Потенциал аксиологического и цивилизационного подходов для развития гражданского воспитания в современной России
EDN: WDPTFY
Аннотация
Введение. Развитие гражданского самосознания становится ключевым аспектом в создании сильного и зрелого общества. Это обусловлено необходимостью воспитания людей, готовых активно участвовать в общественной жизни. Особенно это касается России, где текущие социально-политические вызовы требуют вовлеченности всех слоев населения. Комплексный подход к гражданскому воспитанию предполагает фундаментальные изменения в философии образовательного пространства современной России, а именно – возвращение воспитательной компоненты в программу деятельности образовательных учреждений.
Цель. Проанализировать опыт применения аксиологического и цивилизационного подхода к изучению гражданской идентичности.
Теоретические основы. Одна из ключевых задач аксиологического подхода заключается в поиске и анализе фундаментальных принципов, на которых строится общественная жизнь страны и ее государственность. Такими ценностными доминантами в современной России на сегодняшний день выступают семья и традиции, общественное согласие и патриотизм. Реализация аксиологического подхода к гражданскому воспитанию сталкивается с рядом вызовов, включая необходимость преодоления наследия советского периода, когда формирование гражданской идентичности часто осуществлялось в рамках герметичных идеологических конструктов. Сегодня же задача состоит в том, чтобы, приобщать молодежь к активному участию в жизни общества, основываясь на уникальном историческом опыте России, что является одной из ключевых составляющих цивилизационного подхода. Отдельное внимание будет уделено операционализации понятий гражданственности и патриотизма; выдвинут тезис о взаимозависимости категорий гражданского и патриотического. Такой подход позволяет более продуктивно проектировать программы гражданского воспитания, встраивая их в систему непрерывной социализации гражданина.
Результаты. В современном обществе на первый план выходит необходимость активизации гражданской сознательности, а также понимания исторического и культурного наследия. Этот процесс требует выработки новаторских стратегий, особенно в контексте воспитательной работы с молодежью. Ключевыми проблемами в этой области являются недостаток устойчивой ценностной системы, которая могла бы служить основой, а также несогласованность действий, препятствующая формированию эффективных механизмов социального активизма.
Выводы. Изучение применения аксиологического и цивилизационного подходов при исследовании гражданской идентичности позволило обозначить ключевые проблемные аспекты, с которыми сталкивается сфера гражданского воспитания в России, а также формулировать стратегии её оптимизации и развития в будущем.
Об авторе
О. А. ШокинаРоссия
Шокина Ольга Александровна – cоискатель ученой степени кандидата наук, РАНХиГС.
Москва
Список литературы
1. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 c.
2. Ядов В.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальных установок. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. М.: ООО «Центр социального прогнозирования и маркетинга», 2013. С. 78–88.
3. Ядов В.А. Для чего нужна сегодня национальная русская социология? // Социологические исследования. 2008. № 4 (288). С. 16–20.
4. Бондаревская Е.В. Философско-концептуальные основы системной модернизации педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9(94). С. 19–26.
5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44–53.
6. Никандров Н.Д. Духовно-нравственная культура и российская школа // Высшее образование сегодня. 2009. № 3. С. 30–35.
7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 42–49.
8. Сластенин В.А. Качество образования: опыт философско-феноменологического анализа // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 2(2). С. 5–13.
9. Иванова Н.А. Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы: автореферат диссертации на соискание кандидата педагогических наук. Коломна, 2011.
10. Мчедлова М.М., Букин О.А. Российская цивилизация: цивилизационный подход в политической теории // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. № 25(2). С. 445–454.
11. Мчедлова М.М. Политические смыслы цивилизационной парадигмы. Политическая наука в меняющемся мире: новые практики и теоретический поиск. Материалы Всероссийской конференции РАПН с международным участием. М: Изд-во Российский университет дружбы народов (РУДН), 2023. С. 391–392.
12. Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Образы русской мысли. Солнечный царь, блик Софии и Русь Подземная. М.: Академический проект, 2020. 980 с.
13. Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Русский Логос I. Царство земли. Структура русской идентичности. М.: Академический проект, 2019. 959 с.
14. Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Русский Логос II Русский историал Народ и государство в поисках субъекта. М.: Академический проект, 2019. 462 с.
15. Киселев С.Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России. М.: Издательство «Известия», 2002. 368 с.
16. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. 832 с.
17. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: Алгоритм, 2002. 496 с.
18. Вакулова Т.В., Ковалева Н.С. Особенности цивилизационного подхода в исследованиях по педагогике // Концепт. 2020. №8. С. 1–19.
19. Пантин И.В. Национально-цивилизационная идентичность. Идентичность: личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / Отв. ред. член-кор. РАН И.С. Семененко. Москва: Издательство «Весь мир», 2017. С. 461–464.
20. Merry M.S. Patriotism, History and the Legitimate Aims of American Education. Patriotism and Citizenship Education / ed. By B. Haynes. Blackwell Publishing, 2009. P. 1-20.
21. Гаязов A.C. Образование и образованность гражданина в современном мире. M.: Hаука, 2003. 256 с.
22. Филонов Г.И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. 2007. №8. С. 38–44.
23. Логинова Н.В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования // Человек и образование. 2009. № 1(18). С. 53–57.
24. Вульфов Б.З. Цель и сущность гражданского воспитания // Воспитание гражданина в советской школе / под ред. Г. Н. Филонова. М., 1990. С.29–35.
25. Сергеева В.В. Воспитание членов гражданского общества, ответственных за судьбу страны // Вестник Национального института бизнеса. 2022. Выпуск №3 (47). C. 113–117.
26. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи – будущее России. М.: Фонд Андрея Первозванного, 2019. 170 c.
27. Мазур М.А., Ванюкова Я.А. Эволюция понятий патриотизма и патриотического воспитания // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. №4. С. 51–53.
28. Грязнова Е.В. Социальная память как элемент культуры // Человек и культура. 2015. № 5. С. 92–106.
Рецензия
Для цитирования:
Шокина О.А. Потенциал аксиологического и цивилизационного подходов для развития гражданского воспитания в современной России. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2025;(2):252-263. EDN: WDPTFY
For citation:
Shokina O.A. The potential of axiological and civilizational approaches for the development of civic education in modern Russia. State and municipal management. Scholar notes. 2025;(2):252-263. (In Russ.) EDN: WDPTFY





















