Сравнительный анализ государственной политики в области развития цифровых платформ в Китайской Народной Республике и Российской Федерации
EDN: WZZDGS
Аннотация
Введение. Управление развитием цифровых платформ стало одним из ключевых направлений государственной цифровой повестки в XXI веке. В условиях глобальной конкуренции государства Китая и России стремятся выработать устойчивые механизмы управления развитием цифровых платформ.
Цель. Сравнительный анализ государственной политики в области развития цифровых платформ в Китайской Народной Республике и Российской Федерации. Поставлена задача выявить различия и сходства в подходах к регулированию платформ, а также систематизировать этапы изменений участия государств в управлении развитием цифровых платформ.
Методы. Методологическую основу исследования составляют системный анализ и историко-экономический анализ государственной политики управления развитием цифровых платформ в двух странах с разными политико-экономическими системами.
Результаты. В исследовании представлена систематизация платформенной политики Китая и России. Китайская модель характеризуется высокой степенью политического контроля, технологической автономией и экспортной ориентацией платформ, тогда как российская – демонстрирует гибридную структуру с опорой на государственные и коммерческие цифровые платформы. Выявлены барьеры развития платформ в Российской Федерации: зависимость от иностранных технологий, кадровый дефицит, фрагментарность нормативной базы.
Выводы. В Китае реализована поэтапная стратегия развития цифровых платформ: от формирования материально-технической базы, обеспечившую технологическую самодостаточность страны – к росту частных инициатив и инноваций на фоне протекционизма. Для России данный опыт может быть актуален в контексте сохраняющейся технологической зависимости от зарубежных технологий и оборудования. Следовательно, приоритетом государственной политики должно стать развитие отечественного высокотехнологичного производства, особенно в сфере микроэлектроники и цифровой инфраструктуры.
Об авторе
Р. А. ВарецаРоссия
Вареца Руслан Анатольевич – аспирант Центра научных исследований «Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике» ЮФУ.
Ростов-на-Дону
AuthorID 1212285
Список литературы
1. Абдрахманова Г. И., Гохберг Л. М., Демьянова А. В. и др. Платформенная экономика в России: потенциал развития: аналитический доклад / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. 72 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-3001-6.
2. Рыжкова М. В., Чиков М. В. Институциональная природа цифровых платформ // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2019. № 4. С. 72–80. DOI: 10.18101/2304-4446-2019-4-72-80.
3. Кулакова Т.А., Волкова А.В. Цифровой суверенитет и политико-административные режимы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2023. Т. 39. Вып. 1. С. 92–105. DOI: 10.21638/spbu17.2023.108.
4. Боровская М. А. Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 5. С. 15–35. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.5.1.
5. McKnight, Scott and Kenney, Martin and Breznitz, Dan. Platformizing the Economy? Building and Regulating Chinese Digital Platforms.2021. P. 46. DOI 10.2139/ssrn.3885190
6. Kroeber A. China’s Push to Innovate in Information Technology. In: Jakobson, L. (eds) Innovation with Chinese Characteristics. Palgrave Macmillan, London. 2007. Р. 37-70. DOI: 10.1057/9780230591929_2
7. Fuller, D.B. How law, politics and transnational networks affect technology entrepreneurship: Explaining divergent venture capital investing strategies in China. Asia Pac J Manag. 27. 2010. P. 445–459. DOI: 10.1007/s10490-009-9149-0.
8. McCarthy N. China now boasts more than 800 million internet users and 98% of them are mobile. Forbes. 2018. URL: https://www.forbes.com/sites/niallmccarthy/2018/08/23/china-now-boasts-more-than-800-million-internet-users-and-98-of-them-are-mobile-infographic/ (дата обращения: 03.04.2025).
9. Leskin P. Here are the major US tech companies blocked behind China’s «Great Firewall». Business Insider. 2019. URL: https://www.businessinsider.com/major-us-tech-companies-blocked-from-operating-in-china-2019-5 (дата обращения: 06.04.2025).
10. Woetzel J., Seong J., Wang W., Manyika J., Chui M., & Wong W. China’s digital economy: a leading global force. Discussion Paper, McKinsey Global Institute. 2017. URL: https://iberchina.org/files/2017/MGI-Digital-China.pdf (дата обращения: 06.04.2025).
11. Greeven M.J., Wei W. Business Ecosystems in China: Alibaba and Competing Baidu, Tencent, Xiaomi and LeEco. 2017. P. 172. DOI:10.4324/9781315209142.
12. Wei L. Chinese regulators try to get Jack Ma’s Ant Group to share consumer data. Wall Street Journal. 2021. URL: https://www.wsj.com/articles/chinese-regulators-try-to-get-jack-mas-ant-group-to-share-consumer-data-11609878816 (дата обращения: 06.04.2025).
13. Туманян Ю.Р., Индустриев М.А. Импортозамещение как фактор инновационного развития экономики России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22. № 4. С. 396–405.
Рецензия
Для цитирования:
Вареца Р.А. Сравнительный анализ государственной политики в области развития цифровых платформ в Китайской Народной Республике и Российской Федерации. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2025;(2):272-281. EDN: WZZDGS
For citation:
Varetsa R.A. Comparative analysis of state policy on the development of digital platforms in the People's Republic of China and the Russian Federation. State and municipal management. Scholar notes. 2025;(2):272-281. (In Russ.) EDN: WZZDGS






















