифровая трансформация государственного управления. В России этот процесс стартовал в 2021 г. в рамках Стратегического направления цифровой трансформации государственного управления. Дальнейшее развитие он получил через реализацию Федерального проекта «Государство для людей», целью которого является масштабный переход к модели клиентоцентричного государства, ориентированного на интересы и потребности человека. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение успешных практик мировых лидеров в данной области.

Цель. Анализ опыта Сингапура в сфере вовлечения граждан в проектирование государственных цифровых сервисов – одного из ключевых трендов в государственном управлении будущего. Правительство Сингапура определяет совместное проектирование как основополагающий элемент в создании «умной нации» (Smart Nation 2.0), где цифровые решения разрабатываются не просто для граждан, а совместно с ними.

Материалы и методы. Методология исследования базируется на анализе официальных документов и интернет-ресурсов правительства Сингапура, научных публикаций, журнальных статей, отчётов и докладов международных организаций, находящихся в открытом доступе.

Результаты. В статье исследуется эволюция подходов к вовлечению граждан: от общественных консультаций до создания специализированных рабочих групп, формирования сообществ активных волонтёров и учреждения Офиса государственного партнерства. Детально рассматриваются такие инициативы, как Амбассадоры «Умной нации», Tech Kaki, STACK, программа OGP Open Jio, а также применение цифровой платформы SCOPE для сбора обратной связи. Вовлечение граждан через рабочие группы, консультационные панели и волонтерские сообщества улучшило качество государственных услуг благодаря учету реальных потребностей пользователей на всех этапах разработки. Наблюдаемый переход от парадигмы «государство для людей» к парадигме «государство с людьми» не только повысил эффективность сервисов, но и укрепил общественное доверие и чувство сопричастности.

Выводы. Результаты исследования предоставляют понимание эволюции этапов гражданского участия, используемых механизмов и платформ, и могут быть использованы при разработке и адаптации стратегий вовлечения граждан в процессы цифровой трансформации государственного управления в других странах.

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

68-76 8
Аннотация

Введение. Процессы глобализации в мировой экономической системе сопряжены с обострением геополитической напряженности. Актуализируются проблемы защиты национальных интересов, решение которых связано с формированием условий справедливого обмена, что требует перестройки сложившейся системы международных расчетов.

Цель. Современная международная финансовая система находится в состоянии турбулентности, за которой следует неизбежная перестройка в направлении повышения суверенитета отдельных государств и соблюдения национальных интересов. Цель исследования состоит в анализе опыта построения межгосударственных систем взаимных расчетов для выявления возможных направлений развития взаимоотношений в рамках БРИКС с использованием внутриблоковых расчетно-инвестиционных инструментов.

Методы. Работа является логическим продолжением ранее опубликованных авторских исследований. Методами исследования являются структурный анализ институциональной организации мировой финансовой системы с использованием исторического и логического подхода, описание, сравнение, установление причинно-следственных связей в построении финансовой инфраструктуры, формирующей и перераспределяющей денежную ренту, которая представляет собой самостоятельный источник дохода государств-эмитентов платежных инструментов и не всегда присваивается собственником-производителем товара.

Результаты. Представлены возможные варианты организации альтернативной мировой платежной системы в рамках БРИКС. Доказано, что мировая экономика сейчас находится на стадии нового перехода. Альтернатив новой расчетной инфраструктуры две: создание мультивалютной корзины стран-партнеров (по типу экю, евро и т.п.), либо выработка нового цифрового финансового инструмента как абсолютно не имеющего аналогов всеобщего эквивалента. Авторы статьи склонны видеть недостатки в первом подходе ввиду невозможности реализации без учета принципа регионализации, и склоняются к необходимости осуществления качественно нового подхода в организации современных платежных систем на основе производства и биржевой продажи криптовалют.

Выводы. Для стран, входящих в БРИКС и являющихся партнерами этого союза, наиболее справедливым вариантом, исключающим механизм дискриминации и улавливания денежной ренты недружественными субъектами, становится создание блокового платежного средства для взаимных расчетов внутри союза, основанного на паритете национальных экономик, входящих в союз, по типу евро, либо принципиально новая электронная или криптовалюта, инвестировать в производство которой будут входящие в блок страны.

77-86 5
Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию возможностей индивидуального инвестиционного счета, как инструмента развития частного инвестирования в России. Актуальность темы исследования обусловлена развитием частного инвестирования в России, а также возможностями получения налоговых вычетом за счет использования индивидуальных инвестиционных счетов, как инструмента инвестиций.

Цель. Определение характера и степени влияния индивидуальных инвестиционных счетов, на развитие рынка частного инвестирования в России.

Материалы и методы. В качестве теоретической базы используются труды российских и зарубежных ученых. Информационная база исследования представлена данными российских и зарубежных аналитических центров, Московской биржи, Банка России. В статье использованы методы литературного анализа и синтеза информации на основе прошлых публикаций, структурного и динамического анализа, SWOT-анализа, регрессионного анализа.

Результаты. В статье выполнена оценка текущего состояния и перспектив развития розничного инвестирования в России и зарубежных странах. Установлено, что частные инвесторы являются наиболее значимым поставщиком капитала на финансовые рынки. Для определения характера влияния индивидуальных инвестиционных счетов (далее – ИИС) на развитие частного инвестирования проанализированы активы и численность частных инвесторов с 2020 по 2024 г. Установлено, что доля инвесторов с ИИС в общем количестве частных инвесторов уменьшается в течении пяти лет. Активы инвесторов с ИИС в общем объеме активов частных инвесторов составляют менее 3 %. Регрессионный анализ позволил определить, что повышение численности инвесторов с ИИС на 1 тыс. человек увеличивает совокупные активы частных инвесторов на 2,97 млрд руб. Установлено, что развитие частных инвестиций в розничном сегменте финансового рынка России не обусловлено увеличением частных инвесторов с индивидуальным инвестиционным счетом. На основе SWOT-анализа удалось определить будущие стратегии частных инвесторов, использующих ИИС.

Выводы. Обоснована степень влияния ИИС на развитие частного инвестирования в России. Установлено, что степень влияния частных инвесторов с ИИС минимальна, а развитию частного инвестирования способствуют иные факторы. Определены приоритетные стратегии для частного инвестора, использующего ИИС в условиях неопределенного и риска.

87-93 6
Аннотация

Введение. Актуальность изучения оценки уровня социально-экономического развития регионов связана с меняющимся миром, сменой поколений, парадигм, а, значит, и методов оценки уровня развития территории. Процессы цифровизации, стремительно проникающие во все сферы жизнедеятельности; запрос населения на ускорение обмена информацией, на рост качества жизни и качества получаемых товаров и услуг ввиду роста потребностей – всё это важно учитывать при разработке методологии оценки региона. В настоящее время активное внимание уделяется развитию социальной сферы, а также вниманию к человеку не как к единице, только приносящей доход, но к человеку, как личности с внутренним миром, характером, индивидуальными потребностями. Поэтому сегодня активно развиваются теории, основанные на росте человеческого капитала, человекоцентричном подходе. В условиях быстроменяющейся окружающей среде с учетом цифровой трансформации общества и внедрения нейротехнологий в развитие и управление регионом, данная тема требуется глубокого анализа, в частности, изучение зарубежных подходов к оценке уровня развития социально-экономической системы.

Цель. Систематизация российский и зарубежных методологических подходов к оценке социально-экономической системы региона.

Материалы и методы. Исследование выполнено с применением базовых научных методов теоретического познания: теоретического анализ методологий оценки уровня социально-экономического развития региона, синтеза и обобщения изученного материала для выявления ключевых аспектов отечественных и зарубежных методологий к оценке регионального развития.

Результаты и выводы. Систематизация методологических подходов российских и зарубежных ученых к оценке уровня социально-экономической системы региона произведена с акцентом на человекоцентричный подход к сбалансированному развитию региона. Каждый из этих подходов предлагает уникальные взгляды на факторы, определяющие различия в оценке уровня устойчивости и человекоцентричности развития региона. Важным акцентом отечественной и зарубежной практики формирования методологии оценки региона выступают индикаторы цифровой трансформации региона и особенности смены поколений. Понимание этих подходов позволяет глубже анализировать причины и последствия дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития.

94-102 3
Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена: необходимостью автоматизированного анализа деградации АПК (ручная обработка данных по всем регионам и культурам неэффективна, а агломеративная машинная кластеризация позволяет группировать регионы со схожими тенденциями, выявляя наиболее проблемные зоны); рисками для продовольственной безопасности (снижение самообеспеченности ключевыми продуктами требует своевременного принятия мер господдержки, кластеризация помогает ранжировать регионы по степени угрозы и оптимизировать распределение ресурсов); отсутствием единой методики оценки деградации; цифровизацией сельского хозяйства.

Цель. Исследование направлено на анализ деградации сельскохозяйственного производства в регионах РФ, в частности, на выявление регионов с наиболее выраженными процессами упадка в производстве картофеля и других сельхозпродуктов, а также на разработку мер для улучшения ситуации.

Методы. Для анализа использовались методы кластеризации, в частности, алгоритм агломеративной кластеризации, который позволил сгруппировать регионы по схожести показателей деградации сельскохозяйственного производства на основе статистических данных за 2005 и2022 годы.

Результаты. Регионы были разделены на три кластера, где Кластер 2 (42 региона) оказался наиболее деградирующим с точки зрения сельскохозяйственного производства. В этих регионах наблюдаются значительные снижения показателей производства на душу населения и урожайности.

Выводы. Кластерный анализ позволил выделить регионы с наиболее выраженной деградацией сельхозпроизводства, что дает возможность разработать адресные меры поддержки, такие как целевые субсидии, налоговые льготы и программы восстановления инфраструктуры, для улучшения ситуации в этих регионах.

103-116 7
Аннотация

Введение. В изменившихся под влиянием глобальных геополитических трансформаций условиях хозяйствования, формируется новая модель национальной экономики, основанная на принципах стабильности функционирования, устойчивости и конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Среди основных направлений ее поддержки важное значение отводится созданию стабильных и предсказуемых финансовых условий для ее функционирования за счет использования инструментов бюджетно-налоговой политики.

Цель. Анализ современных преобразований в налоговой сфере, осуществляемых в рамках «донастройки» налоговой системы в направлении повышения значимости в ней принципов справедливости, сбалансированности, роста инвестиционной активности, а также создания благоприятных условий для развития экономики и общества в целом.

Материалы и методы. Теоретической основой послужили труды классиков экономической науки, а также работы современных экономистов, посвященные вопросам реформирования налоговой системы, повышения значимости степени использования в ней основных принципов налогообложения и, прежде всего, принципа справедливости. При подготовке статьи использовались общенаучные методы познания экономических явлений, а также табличные и графические методы исследования. Каждый из них применялся адекватно его функциональным возможностям, что позволило обеспечить аргументированность и достоверность обобщений и выводов.

Результаты и выводы. Проведенный анализ результативности антисанкционных мер налогового характера, направленных на содействие и поддержку структурной трансформации экономики в период значительных по масштабам экономических шоков последних лет показал устойчивость и стабильность налоговой системы, что, в т.ч., подтверждается положительной динамикой налоговых доходов на всех уровнях бюджетной системы. В статье дана оценка первого этапа процесса реформирования налоговой системы в направлении повышения ее эффективности и максимизации экономических и социальных выгод, соответствующих долгосрочным приоритетам научно-технического развития. Особое внимание уделено фискальной направленности налоговой реформы за счет реализации комплексного и системного подхода к налогообложению корпоративных и личных доходов, повышению налоговой нагрузки в различных отраслях экономики, включая отрасли природопользования, что обеспечит дополнительные поступления в доходную часть бюджета государства.

Сделаны выводы о том, что реформирование подоходных и рентных налогов, акцизов, а также специальных налоговых режимов в совокупности с инвестиционными стимулами разнопланового характера позволит сократить неравенство в общественном и социально-экономическом развитии, обеспечить рост конкурентоспособности промышленных секторов, а также технологическое развитие экономики в целом.

117-126 4
Аннотация

Введение. Россия, обладающая наибольшими энергетическими мощностями в Европе, имеет самый низкий показатель энергоемкости, который, как известно, характеризует эффективное использование энергетических ресурсов при производстве конечной продукции. На современном этапе развития проблемы снижения энергосбережения являются вызовами и угрозами экономической безопасности страны, региона, хозяйствующего субъекта в условиях шестого технологического уклада. Актуальность исследована обусловлена тем, что в условиях шестого технологического уклада слабо развит методический аппарат анализа вызовов и угроз экономической безопасности, результаты которого могли бы лечь в основу повышения эффективности энергосбережения на федеральном, региональном, местном и корпоративном уровнях управления.

Цель. Выявление, оценка вызовов и угроз в использовании энергосберегающих технологий в системе обеспечения экономической безопасности страны в условиях шестого технологического уклада.

Материалы и методы. В основе исследования лежат общенаучные методы: сравнительный анализ, статистический анализ, контекстный анализ, а также научные труды отечественных ученых по таким темам как влияние снижения материалоемкости на эффективность производства, экономическая безопасность страны, региона, хозяйствующего субъекта, интеграция механизма энергосбережения в корпоративную среду.

Результаты. По результатам исследования выявлено, что на всех уровнях управления (федеральном, региональном, местном и корпоративном) недостаточно эффективно применяются современные высокопроизводительные технологии, потребляющие наименьшее количество материальных ресурсов для производства качественной продукции. В качестве таких технологий предложено использовать элементы замкнутой экономики и вторичное использование отходов производства и потребления. Отмечены преимущества шестого технологического уклада для конечных потребителей и на повышение качество жизни населения. Выявлены основные угрозы экономической безопасности для альтернативной энергетики, которая оказывает значительное влияние на экономическое развитие, использующая прорывные технологии с высоким коэффициент полезного действия. Также отмечено, что прорывные технологии, по своей сущности, не имеют аналогов, что обеспечивают конкурентоспособность отечественных технологий на глобальном рынке.

Выводы. Проведенное исследование показало, что проблемы снижения энергосбережения напрямую влияют на такие комплексные показатели, как энергоемкость валового внутреннего продукта, энергоемкость производства. В целях достижения стратегических задач по снижению энергосбережения необходимо найти управленческие решения по вызовам и угрозам экономической безопасности страны, региона, хозяйствующего субъекта.

127-134 7
Аннотация

Введение. Существующие представления об устойчивом развитии регионов в рамках необходимости достижения экономических, социальных и экологических целей не решает главной проблемы сохранения ассимиляционного потенциала территорий (а). Его значение лежит в области от нуля до 1,0. Чем выше значение (а), тем меньше потребуется платежей на воспроизводство природных ресурсов и качества окружающей среды.

Цель. Найти критерии оценки состояния устойчивого развития региона в рамках новой стратегии сбалансированного природопользования, которые бы не противоречили принципу завершённости экологического единства между состоянием использования и воспроизводства природных ресурсов и качества окружающей среды.

Методы. Цель достигается на основе метода сравнительной оценки баланса между темпами экономического роста, темпами воспроизводства природных ресурсов и качества окружающей среды в рамках ассимиляционного потенциала территории региона. На этой основе рассчитывается доля затрат (платежей) на воспроизводство природных ресурсов и качества окружающей среды в рамках критерия завершенности экологического единства между состоянием природных ресурсов и качества окружающей среды.

Результаты. Для перехода к новой стратегии природоохранного и природоресурсного регулирования в рамках достижения целей устойчивого развития отчисления на воспроизводство природных ресурсов и качества окружающей среды (платежи) должны определяться общей стоимостью кратной 1,618 доли от прироста валового регионального продукта. Если такое условие выполняется, то при любых темпах экономического роста ассимиляционный потенциал (а) не может быть меньше величины 0,618.

Выводы. В условиях экспериментального расчёта величины (а) и его возрастании на величину больше 0,618, пропорционально уменьшается доля платежей на воспроизводство природных ресурсов и качество окружающей среды. Только в таком случае возможна непротиворечивая оценка состоянию устойчивости развития региона самими природопользователями и контролирующими природоохранными органами разного уровня управления по состоянию достигнутого уровня валового регионального продукта.

135-145 7
Аннотация

Введение. Актуальность статьи обусловлена тем, что в условиях высокой ключевой ставки и экономической изменчивости сокращается возможность оперативного привлечения дополнительных источников доходов для местного бюджета. Данная проблема уже коснулась города Ростова-на-Дону, который в конце 2024 года посчитал нерациональным привлекать средства коммерческого кредита для покрытия кассовых разрывов. В данной ситуации для соблюдения принципа сбалансированности муниципального бюджета стоит особое внимание уделить кассовому планированию и исполнению.

Цель. Авторы поставили своей задачей комплексное исследование процесса мониторинга кассового исполнения бюджета на примере города Ростова-на-Дону. В рамках исследования были выявлены особенности, проблемы и механизмы эффективного бюджетного планирования на уровне муниципалитета.

Методы. Методологическую основу исследования составили общенаучный и частно-научный методологический инструментарий: анализ научно-правовой базы, статистический метод, аналитический метод и метод документального анализа.

Результаты. В исследовании представлены основные результаты, включающие детальный анализ бюджетного процесса города Ростова-на-Дону за 2024 год с акцентом на ключевые показатели и тенденции кассового исполнения. Кроме того, выявлены закономерности исполнения бюджета, проанализированные в разрезе различных источников финансирования, что позволило глубже понять механизмы расходования средств. Также определены и детально рассмотрены основные причины неисполнения кассового плана, что служит основой для предложенных рекомендаций по оптимизации бюджетного процесса.

Выводы. В анализе бюджетного процесса города Ростова-на-Дону можно выделить следующие характеристики: высокий уровень исполнения бюджета, который достигает 95% и выше в 10 из 12 отчетных месяцев, стабильность показателей по средствам вышестоящих бюджетов, однако наблюдаются колебания в исполнении местного бюджета. Среди ключевых проблем кассового исполнения можно отметить недобросовестное поведение поставщиков, нарушение сроков поставки товаров и несвоевременное предоставление необходимых документов или услуг.

146-152 3
Аннотация

Введение. Постепенное восстановление деловой активности, адаптация к трансформирующимся условиям нового устройства международных торговых отношений и резкий рост промышленного производства в странах Юго-Восточной Азии и особенно в Китае подстегнул спрос на российский уголь. Несмотря на многие благоприятные факторы, сложившиеся на рынке угля, стоит отметить и ряд проблем, основными из которых являются санкции недружественных стран в отношении угольных компаний и их собственников. Соответственно, вопросы повышения экономической безопасности предприятий угольной отрасли промышленности выходят на повестку дня с новыми угрозами и аспектами, требующими новых подходов к решению современных проблем.

Цель. В качестве цели исследования авторы заявили разработку модели минимизации рисков при обеспечении экономической безопасности предприятий угольной отрасли промышленности. Задачами исследования являлись исследование подходов к понятию экономической безопасности и роль минимизации рисков при обеспечении экономической предприятий угольной отрасли промышленности.

Методы. Теоретико-методологическую базу исследования составили фундаментальные знания положения управления рисками и экономической безопасности, а также отражающие отраслевую специфику угольной отрасли промышленности. В работе были применены методы анализа и синтеза, сравнительного анализа, индукции и дедукции, графической интерпретации данных, а также использован системный и причинно-следственный подходы, позволяющие рассмотреть угольную промышленность как часть системы национальной экономической безопасности, выявить взаимосвязи между процессами минимизации рисков и обеспечения экономической безопасности.

Результаты. Представлена авторская модель минимизации факторов риска при обеспечении экономической безопасности угольной отрасли промышленности, в которой отражен авторский взгляд на данный процесс. Отличительными особенностями авторского подхода является расширенная система мониторинга и сбора информации о возможных источниках рисковых событий.

Выводы. В статье доказывается, что усовершенствованная модель минимизации факторов риска при обеспечении экономической безопасности угольной отрасли промышленности учитывает изменения среды, при помощи системы индикаторов, отражающей появление потенциальных рисковых событий, что позволяет учесть максимальное количество факторов риска и оценить степень их влияния на деятельность предприятий исследуемой отрасли.

153-162 7
Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу вызовов, стоящих перед современным цифровым маркетингом, и роли веб-аналитики в обеспечении принятия обоснованных управленческих решений на российских предприятиях малого и среднего бизнеса. В работе исследуются этапы развития веб-аналитики, с акцентом на переходе от базового мониторинга позиций в поисковых системах к прогнозированию продаж, основанному на методах искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется применению российских интеллектуальных системы бизнес-аналитики (BI-систем) для решения задач автоматизации и оптимизации маркетинговых усилий с целью достижения максимальной эффективности в области планирования и развития организации.

Цель. Исследование роли веб-аналитики как ключевого инструмента повышения эффективности цифрового маркетинга, анализ ее развития и возможностей применения для автоматизации маркетинговых процессов. Актуальность темы обусловлена динамичным развитием цифрового маркетинга в России и ростом конкуренции в онлайн-среде, что требует от бизнеса оперативного и обоснованного принятия решений. В условиях быстроменяющихся пользовательских предпочтений, усиления регулирования интернет-рекламы и необходимости повышения эффективности рекламных бюджетов традиционные методы веб-аналитики становятся недостаточными.

Материалы и методы. Анализ научной и специализированной литературы по веб-аналитике, цифровому маркетингу и технологиям искусственного интеллекта (ИИ), обзор эффективных интегрированных маркетинговых инструментов, а также изучение аналитических платформ (Яндекс.Метрика, Roistat) и BI-систем визуализации данных.

Результаты. Результаты исследования свидетельствуют о том, что веб-аналитика играет значительную роль в цифровом маркетинге, требуя не только применения различных инструментов и сервисов, но и способности структурировать данные, формулировать гипотезы и прогнозировать поведение пользователей на сайте. Эффективная интеграция веб-аналитики в систему цифрового маркетинга предприятия может существенно повысить качество и производительность его интернет-стратегий, а также оптимизировать работу маркетинговой системы в целом, предоставляя своевременную информацию о потребительском поведении и восприятии бренда.

Выводы. Применение систем сквозной аналитики и BI-систем играет важную роль в развитии цифрового маркетинга, способствуя углубленному анализу данных, автоматизации процессов и персонализированному взаимодействию с клиентами. Дальнейшие исследования следует направить на разработку методик оценки влияния ИИ, оптимизацию интеграции аналитических систем и совершенствование образовательных программ для подготовки специалистов в данной области.

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА

163-170 6
Аннотация

Введение. Переход к информационному обществу постмодерна детерминирует активизацию модернизационных процессов, затрагивавших практически все сферы общества, не исключением являются политические системы. Для современных государств необходимо выявить особенности политической модернизации, которые определяются сложным взаимодействием исторических, культурных, социально-экономических и геополитических факторов. В настоящее время не существует универсальной эффективной модели политической модернизации, и каждая страна должна искать свой собственный путь развития.

Цель. Анализ современных теорий и практик политической модернизации и выявление особенностей политической модернизации стран относящихся к незападной цивилизаций.

Методы. К основным теоретическим методам относятся: системный анализ, социально-конструктивистский анализ, структурно-функциональный метод, социокультурный анализ, институциональный, неоинституциональный подходы.

Результаты. Выявлено, что процессы модернизации имеют существенные отличия в зависимости от цивилизационных факторов. Если в странах западной цивилизации модернизационные процессы детерминированы историческим эволюционным развитием либеральных ценностей и политической культуры, то в незападных цивилизациях, к которым можно отнести цивилизации Южной Азии (South Asia), цивилизации Латинской Америки (Latin America), африкано-исламские цивилизации (African-Islamic), конфуцианские цивилизации (Confucian), а также православные цивилизации (Orthodox), процессы политической модернизации тесно связаны не только с социокультурным, но и с социально-экономическим состоянием входящих в данные незападные цивилизации стран.

Выводы. Теория политической модернизации наглядно показывает то, как практически происходит поэтапная или стихийная замена традиционных социокультурных ценностей на гражданские в ходе демократизации политической системы. Традиционные социокультурные ценности в незападных цивилизациях заменяются гражданскими различным образом, что непосредственно влияет на интенсивность процесса политической модернизации.

171-180 4
Аннотация

Введение. Доверие к власти формируется из отношения к политической информации и к миру политики, в целом. Доверие к власти определяется отношением населения к политическим объектам и субъектам, к политическим партиям, группам и объединениям; политическим лидерам; государству и международным организациям – ко всем объектам в сознании граждан, ассоциируемым с властью и государством. Несмотря на то, что политика как сфера деятельности всегда ассоциируется с борьбой за власть, в которой применяются различные средства, вопрос доверия между обществом и властью затрагивает нравственную сферу, а значит определяет качество жизни общества.

Цель. Определить функции институционального доверия к власти. Междисциплинарные исследования анализируют множество функций доверия, однако в русле политологического подхода недостаточно изучен функционал институционального доверия к власти.

Методы. Использован метод системного анализа теорий доверия, который позволил определить функциональный спектр институционального доверия.

Результаты. Определен функциональный спектр доверия, который остается дискуссионным и открытым к дополнениям. Доверие к власти рассматривается как социально-политическое явление, выполняющее множество значимых функций, регулирующих взаимоотношения между обществом и государством. Среди функций доверия к власти: 1) функция обратной связи; 2) функция углубления взаимоотношений; 3) функция психологического облегчения; 4) функция дополнительного социального ресурса; 5) комплементарная / гуманистическая функция; 6) редукционная функция; 7) защитная функция; 8) инструментальная функция; 9) функцию гармонизации отношений субъекта с государством, обществом и самим собой.

Выводы. Значимо, что доверие к власти не выступает простой и однозначной характеристикой современного общества. Доверие как социально-политическая явление может быть охарактеризовано как более сложная и многомерная категория. Оно не может и не должно быть безусловным. Однако сохраняемый уровень доверия к власти является показателем динамики общественных взаимоотношений, без которых невозможно стабильное и планомерное экономической, социальное и политическое развития современной России. Опираясь на перечисленный функционал, целесообразно анализировать и оценивать уровень доверия к власти со стороны населения.

181-190 11
Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию трансформации механизмов рекрутирования политико-административной элиты в современной России в условиях цифровизации и геополитической нестабильности. Автор акцентирует влияние цифровых технологий на социальные системы, подчеркивая их роль в оптимизации управленческих процессов и адаптации элит к новым вызовам (пандемии, геополитические конфликты).

Цель. Анализ эволюции каналов и методов рекрутирования элиты, оценка их эффективности в контексте цифровой трансформации, а также выявление угроз и перспектив, связанных с интеграцией технологий (Big Data, искусственный интеллект, блокчейн) в процессы формирования правящего класса.

Методы. В работе применены сравнительный и теоретический анализ, системный и исторический подходы, социологические методы, а также анализ эмпирических данных и научных концепций.

Результаты. Выявлено доминирование традиционных каналов рекрутирования: государственный аппарат и военно-силовой блок. Отмечено усиление роли цифровых инструментов: конкурсы и программы переподготовки кадров, гибридные модели, алгоритмический отбор кадров. Установлено, что цифровизация создает бифуркацию: расширяет доступ к элите, но повышает риски кибератак, фейков и монополизации данных.

Выводы. Автор делает вывод о необходимости баланса между инновациями и преемственностью. Для устойчивости системы предложены меры: развитие IT-суверенитета, внедрение меритократических принципов с использованием Big Data, усиление медийной прозрачности власти. Подчеркивается, что гибридизация элит (симбиоз административных каналов и цифровых инструментов) становится ключевым фактором адаптации к глобальным вызовам. Исследование вносит вклад в элитологию, определяя перспективы изучения этических аспектов применения ИИ и долгосрочных эффектов цифровизации политических процессов.

191-203 25
Аннотация

Введение. Искусственный интеллект все глубже проникает в сферу политики во всем мире. Алгоритмы и нейросети сегодня способны создавать тексты, изображения и видео, анализировать большие данные и даже имитировать человеческое общение. С каждым годом наблюдается все большее проникновение «нечеловеческого разума» в процессы политической коммуникации. Столь масштабное проникновение в чувственную сферу политики неизбежно вызывает интерес со стороны государства и общества, а также попытки упорядочить эти процессы.

Цель. На основе анализа особенностей применения искусственного интеллекта (ИИ) в политическом управлении Российской Федерации выявить правовые и этические проблемы и выработать предложения по повышению результативности политической коммуникации в условиях цифровизации.

Методы. Методологическую основу исследования составил междисциплинарный подход, базирующийся на агрегировании политических, правовых и управленческих концепций, анализирующих проблемы и возможности использования ИИ в политической сфере. Применен качественный анализ документов и экспертных данных междисциплинарного характера. использовался институциональный и коммуникативный подход.

Результаты. Статья посвящена анализу использования искусственного интеллекта в политических процессах Российской Федерации. Рассматриваются как позитивные аспекты применения ИИ в политическом управлении, так и потенциальные риски, связанные с манипулированием общественным мнением, прозрачностью алгоритмов и использованием персональных данных. Особое внимание уделяется нормативно-правовому регулированию ИИ в РФ, существующим законодательным пробелам и этическим дилеммам. Анализируется опыт применения ИИ государственными структурами и политическими партиями, включая автоматизацию госуслуг, анализ общественного мнения и использование нейросетей в избирательных кампаниях. В заключение даются рекомендации по развитию правового регулирования и сохранению баланса между технологическим прогрессом и демократическими ценностями.

Выводы. В статье доказывается, что искусственный интеллект становится частью внешнего ландшафта в Российской Федерации, хотя процесс его развития находится на начальном этапе. Однако его дальнейшее влияние на политику будет зависит от того, как именно он будет использоваться и регулироваться. Российская специфика (сочетание стремлений к технологическому суверенитету, сильная роль государства и одновременный интерес бизнес-игроков) создает особый контекст, в котором решения в области ИИ могут иметь долгосрочные последствия для моделей управления и степени открытости политической системы.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ

204-211 17
Аннотация

Введение. Цифровые инновационные технологии становятся неотъемлемым элементом трансформации современных политических систем, оказывая существенное влияние на структуру и динамику избирательного процесса. Их внедрение сопровождается не только ростом эффективности и доступности электоральных процедур, но и возникновением новых политико-правовых рисков, связанных с легитимностью, прозрачностью и нормативным регулированием.

Цель. Политико-правовой анализ цифровизации избирательного процесса в Российской Федерации с акцентом на институциональные модели внедрения инновационных технологий.

Методы. Сравнительно-правовой анализ этапов внедрения цифровых решений на выборах в Москве в 2019 г., а также на всероссийском голосовании по поправкам в Конституцию РФ в 2020 г. и на выборах в Государственную Думу в 2021 г. Теоретико-методологическое моделирование подходов к цифровой трансформации избирательного процесса с использованием институционального и системного подходов.

Результаты. Установлено, что цифровизация избирательной системы в России осуществляется в условиях смешанного подхода, сочетающего технологическую нейтральность с элементами правовой институционализации. Выявлены пять концептуальных моделей внедрения цифровых технологий в выборы, отличающихся степенью нормативного вмешательства и трансформации избирательных процедур. Обозначены ключевые проблемные зоны цифровизации избирательного процесса – нормативная фрагментация регулирования, а также вопрос легитимности избирательных процедур и уровня общественного доверия к их результатам

Выводы. Цифровизация избирательного процесса представляет собой политически значимый процесс реализации механизмов демократического участия. В условиях сохраняющейся нормативной фрагментации и общественного недоверия ключевым политико-правовым вызовом становится выработка устойчивой стратегии управления процессом цифровизации выборов, способной одновременно поддерживать институциональную стабильность и адаптироваться к требованиям цифровой эпохи.

212-221 18
Аннотация

Введение. В условиях перехода от институциональной к платформенной логике политического взаимодействия (цифровые площадки, цифровые сети) электоральное поведение приобретает фрагментарный, ситуативный и алгоритмически детерминированный характер. Эти изменения отражают не просто технологическую модернизацию, а глубокий сдвиг в структуре политической субъектности, при котором цифровая среда становится основным пространством формирования и выражения гражданской воли. Настоящее исследование направлено на теоретико-аналитическое осмысление механизмов цифровой социализации и их влияния на трансформацию электоральной динамики.

Цель. Выявить трансформационные процессы политической социализации и их влияние на структуру и динамику электорального поведения в условиях социотехнологической перестройки публичного пространства.

Методы. В исследовании использованы методы социополитического анализа, включая структурно-функциональный подход к изучению механизмов политической социализации, а также элементы дискурсивной и институциональной аналитики. Эмпирическая база формировалась на основе междисциплинарного синтеза данных современных исследований цифровой политической коммуникации, электоральной социологии и сетевой теории.

Результаты. Анализ, проведенный в рамках данного исследования, продемонстрировал, что цифровая среда существенно влияет на форму политической социализации, модернизируя электоральное поведение из стабильной институциональной практики в фрагментарную и ситуативную активность, детерминированную алгоритмически управляемыми потоками информационных ресурсов (иначе манипуляция общественным сознанием через цифровую среду). Формируются новые типы политической субъектности, в которых доминируют поведенческая персонализация (индивидуальная субъектность), медиаплатформизация и цифровая мобилизация (коллективная субъектность). Также установлено, что традиционные институты участия в избирательных процессах теряют монополию на политическую электоральную социализацию граждан, уступая ее цифровым медиасредам и неформальным сетевым сообществам. Под влиянием этих процессов трансформируются каналы политической коммуникации, происходит эрозия устойчивых политических идентичностей и нарастает электоральное расслоение.

Выводы. Цифровизация формирует качественно новую структуру политической социализации, в рамках которой электоральное поведение становится отражением глубинных изменений в социальной структуре, коммуникационных практиках и механизмах политического участия. В новых политических реалиях эффективность избирательного процесса зависит не столько от технологического прогресса, сколько от способности политических систем адаптироваться к новой логике социализации и репрезентации. Успешность такого перехода требует институциональной гибкости и переосмысления нормативных моделей взаимодействия граждан с публичной властью.

222-229 7
Аннотация

Введение. Цифровизация избирательного процесса становится ключевым фактором повышения эффективности демократии, что требует внимательного изучения как глобальных трендов, так и специфики их реализации в России. Применение электронных систем голосования и новых технологий в электоральных процессах открывает широкие возможности, но также создает риски, требующие анализа.

Цель. Настоящее исследование направлено на выявление актуальных трендов цифровизации избирательного процесса в мировом масштабе и их соотнесение с российской практикой с целью оценки как положительных, так и отрицательных аспектов внедрения цифровых технологий в выборный процесс.

Материалы и методы. В исследовании использованы данные из международных и российских научных источников, официальные документы, статистические данные и экспертные мнения. Применены методы сравнительного анализа, кейс-стадии, качественного анализа и контент-анализа для комплексного подхода к анализу текущих практик и их последствий.

Результаты. Результаты исследования показывают, что цифровизация выборных процессов повышает доступность и удобство голосования, однако создание систем с высоким уровнем доверия остается серьезной задачей. В России внедрение дистанционного электронного голосования позволяет большему числу избирателей участвовать в выборах, но также поднимает вопросы безопасности и конфиденциальности. Наблюдается необходимость в пересмотре правовых норм и усилении защиты данных.

Выводы: Цифровизация избирательного процесса имеет потенциал для повышения легитимности и прозрачности выборов, однако требует эффективного правового регулирования и активного участия граждан в электоральных процедурах. Рекомендации включают внедрение международного опыта для решения актуальных проблем и улучшения доверия населения к цифровым технологиям в сфере выборов.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ

230-240 6
Аннотация

Введение. Тема ценностей вообще, равно как и проблема их изучения, в частности, набирает все большую популярность в современном российском дискурсе, что объясняется значимым ускорением социальных изменений, опосредованных геополитическими и внутриполитическими процессами, а также обновленными рамками нормативно-правового регулирования: усиления интеграции в общественную жизнь традиционных российских ценностей, закрепленных Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Такое положение дел предполагает необходимость социологической диагностики ценностного пространства современного российского общества вообще и студенческой молодежи, как потенциала социально-экономического развития страны, в частности.

Цель. Разработать и описать эмпирическую модель анализа социальных ценностей, в основе которой лежит представление о необходимости использования комплекса индикаторов для их совокупной оценки.

Методы. К индикаторам оценки социальных ценностей автором отнесены: ценностные отношения, ценностные предпочтения, ценностные установки, ценностные действия. На основе предложенного подхода разработан социологический инструментарий, апробированный в ходе диагностики пространства ценностей студенческой молодежи. Опрос проведён с 17 мая по 1 июня 2023 г. (N=4338).

Результаты. Результаты апробации эмпирической модели анализа социальных ценностей продемонстрировали выраженную разрозненность отношения респондентов к предложенным индикаторам их измерения, что объясняется наличием заметного разрыва между пониманием идеального представления о ценностях и реального следования им.

Выводы. Апробированная эмпирическая модель анализа социальных ценностей может лечь в основу изучения социальных ценностей не только иных социально-демографических групп, но и российского общества в целом.

241-251 8
Аннотация

Введение. Современная система здравоохранения подвергается значительным изменениям за счет процессов цифровой трансформации, что требует от медицинских специалистов не только глубоких профессиональных знаний, но и быстрой адаптации к инновациям, развитых коммуникативных и цифровых навыков.

Цель. Выявление ключевых компетенций врача будущего, определение значимости soft skills в профессиональной деятельности и анализ влияния цифровых технологий на медицинскую практику.

Материалы и методы. В рамках исследования в ноябре–декабре 2024 года проведены полуструктурированные экспертные интервью с 10 специалистами: врачами, организаторами здравоохранения и разработчиками цифровых сервисов. Интервью состояли из трех тематических блоков, охватывающих вопросы цифровой трансформации, изменения роли врача и оценки модели цифровых компетенций.

Результаты. Эксперты выделяют три ключевых направления трансформации роли врача: интеграция и критическая интерпретация данных о пациенте; развитие партнерской коммуникации и вовлеченности пациента в лечебный процесс; необходимость психологической устойчивости врача. Также эксперты отмечают роль soft skills: эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, способность к критическому мышлению как важных факторов принятия цифровых изменений. Развитие hard skills, включая навыки работы с информационными системами, голосовым и слепым вводом, а также взаимодействие с искусственным интеллектом, становится обязательным условием профессионального роста.

Выводы. Цифровая трансформация медицины требует от врачей сочетания технических, коммуникативных и аналитических навыков. Поэтому в образовательных программах необходимо усилить внимание к развитию soft skills, интегрируя их в процесс обучения. Формирование комплексной системы обучения врачей будет способствовать снижению уровня тревожности, повышению профессиональной удовлетворенности и улучшению качества медицинской помощи.

252-263 8
Аннотация

Введение. Развитие гражданского самосознания становится ключевым аспектом в создании сильного и зрелого общества. Это обусловлено необходимостью воспитания людей, готовых активно участвовать в общественной жизни. Особенно это касается России, где текущие социально-политические вызовы требуют вовлеченности всех слоев населения. Комплексный подход к гражданскому воспитанию предполагает фундаментальные изменения в философии образовательного пространства современной России, а именно – возвращение воспитательной компоненты в программу деятельности образовательных учреждений.

Цель. Проанализировать опыт применения аксиологического и цивилизационного подхода к изучению гражданской идентичности.

Теоретические основы. Одна из ключевых задач аксиологического подхода заключается в поиске и анализе фундаментальных принципов, на которых строится общественная жизнь страны и ее государственность. Такими ценностными доминантами в современной России на сегодняшний день выступают семья и традиции, общественное согласие и патриотизм. Реализация аксиологического подхода к гражданскому воспитанию сталкивается с рядом вызовов, включая необходимость преодоления наследия советского периода, когда формирование гражданской идентичности часто осуществлялось в рамках герметичных идеологических конструктов. Сегодня же задача состоит в том, чтобы, приобщать молодежь к активному участию в жизни общества, основываясь на уникальном историческом опыте России, что является одной из ключевых составляющих цивилизационного подхода. Отдельное внимание будет уделено операционализации понятий гражданственности и патриотизма; выдвинут тезис о взаимозависимости категорий гражданского и патриотического. Такой подход позволяет более продуктивно проектировать программы гражданского воспитания, встраивая их в систему непрерывной социализации гражданина.

Результаты. В современном обществе на первый план выходит необходимость активизации гражданской сознательности, а также понимания исторического и культурного наследия. Этот процесс требует выработки новаторских стратегий, особенно в контексте воспитательной работы с молодежью. Ключевыми проблемами в этой области являются недостаток устойчивой ценностной системы, которая могла бы служить основой, а также несогласованность действий, препятствующая формированию эффективных механизмов социального активизма.

Выводы. Изучение применения аксиологического и цивилизационного подходов при исследовании гражданской идентичности позволило обозначить ключевые проблемные аспекты, с которыми сталкивается сфера гражданского воспитания в России, а также формулировать стратегии её оптимизации и развития в будущем.

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

264-271 5
Аннотация

Введение. Цифровые технологии используются во многих сферах деятельности, не является исключением и сфера государственного управления. При цифровизации в государственной сфере появился термин «электронное правительство». Смысл электронного правительства – во взаимодействии с государством посредством информационных технологий. Сервисами электронного правительства пользуются как граждане и бизнес, так и сами государственные организации.

Цель. Определить, какие возможности создаёт электронное правительство для трёх акторов: граждан, бизнеса и государственных организаций. Проанализировать, как электронное правительство способствует взаимодействию граждан, бизнеса и государственных организаций.

Методы. Методология исследования основывается на анализе применения систем электронного правительства гражданами, бизнесом и государственными организациями, а также на анализе работ зарубежных и отечественных исследователей по теме электронного правительства и электронного государства.

Результаты. Электронное правительство создаёт большое количество возможностей для граждан, бизнеса и государственных организаций. Для граждан значительно расширяются возможности по получению государственных услуг. Граждане могут узнавать информацию о предоставлении государственных услуг и отправлять заявление на их предоставление онлайн. Также граждане могут взаимодействовать между собой посредством сервисов электронного правительства. Электронное правительство позволяет организациям из частного сектора сократить расходы на взаимодействие с государственными организациями, принимать участие в электронных инициативах по поддержке бизнеса. Организации из государственного сектора посредством электронного правительства могут оптимизировать свои внутренние процессы и выстраивать взаимодействие с другими государственными организациями.

Выводы. Электронное правительство – это инструмент, который трансформирует взаимодействие между различными участниками общества, включая граждан, бизнес и государственные организации. Для каждой из трёх сторон цифровая трансформация государства создаёт уникальные возможности. Сервисы электронного правительства позволяют повысить эффективность, прозрачность и доступность государственных услуг. Внедрение электронного правительства является важным шагом на пути к повышению эффективности государственного управления.

272-281 34
Аннотация

Введение. Управление развитием цифровых платформ стало одним из ключевых направлений государственной цифровой повестки в XXI веке. В условиях глобальной конкуренции государства Китая и России стремятся выработать устойчивые механизмы управления развитием цифровых платформ.

Цель. Сравнительный анализ государственной политики в области развития цифровых платформ в Китайской Народной Республике и Российской Федерации. Поставлена задача выявить различия и сходства в подходах к регулированию платформ, а также систематизировать этапы изменений участия государств в управлении развитием цифровых платформ.

Методы. Методологическую основу исследования составляют системный анализ и историко-экономический анализ государственной политики управления развитием цифровых платформ в двух странах с разными политико-экономическими системами.

Результаты. В исследовании представлена систематизация платформенной политики Китая и России. Китайская модель характеризуется высокой степенью политического контроля, технологической автономией и экспортной ориентацией платформ, тогда как российская – демонстрирует гибридную структуру с опорой на государственные и коммерческие цифровые платформы. Выявлены барьеры развития платформ в Российской Федерации: зависимость от иностранных технологий, кадровый дефицит, фрагментарность нормативной базы.

Выводы. В Китае реализована поэтапная стратегия развития цифровых платформ: от формирования материально-технической базы, обеспечившую технологическую самодостаточность страны – к росту частных инициатив и инноваций на фоне протекционизма. Для России данный опыт может быть актуален в контексте сохраняющейся технологической зависимости от зарубежных технологий и оборудования. Следовательно, приоритетом государственной политики должно стать развитие отечественного высокотехнологичного производства, особенно в сфере микроэлектроники и цифровой инфраструктуры.

282-293 4
Аннотация

Введение. Цифровая трансформация государственного управления в России представляет собой многоаспектный процесс, характеризующийся переходом от модели электронного правительства к концепции «государства как платформы». Несмотря на значительные инвестиции и стратегические инициативы в рамках национальной программы «Цифровая экономика», сохраняются существенные вызовы, включая нормативно-правовые ограничения, недостаточную интероперабельность информационных систем и дефицит цифровых компетенций у государственных служащих.

Цель. Комплексный анализ процессов цифровой трансформации государственного управления в России.

Методы. Системный подход к анализу процессов цифровой трансформации государственного управления, сочетающий институциональный, технологический и организационный аспекты реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ». Исследование опирается на концепцию уровней цифровой зрелости и теорию перехода от электронного правительства к «умному правительству».

Результаты. Выявлены ключевые тенденции цифровизации государственного управления, включая формирование Национальной системы управления данными, внедрение платформенных решений и развитие суперсервисов. Определены пять уровней цифровой зрелости государственного управления, от базовой информатизации до полноценного «умного правительства». Установлено, что эффективность цифровой трансформации определяется не только технологическими инновациями, но и институциональными изменениями, включая совершенствование нормативно-правовой базы и развитие цифровых компетенций.

Разработаны рекомендации по совершенствованию механизмов цифровизации государственных и муниципальных услуг, включая внедрение сбалансированной системы показателей для оценки эффективности цифровой трансформации, поэтапную стратегию внедрения цифровых инструментов и создание единой цифровой экосистемы государственного управления.

Выводы. Успешная цифровая трансформация государственного управления требует комплексного подхода, учитывающего технологические, организационные, правовые и социокультурные аспекты. Ключевыми факторами успеха выступают согласованность законодательной базы с темпами технологического развития, интеграция информационных систем различных ведомств и уровней власти, развитие цифровых компетенций государственных служащих, обеспечение информационной безопасности и формирование культуры использования данных при принятии управленческих решений. Переход к модели «государства как платформы» позволит преодолеть межведомственную разобщенность и создать интегрированную систему цифровых сервисов, повышающую качество государственного управления и удовлетворенность граждан государственными услугами.

294-300 20
Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности взаимодействия государства и общества в эпоху цифровых трансформаций, а также растущим запросом граждан на участие в управлении публичной политикой. Цифровизация открывает новые горизонты для развития механизмов общественного контроля, однако сопровождается рядом вызовов, таких как цифровое неравенство, информационная безопасность и манипулятивный потенциал технологий.

Цель. Проанализировать современные механизмы реализации общественного контроля над публичной политикой в условиях цифровизации, выявить их преимущества и недостатки, а также предложить рекомендации по совершенствованию данных инструментов. В данной связи им были рассмотрены ключевые цифровые платформы и технологии, такие как порталы электронных петиций, платформы открытых данных и проекты электронного участия.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили системный анализ, формально-юридический метод, сравнительный анализ, контент-анализ и социологический метод. В процессе исследования были проанализированы ключевые цифровые платформы и ресурсы, способствующие формированию новых форм взаимодействия власти и общества, включая портал Федеральной службы государственной статистики, платформу открытых данных data.gov.ru, проекты органов исполнительной власти («Активный гражданин», Общественный совет при Министерстве просвещения РФ), а также независимые аналитические площадки (ВЦИОМ, TAdviser, НАФИ). Для оценки эффективности цифровых инструментов общественного контроля использовались данные исследовательских центров и статистическая информация.

Результаты. Представлена авторская критика некоторых сторон цифровых инструментов общественного контроля, таких как низкая вовлеченность населения, проблемы цифрового неравенства, информационной безопасности и риски манипулятивного влияния технологий. Высказаны аргументы в защиту потенциала цифровых платформ для повышения прозрачности государственной деятельности, расширения возможностей участия граждан в управлении и улучшения механизмов обратной связи через инструменты вроде открытых данных, электронных петиций и онлайн-консультаций. Показано авторское видение проблемы сочетания и разрешения противоречий между так называемыми абсолютными подходами (например, чисто технологические решения без учета социального контекста) и относительными теориями (где акцент делается на адаптацию технологий под запросы общества), предлагая баланс между внедрением цифровых инноваций и обеспечением их доступности, прозрачности и защищенности для всех групп населения.

Выводы. В статье доказывается, что цифровизация существенно трансформирует механизмы общественного контроля над публичной политикой, предоставляя новые инструменты для взаимодействия государства и общества, такие как электронные петиции, открытые данные, онлайн-консультации и социальные медиа. Однако их эффективность ограничивается рядом факторов, включая цифровое неравенство, недостаточную вовлеченность населения, информационную безопасность и риски манипулятивного влияния технологий. Автор подчеркивает необходимость совершенствования регулирования цифровых платформ, внедрения инновационных решений (например, блокчейн и искусственный интеллект) и обеспечения баланса между прозрачностью, доступностью и защищенностью процессов общественного контроля для повышения доверия граждан к государственным институтам.

301-313 5
Аннотация

Введение

В эпоху Индустрии 4.0 цифровая экономическая среда отличается повышенной неопределенностью и непредсказуемостью. Являясь важным субъектом реальной экономики, традиционные промышленные предприятия должны использовать цифровые технологии и инновационное мышление для обновления своих бизнес-моделей для обеспечения более быстрой и эффективной цифровой трансформации и устойчивого развития для выживания и развития хозяйствующих субъектов в сложной и нестабильной рыночной среде. В соответствии с этим цель исследования – эмпирическое изучение соответствующих процессов.

Материалы и методы

На основе обзора и анализа литературы были построены теоретические модели цифровых способностей, инноваций устойчивых бизнес-моделей, обнаружения цифровых возможностей и их создания. Также были разработаны шкалы измерения вышеуказанных четырех переменных. В ходе эмпирического исследования по анкетированию известных промышленных предприятий в 31 административной провинции Китая были проведены описательный статистический анализ, структурный анализ, корреляционный анализ и регрессионный анализ переменных анкеты с использованием программного обеспечения для анализа данных SPSS 22.0.

Результаты

Исследование показало, что цифровые возможности промышленных предприятий оказывают значительное положительное влияние на инновации устойчивых бизнес-моделей. Поиск и создание цифровых возможностей постоянно играют промежуточную роль между ними. Теоретическая модель и гипотеза были проверены.

Выводы

Все мнения и выводы, содержащиеся в этом исследовании, могут найти практическое применение в деятельности промышленных предприятий в современной цифровой среде. Однако создание, применение и продвижение цифровых возможностей предприятий и механизмов, влияющих на инновации бизнес-моделей, являются сложным, долгосрочным и динамичным процессом. Вопрос о том, могут ли предприятия в разных отраслях или в разных регионах получить одинаковые результаты исследований на разных этапах развития и в разных экономических условиях, требует дальнейшего изучения.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЮБИЛЕЙНЫЕ СТРАНИЦЫ

 
315-316 4
Аннотация

27 мая 2025 г. исполнилось 75 лет доктору социологических наук, профессору кафедры государственного и муниципального управления ЮРИУ РАНХиГС Владимиру Антоновичу Сологубу.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-1690 (Print)
ISSN 2687-0290 (Online)