Preview

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки

Расширенный поиск

Использование искусственного интеллекта в политических процессах: опыт Российской Федерации

EDN: UTDUDE

Аннотация

Введение. Искусственный интеллект все глубже проникает в сферу политики во всем мире. Алгоритмы и нейросети сегодня способны создавать тексты, изображения и видео, анализировать большие данные и даже имитировать человеческое общение. С каждым годом наблюдается все большее проникновение «нечеловеческого разума» в процессы политической коммуникации. Столь масштабное проникновение в чувственную сферу политики неизбежно вызывает интерес со стороны государства и общества, а также попытки упорядочить эти процессы.

Цель. На основе анализа особенностей применения искусственного интеллекта (ИИ) в политическом управлении Российской Федерации выявить правовые и этические проблемы и выработать предложения по повышению результативности политической коммуникации в условиях цифровизации.

Методы. Методологическую основу исследования составил междисциплинарный подход, базирующийся на агрегировании политических, правовых и управленческих концепций, анализирующих проблемы и возможности использования ИИ в политической сфере. Применен качественный анализ документов и экспертных данных междисциплинарного характера. использовался институциональный и коммуникативный подход.

Результаты. Статья посвящена анализу использования искусственного интеллекта в политических процессах Российской Федерации. Рассматриваются как позитивные аспекты применения ИИ в политическом управлении, так и потенциальные риски, связанные с манипулированием общественным мнением, прозрачностью алгоритмов и использованием персональных данных. Особое внимание уделяется нормативно-правовому регулированию ИИ в РФ, существующим законодательным пробелам и этическим дилеммам. Анализируется опыт применения ИИ государственными структурами и политическими партиями, включая автоматизацию госуслуг, анализ общественного мнения и использование нейросетей в избирательных кампаниях. В заключение даются рекомендации по развитию правового регулирования и сохранению баланса между технологическим прогрессом и демократическими ценностями.

Выводы. В статье доказывается, что искусственный интеллект становится частью внешнего ландшафта в Российской Федерации, хотя процесс его развития находится на начальном этапе. Однако его дальнейшее влияние на политику будет зависит от того, как именно он будет использоваться и регулироваться. Российская специфика (сочетание стремлений к технологическому суверенитету, сильная роль государства и одновременный интерес бизнес-игроков) создает особый контекст, в котором решения в области ИИ могут иметь долгосрочные последствия для моделей управления и степени открытости политической системы.

Об авторах

Т. П. Черкасова
Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Черкасова Татьяна Павловна – доктор экономических наук, профессор, декан факультета политологии ЮРИУ РАНХиГС.

Ростов-на Дону



О. В. Позднякова
Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Позднякова Ольга Валерьевна – аспирант ЮРИУ РАНХиГС.

Ростов-на Дону



Список литературы

1. Сальниченко Р. Е., Бабаян Л. К. Нейротехнологии и искусственный интеллект в государственном управлении: практика применения и возможные пути развития // Управленческие науки. 2024. Т. 14. № 2. С. 6–22.

2. Кравченко Л. А., Троян И. А., Горячих М. В. Цифровые решения в государственном управлении: тренды, возможности и ограничения // Информационное общество. 2023. № 2. С. 54–68.

3. Соломонов Е. В. Развитие права в условиях цифровизации // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2025. Т. 22. № 1. С. 128–130.

4. Волос А. А. Принцип диспозитивности в гражданском праве в контексте уважения личности в цифровой среде // Государство и право. 2025. № 1. С. 126–134.

5. Арзамасов Ю. Г. Оптимальная модель правового регулирования в сфере искусственного интеллекта // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 2 (53). С. 133–148.

6. Воронцов С. А., Мамычев А. Ю. «Искусственный интеллект» в современной политической и правовой жизнедеятельности общества: проблемы и противоречия цифровой трансформации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2019. T. 11. № 4. C. 9–22.

7. Смотрицкая И. И., Черных С. И., Шувалов С. С. Стратегические риски государственного управления в условиях цифровой экономики // Проблемы анализа риска. 2019. Т. 16. № 6. С. 38–49.

8. Грипич С. А. Правовые аспекты внедрения цифровых технологий в государственное управление // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 47–50.

9. Левченко М. Е. Модели управления рисками в области цифровой политики // Человек. Общество. Наука. 2024. Т. 5. № 3. С. 73–93.


Рецензия

Для цитирования:


Черкасова Т.П., Позднякова О.В. Использование искусственного интеллекта в политических процессах: опыт Российской Федерации. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2025;(2):191-203. EDN: UTDUDE

For citation:


Cherkasova T.P., Pozdnyakova O.V. The use of artificial intelligence in political processes: experience of the Russian Federation. State and municipal management. Scholar notes. 2025;(2):191-203. (In Russ.) EDN: UTDUDE

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-1690 (Print)
ISSN 2687-0290 (Online)