Вовлечение граждан в проектирование государственных сервисов в Сингапуре
EDN: OSVDHI
Аннотация
Введение. В настоящее время во всем мире происходит глобальная цифровая трансформация государственного управления. В России этот процесс стартовал в 2021 г. в рамках Стратегического направления цифровой трансформации государственного управления. Дальнейшее развитие он получил через реализацию Федерального проекта «Государство для людей», целью которого является масштабный переход к модели клиентоцентричного государства, ориентированного на интересы и потребности человека. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение успешных практик мировых лидеров в данной области.
Цель. Анализ опыта Сингапура в сфере вовлечения граждан в проектирование государственных цифровых сервисов – одного из ключевых трендов в государственном управлении будущего. Правительство Сингапура определяет совместное проектирование как основополагающий элемент в создании «умной нации» (Smart Nation 2.0), где цифровые решения разрабатываются не просто для граждан, а совместно с ними.
Материалы и методы. Методология исследования базируется на анализе официальных документов и интернет-ресурсов правительства Сингапура, научных публикаций, журнальных статей, отчётов и докладов международных организаций, находящихся в открытом доступе.
Результаты. В статье исследуется эволюция подходов к вовлечению граждан: от общественных консультаций до создания специализированных рабочих групп, формирования сообществ активных волонтёров и учреждения Офиса государственного партнерства. Детально рассматриваются такие инициативы, как Амбассадоры «Умной нации», Tech Kaki, STACK, программа OGP Open Jio, а также применение цифровой платформы SCOPE для сбора обратной связи. Вовлечение граждан через рабочие группы, консультационные панели и волонтерские сообщества улучшило качество государственных услуг благодаря учету реальных потребностей пользователей на всех этапах разработки. Наблюдаемый переход от парадигмы «государство для людей» к парадигме «государство с людьми» не только повысил эффективность сервисов, но и укрепил общественное доверие и чувство сопричастности.
Выводы. Результаты исследования предоставляют понимание эволюции этапов гражданского участия, используемых механизмов и платформ, и могут быть использованы при разработке и адаптации стратегий вовлечения граждан в процессы цифровой трансформации государственного управления в других странах.
Об авторе
Е. А. ПутинцеваРоссия
Путинцева Елена Александровна – ведущий методист Центра внедрения клиентоцентричного подхода ВШГУ РАНХиГС.
Москва
Список литературы
1. Вальдман И. А., Горбовский Р. В., Паратунов М. В., Путинцева Е. А. Основные проблемы и барьеры клиентоцентричной трансформации системы государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 1. С. 20–31.
2. Brandsen T., Honingh M. Distinguishing different types of coproduction: A conceptual analysis based on the classical definitions // Public Administration Review. 2016. Vol. 76. № 3. P. 427–435.
3. Torfing J., Ansell C. Co-creation: the new kid on the block in public governance // Policy and Politics. 2021. Vol. 49. № 2. P. 211–230.
4. Vedeld T., Hofstad H. Citizens as clients, customers and partners: Evolving roles and relationships in co-creation // Advancing Co-creation in Local Governance. Cheltenham: Edward Elgar, 2024. P. 79–101.
5. Osborne S.P. From public service-dominant logic to public service logic: are public service organizations capable of co-production and value co-creation? // Public Management Review. 2018. Vol. 20. No. 2. P. 225–231. DOI: 10.1080/14719037.2017.1350461.
6. Osborne S. P., Nasi G., Powell M. Beyond Co-Production: Value Creation and Public Services // Public Administration. 2021. Vol. 99, № 9
7. Soon, C. Citizen Engagement in Singapore: Applications of the Citizens' Panel / C. Soon, J. L. Sim // Institute of Policy Studies, Lee Kuan Yew School of Public Policy. Singapore, 2021. 44 p.
8. Вальдман И.А. Тенденции и перспективы предоставления государственных услуг в мире // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2025. № 1. С. 11–22.
9. Nambisan, S. Engaging Citizens in Co-Creation in Public Services: Lessons Learned and Best Practices / S. Nambisan, P. Nambisan // IBM Center for the Business of Government - Collaboration Across Boundaries Series. 2013. 52 p.
10. Soon, C. Refreshing Singapore's Social Compact Through Citizen Engagement: Modalities, Challenges and Possibilities / Carol Soon, Han Ei Chew, Deon Tan; Institute of Policy Studies, Lee Kuan Yew School of Public Policy, National University of Singapore // NUS Centre for Trusted Internet and Community. 2022. 87 p.
Рецензия
Для цитирования:
Путинцева Е.А. Вовлечение граждан в проектирование государственных сервисов в Сингапуре. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2025;(2):57-67. EDN: OSVDHI
For citation:
Putintseva E.A. Citizen engagement in the design of public services in Singapore. State and municipal management. Scholar notes. 2025;(2):57-67. (In Russ.) EDN: OSVDHI






















