ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Введение. Правительства многих стран мира, включая Российскую Федерацию, уверенно идут по пути построения отзывчивой системы государственного управления, ориентированной на запросы человека. В ее основе лежит учет интересов людей и обеспечение взаимодействия человека и государства при получении необходимых сервисов и услуг максимально бесшовным и удобным способом.
Цель. Выявление ключевых тенденций, существующих в практике зарубежных стран в сфере разработки и реализации государственных услуг, ориентированных на человека, а также определение перспектив развития государственных услуг в ближайшее десятилетие.
Актуальность изучения мирового опыта обусловлена необходимостью совершенствования системы государственного управления Российской Федерации и реализацией федерального проекта «Государство для людей».
Материалы и методы. Анализ научных статей, обзоров и докладов международных организаций; изучение информации на сайтах государственных ведомств зарубежных стран; проведение экспертных интервью с представителями системы государственного управления 5 стран (Бразилия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Сербия, Южно-Африканская Республика).
Результаты. В ходе исследования выявлены 8 тенденций в построении клиентоцентричного (человекоцентричного) государства. Среди них: использование единой цифровой платформа госуслуг, введение цифровых стандартов и обеспечение кибербезопасности, проактивное предоставление услуг, организация открытого сотрудничества между государством, гражданами и представителями различных организаций, реформа системы привлечения талантов, использования новых способов предоставления услуг (цифровые помощники), цифровая инклюзия как механизм обеспечения равенства доступа к услугам, создание организаций, ответственных за предоставление государственных услуг. Также выделены основные направления развития государственных услуг в горизонте 10 лет. К ним относятся кибербезопасность, широкое использование цифровых технологий (искусственный интеллект, метавселенная и др.), опора на углубленную пользовательскую аналитику, переход от модели «государство для людей» к модели «государство с людьми», инклюзивность в предоставлении услуг.
Выводы. Построение отзывчивой системы государственного управления требует от правительств применения ориентированного на человека подхода к разработке и предоставлению государственных услуг. На пути к человекоцентричной трансформации государства странам предстоит найти ответы на наиболее фундаментальные вызовы, такие как повышение доверия граждан, обеспечение цифровой грамотности, доступности и инклюзивности государственных услуг.
Цель. Всесторонняя и объективная оценка рисков китайско-российских межгосударственных проектов, а также дальнейшее накопление опыта управления проектами и совершенствование методов управления.
Методы. Автор использует метод нечеткого аналитического процесса иерархии (FAHP) для проведения анализа данных на основе системы показателей оценки риска. Автор использует метод экспертного анкетного опроса. По результатам опроса строится матрица нечетких суждений, показателям присваиваются веса. С помощью данных весовых коэффициентов можно получить комплексный рейтинг важности показателей оценки рисков для китайско-российских межгосударственных проектов.
Результаты. В результате анализа данных при оценке рисков китайско-российского межгосударственного проекта автор получил следующие результаты. С точки зрения поведенческого риска, следует обратить внимание на способность субподрядчиков выполнять свои контракты в срок на этапе строительства, а также приложить усилия для изучения международных стандартов, применимых как в Китае, так и в России. С точки зрения управленческого риска, следует уделить внимание подготовке международных талантов в области управления проектами, необходимо изучить способ подготовки талантов в области управления проектами для китайско-российских проектов; также следует подчеркнуть концепцию устойчивого развития проекта. С точки зрения риска процесса, необходимо уделить внимание отбору категорий и схем проектов. С точки зрения внешнего риска необходимо оптимизировать проектную политику и промышленную политику, а также ускорить процесс утверждения проектов.
Выводы. Результаты модельного анализа позволяют детально проранжировать ключевые факторы риска китайско-российских межгосударственных проектов, что дает академическое приращение для исследования рисков в этой области. В последующих исследованиях эмпирический анализ может быть проведен для конкретных проектов. Результаты исследования содержат соответствующие предложения по улучшению управления рисками китайскороссийских межгосударственных проектов.
Введение. В статье представлен авторский инструментарий к оценке инструментов (или проектов) инновационного регионального развития, который расширяет традиционные представления об анализе эффективности проектов.
Актуальность развития подходов к оценке инструментов инновационного развития определяется прежде всего необходимостью совершенствования методов для формирования пакета приоритетных государственных и региональных программ, которые окажут позитивное влияние на развитие инновационных систем. Стоит отметить, что большинство применяемых систем оценки, как правило, предусматривают только финансово-экономическую оценку эффективности проекта (или инструмента), что может противоречить системному анализу объекта и свидетельствовать об одностороннем характере исследования. Кроме того, в рамках концепции устойчивого развития предполагается сбалансированное решение социально-экономических задач, которые должны учитывать динамичное развитие экономики и социальной сферы и при сохранении потенциала природного комплекса страны. Это позволяет сделать вывод о необходимости расширения применяемого инструментария для оценки эффективности реализуемых программ (проектов, инструментов и т.д.), что делает проблему оценки инструментов инновационного развития актуальной в настоящее время.
Цель. Разработка инструментария, позволяющего производить оценку инструментов инновационного развития как с точки зрения финансовых, так и социальных последствий.
Методы. Для описания теоретических основ исследования использовались элементы методов дедукции и индукции, анализа и синтеза, метод классификации. Для апробации предложенного инструментария применялись методы аналогий и абстрагирования. Для классификации и ранжировании проектов будет применяться метод «светофора» и использованием экспертного анализа.
Результаты проведённого исследования в целом показали, что включение в систему оценки инструментов инновационного развития показателя «справедливость» позволяет рассмотреть его (инструмент) со всех сторон, в том числе в контексте влияния на окружающую среду, что согласуется с концепцией устойчивого развития.
Выводы. В соответствии с полученными результатами апробации предлагаемой методологии оценки инструментов инновационного развития, авторами сделаны выводы по применению методики оценки на практике, некоторых ее ограничениях, а также очерчены области будущих исследований в рамках данного подхода.
Цель. Комплексный анализ стратегических приоритетов в развитии телемедицинских технологий на территории Российской Федерации, способствующих интеграции инновационных подходов в системе оказания медицинской помощи, и выявлении институциональных барьеров, влияющих на масштабирование дистанционных медицинских услуг.
Методы. Исследование основано на комплексном использовании методов системного и институционального для оценки факторов, определяющих развитие телемедицины в существующих условиях социально-экономической и нормативно-правовой среды. Применение структурно-функционального метода позволила идентифицировать основные элементы телемедицины, выявить их особенности и оценить степень адаптации к институциональной среде. Анализ проведён на основе данных российских медицинских платформ, включающих элементы искусственного интеллекта, облачных технологий и big data.
Результаты. Определены основные драйверы технологической прогрессивной телемедицины, включающие весь комплекс сквозных технологий и интеграцию в процессы реализации медицинских услуг технологий искусственного интеллекта, облачных технологий, интероперабельных медицинских платформ и т.д. Осуществлена типологизация цифровых сервисов в здравоохранении, основанная на оценке существующих экосистем реализации медицинских услуг. Проведён анализ эффективности телемедицинских технологий, демонстрирующий снижение существенных издержек здравоохранения за счёт минимизации затрат на транспортировку пациентов, оптимизацию кадровых ресурсов и повышение доступности высококвалифицированной медицинской помощи. Выявлены институциональные ограничения, обусловленные диспропорциями нормативного регулирования, несовершенством процесса финансирования телемедицинских услуг, недостаточной цифровой грамотностью медицинского персонала и пациентов.
Выводы. Результаты исследования подтверждают, что стратегическое развитие телемедицинских технологий в России определяется синергией технологических инноваций и институциональных реформ, направленных на повышение качества и доступности медицинских услуг. Выявленные драйверы цифровизации здравоохранения, такие как внедрение искусственного интеллекта, использование облачных технологий и big data, портативных устройств (IoT), приводят к появлению новых цифровых экосистем реализации медицинских услуг, способных трансформировать экономику общественного воспроизводства. Экономическая эффективность телемедицины связана со снижением совокупных издержек системы здравоохранения посредством оптимизации логистики медицинских услуг и снижения затрат на стационарное лечение. Проанализированные модели телемедицинских услуг демонстрируют высокую адаптивность к институциональной среде.
Вместе с тем, успешная интеграция телемедицинских технологий в систему здравоохранения требует комплексного подхода, включающего институциональные реформы, развитие процессов цифровизации, стандартизацию медицинских данных и активизацию инновационной активности. Преодоление описанных институциональных барьеров позволит создать устойчивую модель здравоохранения, обеспечивающую высокую экономическую эффективность и качество оказываемых услуг.
Введение. Performance-менеджмент (PM) играет критическую роль в достижении организационных HRM-целей, однако традиционные исследования концентрировались на его технических аспектах, игнорируя восприятие сотрудников и контекстуальные особенности развивающихся стран. Настоящее исследование фокусируется на образовательном секторе, где результативность системы performance-менеджмента (Performance Management System Effectiveness, PMSE) сталкивается с уникальными вызовами: конфликтом между академическими и административными целями, низким доверием к формальным оценкам.
Цель. Эмпирическая проверка комплексной PM-модели, объединяющей техническую точность (Performance Management System Accuracy, PMSA) и воспринимаемую справедливость (Performance Management System Fairness, PMSF), оценка их влияния на вовлеченность в процесс принятия решений (Work Engagement, WE) и производительность (Task Performance, TP; Contextual Performance, CP) сотрудников организации.
Методы. Исследование сочетает теоретический анализ концептуальных моделей результативности системы performance-менеджмента «Требования – ресурсы работы» (Job Demands-Resources Model, JD-R), «Способности-мотивация-возможности» (Ability-Motivation-Opportunity, AMO), «Социальный обмен» и количественный подход. Данные собраны через анонимные опросы 500 сотрудников образовательных организаций России. Для проверки гипотез применено структурное моделирование второго порядка, оценивающее прямые и опосредованные эффекты влияния точности системы performance-менеджмента и воспринимаемой справедливости на вовлеченность сотрудников в процесс принятия решений, выполнение задач и их экстраролевое поведение. Анализ включал оценку надежности шкал, конвергентной и дискриминантной валидности.
Результаты. Результативность системы performance-менеджмента демонстрирует значимое влияние на вовлеченность сотрудников в процесс принятия решений (β = 0.58, p <0.01) и на их производительность (TP: β = 0.42; CP: β = 0.35). Вовлеченность частично опосредует связь результативности performance-менеджмента и экстраролевой производительности – 41% эффекта, полностью – корреляцию результативности performance-менеджмента и выполнения задач, эффект составил 63%. Ключевым детерминантом результативности performance-менеджмента оказалась воспринимаемая справедливость (β = 0.47) против точности системы управления (β = 0.21), особенно в условиях академической неопределенности. Модель объясняет 52% дисперсии вовлеченности сотрудников, и 45% дисперсии выполнения задач, подтверждая её релевантность для образовательного сектора.
Выводы. Результаты подчеркивают, что результативность performance-менеджмента в образовании требует баланса между точностью целей и процедурной справедливостью. Практические рекомендации включают внедрение анонимных оценок справедливости и тренингов для менеджеров по методике «Ситуация-поведение-последствия» (Situation-Behavior-Impact, SBI), интеграцию экстраролевой производительности в ключевые показатели результативности через учет менторства и научных инициатив, использование OKR-платформ (Objectives and Key Results,OKR) для совместной постановки целей. Ограничения исследования – региональная специфика выборки (Россия) и фокус на образовательный сектор. Перспективы – изучение PMSE в условиях цифровизации и кросс-культурные сравнения.
Введение. Статья посвящена исследованию теоретических и практических аспектов формирования комплексной концепции антикризисного управления изменениями в современной деятельности российских авиакомпаний. Актуальность проведенного исследования обусловлена высокой востребованностью в выработке особой концепции антикризисного управления изменениями в деятельности российских авиакомпаний на фоне влияния негативных факторов внешней среды и стремления адаптироваться к текущей ситуации в авиационной сфере.
Цель. Разработка методической базы для формирования комплексной концепции антикризисного управления изменениями в российских авиакомпаниях с учетом особенностей современных условий. Задачи исследования: раскрыть теоретические аспекты антикризисного управления изменениями; выявить ключевые факторы изменений, оказывающие влияние на антикризисное управление в российских авиакомпаниях; предложить концепцию антикризисного управления изменениями в российских авиакомпаниях на основе комплексного подхода.
Методы. Наблюдение, сравнение, обобщение, систематизация, опрос, анализ, синтез. Результаты. Для достижения поставленной цели описывается содержание управленческой деятельности, связанной с реализацией изменений в деятельности авиакомпании. Рассматривается возможность применения антикризисного менеджмента при управлении изменениями в российских авиакомпаниях. Выявляются и анализируются основные факторы влияния как внешней, так и внутренней среды и на основе этого формируется комплексная концепция антикризисного управления изменениями в деятельности российских авиакомпаний в современных условиях. Перечисляются характерные аспекты рекомендуемой комплексной концепции антикризисного управления изменениями.
Выводы. По итогам проведенного исследования сделан вывод о приоритетных направлениях приложения управленческих усилий в современной практике российских авиакомпаний и возможности использования успешного опыта в практике российских организаций других сфер деятельности.
Введение. Эффективность и успешность крупного бизнеса в значимой мере определяются квалификацией, мотивацией и профессионализмом сотрудников. Современное управление персоналом в корпорациях подразумевает акцент на планирование рабочей силы и всесторонний анализ кадрового потенциала предприятия. Эти аспекты имеют неоспоримое влияние на такие области, как оптимальное распределение работников, улучшение процессов набора и отбора кадров, развитие и обучение персонала, а также снижение затрат на трудовые ресурсы.
Цель. Всестороннее исследование процесса управления персоналом и определение особенностей данного процесса в крупной корпорации.
Методы. При подготовке данной научной статьи использовались такие методы, как анализ, сравнение, исследование и обработка статистических данных, графическое моделирование.
Результаты. Раскрыта сущность и особенности таких направлений управления персоналом, как планирование, мотивация персонала и развитие персонала. В статье определены цели и факторы кадрового планирования. Цель кадрового планирования – это не только определение оптимальной численности персонала, его структуры, но и планирование перспективных потребностей в кадрах с учетом знаний, навыков и компетенций сотрудников. Управление карьерой также можно отнести к элементам кадрового планирования.
Особое внимание в исследовании уделено характеристикам методов материальной и нематериальной мотивации. Обозначена одна из проблем неэффективной мотивации – снижение производительности труда. Это вопрос, который решается не только на уровне корпораций, но и национальной экономики в целом. В рамках завершившего свою реализацию в 2024 г. национального проекта, направленного на рост производительности труда на российских предприятиях, была решена задача по приросту производительности на крупных предприятиях несырьевых отраслей на 5 % и более ежегодно в течении всего срока реализации. В статье отмечена роль мотивации в динамике показателей производительности труда, представлена динамика индекса производительности за предшествующий период. Кроме того, в качестве основных составляющих мотивационного процесса отмечены условия труда, гибкий, адаптивный график работы, достойная заработная плата и возможность профессионального роста. Также в качестве приоритетных направлений управления персоналом отмечено развитие персонала, описаны основные формы и способы данного процесса. По-прежнему основной инструмент развития кадров – это обучение.
В исследовании представлена характеристика основных методов обучения персонала в корпорациях, перспективы его применения. Отмечено, что в настоящий момент многие корпорации делают ставку на развитие креативных и творческих способностей персонала.
Выводы. Таким образом, в статье всесторонне исследован процесс управления персоналом, выделены его приоритеты в крупной корпорации и представлена характеристика каждого из них.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
Введение. Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью сферы услуг в современной экономике и наличием существенных проблем в действующей системе государственной поддержки предприятий данного сектора на региональном уровне, включая жесткость критериев получения поддержки, сложность административных процедур и недостаточность финансирования. В условиях экономической нестабильности и растущей конкуренции эффективная государственная поддержка становится ключевым фактором устойчивого развития предприятий сферы услуг.
Цель. Разработка комплекса рекомендаций по совершенствованию механизмов государственной поддержки предприятий сферы услуг на региональном уровне.
Материалы и методы. Использованы статистические данные по Санкт-Петербургу за 2019– 2022 гг., результаты исследования ВШЭ о факторах, ограничивающих деятельность организаций сферы услуг, нормативно-правовые документы. Применены методы статистического и сравнительного анализа, экспертных оценок, системного подхода и экономико-математического моделирования. Ключевым показателем оценки выбрана валовая добавленная стоимость.
Результаты. Выявлено существенное снижение показателей валовой добавленной стоимости в ключевых отраслях сферы услуг Санкт-Петербурга в 2022 г.; определены основные факторы, ограничивающие развитие предприятий: неопределенность экономической ситуации (63 %), высокий уровень налогообложения (43 %), недостаточный спрос и недостаток финансовых средств (по 41 %). Установлены ключевые недостатки существующих мер поддержки: жесткость критериев упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), ограниченность сумм микрофинансирования, сложность административных процедур. Проведенный анализ показал необходимость комплексной модернизации системы государственной поддержки.
Выводы. Разработан комплекс мер по совершенствованию системы государственной поддержки, включающий смягчение критериев УСН, увеличение максимальной суммы микрофинансирования до 10 млн руб., создание специального гарантийного фонда с покрытием до 90 % обязательств, внедрение единой цифровой платформы господдержки и создание системы информационного сопровождения предприятий. Предложенные меры позволят существенно повысить эффективность государственной помощи и обеспечить устойчивое развитие сферы услуг.
Введение. Актуальность проблемы дифференциации уровней заработной платы в России обуславливается целым рядом факторов, связанных с экономическими, социальными и территориальными особенностями функционирования отечественного рынка труда. Учитывая, что уровень заработной платы является важным индикатором экономического благосостояния населения, исследование факторов, способствующих его неравномерному распределению, имеет существенное значение для формирования эффективных механизмов государственной поддержки и стимулирования экономического роста. В условиях выраженной зависимости доходов трудящихся от специфики регионов страны, требуется глубокое понимание теоретических и практических аспектов данной проблемы.
Цель. Проведение эмпирического исследования дифференциации уровня заработной платы в различных регионах Российской Федерации с учетом их специфических особенностей.
Материалы и методы. Авторами рассматриваются ключевые статистические методы анализа, включая регрессионные модели и методы визуализации данных, что позволяет выявить тенденции и закономерности в распределении заработных плат. С целью изучения взаимосвязей между уровнем заработной платы и различными экономическими, социальными и демографическими факторами применяется корреляционный анализ. Метод вычисляет коэффициенты корреляции, что позволяет установить степень и направление взаимосвязи между переменными. Для более глубокого понимания влияния множества факторов на уровень заработной платы используется множественный регрессионный анализ. Он предоставляет возможность моделирования зависимостей и оценки влияния каждой независимой переменной на значимую зависимую переменную (уровень заработной платы). В качестве заключительного этапа проводятся тесты на значимость регрессионных коэффициентов и проверка на соответствие модели нормальному распределению остатков.
Результаты и выводы. Дифференциация заработной платы в России представляет собой сложный и многогранный процесс, на который влияют различные факторы. Эти факторы классифицируются на экономические, социальные и территориальные, каждый из которых вносит свой вклад в формирование различий в уровне доходов среди работников. Анализ дифференциации заработной платы в экономической теории осуществляется через призму различных подходов, среди которых выделяются классическая, неоклассическая и институциональная теории. Каждый из этих подходов предлагает уникальные взгляды на факторы, определяющие различия в оплате труда. Классическая теория акцентирует внимание на рыночных механизмах и условиях труда; неоклассическая – на индивидуальной продуктивности; институциональная – на роли социальных институтов и норм. Понимание этих подходов позволяет глубже анализировать причины и последствия дифференциации заработной платы в современных экономиках. Особое внимание уделяется теоретическим подходам, объясняющим региональные различия в доходах, таким как модель человеческого капитала, теория локального рынка труда и концепция регионального экономического развития.
Исследование опирается на данные официальной статистики и выявляет факторы, влияющие на уровень заработной платы в зависимости от экономических, социальных и инфраструктурных условий каждого региона.
Введение. Существующие в России программы повышения диверсификации экономики монопрофильных муниципальных образований (моногородов), направленные на снижение зависимости экономических процессов от градообразующей отрасли, должны способствовать росту качества жизни населения и обеспечивать уменьшение миграционного оттока. Однако основной вектор развития территории по-прежнему задает степень экономической устойчивости градообразующего предприятия: в моногородах со стабильным градообразующим предприятием негативные тенденции изменения социально-экономических и иных показателей развития выражены менее заметно, чем в моногородах с депрессивным градообразующим предприятием. Важнейшей задачей по-прежнему остается поиск путей и приоритетных вариантов развития экономики моногородов.
Цель. Выявление значимых для населения факторов, оказывающих влияние на миграционные настроения в моногородах с учетом состояния экономической устойчивости градообразующего предприятия.
Материалы и методы. Анализ динамики социально-экономических показателей развития моногородов, а также функционирования градообразующих предприятий, проведен на основе данных официальной статистики, размещенной в государственной автоматизированной информационной системе «Управление», по предварительному запросу авторов в государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ». В связи с тем, что все используемые статистические материалы являются коммерческой тайной или данные являются публично закрытой информацией, в настоящей статье результаты представлены исключительно в виде агрегированных выводов.
Гипотеза исследования. Тенденции развития моногородов находятся в тесной зависимости от степени экономической устойчивости градообразующего предприятия. Стратегия диверсификации экономики моногородов без поддержки градообразующего предприятия не оказывает значительного, положительного влияния на их развитие, а отсутствие перспектив улучшения качества жизни, способствуют усилению миграции граждан трудоспособного возраста и формируют мотивацию к переезду семей с детьми.
Объект исследования: факторы социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований, воздействующие на миграционные процессы в моногородах.
Результаты и выводы. В статье проанализированы существующие особенности социальноэкономического развития моногородов и градообразующих предприятий, представлены результаты социологического опроса жителей моногородов, выявлены мотивационные факторы, способствующие формированию миграционных настроений в обществе. С учетом существующей динамики изменения социально-экономических показателей развития моногородов возможно спрогнозировать дальнейшее усиление оттока населения в значительной доле монопрофильных образований, что приведет к еще большему снижению качества трудовых ресурсов.
Цель. На основе изучения теоретических подходов к понятиям «креативная экономика», «креативная индустрия», «креативный класс», «креативная организация», а также сравнительного анализа законодательной базы функционирования креативных индустрий, регионального стандарта развития креативных индустрий, обобщения статистических данных Ростовстата, представляющих особенности креативных индустрий на Дону, разработать научно-методические рекомендации, направленные на формирование институциональной базы развития креативных индустрий. Методы. В исследовании комбинировались описательно-аналитический, сравнительный и статистический методы исследования. Сравнительный метод использовался для выявления разночтений в определении списка креативных индустрий в различных законодательных актах, описательно-аналитический метод – в процессе описания специфики креативных индустрий и подходов к их исследованию, статистический метод – при описании структуры креативных индустрий Ростовской области.
Результаты. Систематизация этапов развития науки, изучающей креативную экономику и ее элементы, обоснование необходимости разработки особых инструментов и методов управления в креативных индустриях, а также дифференциации подходов к ним на основе активации креативного капитала и стимулирования креативно-инновационного мышления креативного класса и креативной личности. Выявлено противоречие действующего законодательства, в соответствии с которым креативный продукт является результатом интеллектуальной, а не креативной деятельности, что, безусловно, требует коррекции. Доказана необходимость рассмотрения образования как креативно-инновационной индустрии. Таким образом, представленное исследование может быть интересно для законотворцев и исследователей креативной экономики.
Выводы. Эффективное использование креативного капитала региона – залог устойчивого экономического роста и социальной стабильности, что подчеркивает значимость интеграции креативных индустрий в общую модель экономического развития страны; институционализация креативной экономики – активный актуальный процесс взаимодействия государства, бизнеса, региональных и муниципальных структур, способный развивать и консолидировать региональную экономику; при разработке стратегии развития креативной экономики методологически важно разграничивать креативную экономику и инновационно-интеллектуальную экономику, креатив и инновации, креативные продукты и инновационные продукты, креативный класс и интеллектуальный класс, креативный труд и интеллектуальный труд, креативное мышление и интеллектуальное мышление, креативные организации и интеллектуально-инновационные организации, креативный процесс и инновационный процесс для правильного выбора инструментов менеджмента.
Предмет. Экономическая деятельность С. Ю. Витте и его вклад в обеспечение страховой защиты как метода нивелирования рисков в царской России.
Цель. Оценка вклада С. Ю. Витте в траекторию развития страхования как важнейшего метода ослабления рисков при переходе к индустриальному обществу и обоснование его значения для народного хозяйства царской России.
Материалы и методы. Методология исследования основана на системном подходе, который санкционировал оценку позиции С. Ю. Витте по страховой защите от неблагоприятных факторных составляющих и на этой основе обеспечение дальнейшего продвижения страхования в царской России. В процессе работы применялись методы научного познания: историографический метод, анализ, синтез, обобщение.
Научная новизна исследования состоит в оценке роли С. Ю. Витте в развитии теории страхования в царской России и материализации его опыта в организации надзора за деятельностью субъектов страхового бизнеса со стороны организаций, обладающих регуляторными полномочиями.
Результаты. В научной литературе наследие С. Ю. Витте в части вклада в теорию и практику экономического развития России достаточно глубоко исследовано и по достоинству оценено. Существует пробел в оценке его роли в расширении границ страхования как инструмента по снижению степени воздействия неблагоприятных факторов во всех сферах жизнедеятельности, в обосновании целесообразности внедрения регуляторной функции со стороны надзорных органов за субъектами страхового дела.
Выводы. Сделан вывод о том, что вклад С. Ю. Витте в привлечение внимания к страхованию как методу смягчения влияния неблагоприятных факторов внешней среды, к обоснованию необходимости и целесообразности государственного регулирования институтов, оказывающих услуги по страховой защите, со стороны контролирующих инстанций, остаётся актуальным в современном мире в условиях возросших промышленных и экологических рисков. Уместно приобщение к наследию С. Ю. Витте в сфере страхования для поднятия его роли в экономической жизни современного общества.
Введение. Здравоохранение относится к стратегическим целям национальной безопасности, поскольку проблемы демографического, социально-экономического характера, обороноспособности и реализации интеллектуального потенциала населения страны невозможно решить без обеспечения здоровья российского населения. Несмотря на специфику деятельности учреждений здравоохранения, на бюджетные учреждения в соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством возложены обязанности плательщика налогов, сборов и страховых взносов. Однако механизм исполнения данных обязательств данными учреждениями имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в целях оптимального расходования средств государственного бюджета.
Цель. Изучение теоретико-методологических основ системы здравоохранения, формирования и развития механизма исполнения налоговых обязательств бюджетными медицинскими учреждениями.
Методы. Теоретико-методологической основой данного исследования послужили научные труды отечественных деятелей, открытые статистические данные органов исполнительной власти, нормативно-правовые документы, аналитические обзоры и прочие. В процессе работы проводились исследования с использованием общенаучных и специальных методов познания: сравнительный метод, методы диалектического и логического анализа, системный подход, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, графического представления и визуализации исследуемых явлений и другие.
Результаты. Проведено исследование структуры и сущности системы здравоохранения Российской Федерации, ее численности и состава, правового положения организаций сферы здравоохранения. Отдельное внимание авторов уделено рассмотрению подходов к определению сущности классификаций значений системы здравоохранения, а также изучению авторских точек зрения относительно трактовки содержания данного термина. Рассмотрен механизм налогообложения деятельности медицинских бюджетных учреждений, выделены особенности исчисления основных видов налогов, а также проведен анализ статистики поступивших платежей от организаций данного сектора.
Выводы. Механизм исполнения налоговых обязательств бюджетными медицинскими учреждениями имеет ряд особенностей, регламентированных налоговым и бюджетным законодательствами, которые необходимо учитывать в целях оптимального расходования средств государственного бюджета.
ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА
Введение. На территории Российской Федерации значительно возрос уровень террористических угроз, исходящих от украинских специальных служб и международных террористических организаций на фоне проведения специальной военной операции на территории Украины. Одним из угрозообразующих факторов являются попытки вовлечения в осуществление террористических акций молодёжи из числа иностранных граждан, чему в немалой степени может способствовать различие в духовно-нравственных ориентирах с российским населением. В связи с этим, духовно-нравственное воспитание молодежи, в том числе из числа иностранных студентов, является одной из главных идеологических задач Российского государства.
Цель. Выделение наиболее эффективных форм и методов профилактической работы, снижающих степень уязвимости и подверженности идеологии терроризма и экстремизма у иностранных студентов, проходящих обучение в образовательных организациях Республики Северная Осетия-Алания.
Методы. В своём исследовании автор опирается на акторный подход, теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Используются методы компаративного и контент-анализа.
Результаты и выводы. Только практико-ориентированный подход, учитывающий ментальность иностранных студентов и уровень их духовно-нравственного развития является ключом их успешной интеграции в национально-культурное и общественно-политическое пространство Российской Федерации, развивает толерантное отношение и уважение к национально-культурным традициям, способствует соблюдению действующих в стране пребывания норм и правил поведения. Одними из апробированных и доказавших на практике свою эффективность форм выявления проникновения идеологии терроризма в молодёжную среду являются социально-психологические исследования по методике диагностики склонности к агрессии и девиантному поведению иностранных студентов. Эта работа позволяет на уровне образовательной организации сформировать группы риска иностранных студентов, требующих повышенного психолого-педагогического внимания с проведением профилактических мероприятий, индивидуальных консультаций, привлечение данных студентов в различные дополнительные образовательные услуги, что способствует раннему предупреждению противоправных действий.
Введение. Актуальность статьи обусловлена возросшей значимостью Китайской Народной Республики в современном геополитическом пространстве. На данный момент увеличивается потребность в проведении качественных исследований по вопросам «Китая и Мира», «Китая и Азии» и т.д. в связи с расширением сотрудничества между региональными центрами и КНР в вопросах культуры, экономики и образования. Поэтому для лучшего понимания партнера, подготовки совместных проектов выявляется необходимость изучения особенностей китайского политического дискурса.
Цель. Углубленный анализ китайского политического дискурса для выявления символических конструктов, влияющих на китайское общество. Автор поставил своей задачей изучение общественно-политического дискурса Китайской Народной Республики (КНР), акцентируя внимание на специфических языковых конструкциях (политических слоганах, фразеологизмах, чэнъюев), транслируемых в средствах массовой информации (СМИ), и их символическом значении. Исследование направлено на выявление связей между данными знаковыми системами и формируемыми политическими нарративами, с особым вниманием к специфике их функционирования в китайском языковом контексте.
Методы. Методологической основой исследования является дискурс-анализ политических текстов, дополненный процедурами обработки и интерпретации эмпирических данных. Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные из социальных сетей (преимущественно китайских, WeChat), специализированных научных трудов в области политической коммуникации (работы П. Лазарсфельда, У. Липпмана и т.д.) и китаеведения, а также материалы, опубликованные в периодических изданиях и средствах массовой информации («Жэньминь жибао», «Хуаньцю шибао», газета «Мировые известия», BBC News).
Результаты. Представлена авторская «схема», языковых символов и фразеологизмов, которые систематически используются для создания позитивного имиджа китайского народа и государства на международной арене. Выявлены семиотические коды, формирующие образ КНР как государства, глубоко укоренённого в своей тысячелетней истории и культуре, а также отличающегося высоким уровнем трудолюбия.
Выводы. В статье доказывается необходимость пересмотра стратегии «мягкой силы», используемой КНР, в связи с ее недостаточной эффективностью в условиях глобализирующегося медиапространства и растущего влияния западной культуры. Автор приходит к выводу, что традиционная ориентация на сохранение статуса «империи», несмотря на ее уникальность, не обеспечивает должного влияния на европейские и азиатские государства. В контексте быстрой трансформации масс-медиа и смены региональных лидеров требуется адаптация политической коммуникации и разработка новых семиотических стратегий для повышения эффективности международного взаимодействия.
Статья посвящена изучению вопроса об эффективности искусственного интеллекта в реализации технологии краудсорсинга в рамках политического менеджмента. Автор подчеркивает важность стремления к цифровизации и уменьшению бюрократизма в рамках коммуникации органов государственной власти с гражданским обществом, но также уделяет особое внимание рискам, связанным с внедрением технологий обработки данных и возможных угрозах национальной безопасности.
Цель. Авторы поставили своей задачей изучить вопрос об эффективности искусственного интеллекта в реализации технологии краудсорсинга в рамках политического менеджмента. В данной связи им были выделены и подчеркнуты глубина и утонченность взглядов И. В. Аксенова, А. Н. Алимова, В. П. Березина, А. Е. Головина и других.
Методы. Методологическую основу исследования составили общенаучный и частно-научный методологический инструментарий: метод абстрагирования, сравнительно-исторический метод, метод ретроспекции, методы индукции и дедукции, сравнительный анализ.
Результаты. Углублённое исследование долгосрочных эффектов внедрения интеллектуальных алгоритмов и краудсорсинговых платформ позволит оценить их влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь общества, обеспечив тем самым прочную основу для развития инклюзивных и эффективных механизмов управления в будущем.
Выводы. В статье доказано, что интеграция искусственного интеллекта и краудсорсинга в управленческие и политические процессы обнаруживает потенциал коренных изменений в системе государственного управления, направленных на совершенствование сервисов и повышение уровня включённости населения. Эти инструменты, будучи эффективно реализованы, способны укрепить диалог между властью и обществом, обеспечить прозрачность и оперативность принятий решений, а также сформировать платформу для более рациональной ресурсной политики.
Введение. В настоящее время определение политической элиты значительно расширяется. Сейчас к элите принято причислять не только управленцев и государственных служащих: происходит формация программы рекрутирования элит, в основу которой входит включения в её состав военнослужащих и, в первую очередь, участников Специальной военной операции. По поручению Президента РФ была создана программа «Время героев». Она предполагает подготовку высококвалифицированных, компетентных специалистов в сфере государственной службы и государственного управления из числа участников Специальной военной операции. В последующем предполагается, что выпускники программы станут осуществлять деятельность в государственных и муниципальных органах власти.
Цель. Оценка эффективности, результативности программы «Время героев», а также ее влияния на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации с помощью анализа положений документов, а также практики рекрутирования и реструктурирования существующей политической элиты под влиянием реализации программы.
Материалы и методы. В процессе исследования автор опирался на совокупность научных методов познания, таких как системно-структурный, формально-логический и конкретно-социологический методы, а также обращался к когнитивным приемам, а именно: наблюдение, сравнение, обобщение. Основу исследования составили положения о рекрутировании элиты, её формировании, функциях и роли, а также основные аспекты программы «Время Героев». Эмпирическую базу исследования составили научные публикации, актуальные статистические данные о роли политической элиты в системе обеспечения национальной безопасности и результатах программы «Время Героев».
Результаты. В статье рассматривается роль политической элиты в системе обеспечения национальной безопасности, процесс её рекрутирования. Анализируется программа «Время Героев», цель её создания и основные аспекты обучения, рассмотрены первые результаты лучших выпускников курса и ключевые должности в сфере государственного управления, возглавляемые ими.
Выводы. В настоящий момент вопрос обеспечения национальной безопасности является ключевым в области государственного развития, роль политической элиты в её обеспечении велика. Программа «Время Героев» – это принципиально новая ступень в процессе формирования и развития элиты, благодаря которой происходят структурные изменения в области государственного управления: высшие государственные посты могут занимать граждане, защищавшие рубежи страны, ставящие своей целью обогащение, развитие и сохранение государства.
Введение. Уязвимость молодежи для организаций, распространяющих экстремистскую идеологию и вовлекающих в террористическую деятельность, ставит перед научным и педагогическим сообществом задачу поиска эффективных способов профилактической работы.
Цель. Изучение мировоззрения студенческой молодежи в контексте гендерного анализа структуры семантического содержания концепта «Принуждение».
Материалы и методы. Исследование опиралось на данные, полученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента. Основными методами исследования послужили контекстуальный анализ лексического материала, качественный анализ лексем, семантический анализ гендерных баз данных, агломеративно-иерархический кластерный анализ гендерных баз данных.
Результаты. Гендерный лингвистический анализ представлений студентов гуманитарного вуза о процессе принуждения, полученных в ходе свободного ассоциативного эксперимента, позволил авторам установить, что по общим семантическим признакам полученные реакции делятся несколько групп (процессы и действия; чувства и состояния; иные реакции). Отмечено, что ассоциации со словом «Принуждение» включают в себя и целый ряд реакций-метафор, отражающих личностные смыслы процесса принуждения для респондентов, его функции по отношению к человеку. При этом большинство имеющихся реакций-метафор обладают отрицательной эмоционально-оценочной коннотацией.
Выводы. Качественный анализ полученного лексического материала позволяет определить, что у девушек на первом месте по проценту упоминаний (с отрывом) находятся лексемы блока «Психологическое давление / навязывание», на втором – лексемы блока «Применение физической силы», а на третьем (с большим отрывом) – лексемы блока «Шантаж / запугивание». В свою очередь, у юношей на первом месте по проценту упоминаний (с незначительным отрывом) находятся лексемы блока «Применение физической силы», на втором – лексемы блока «Психологическое давление / навязывание», а на третьем (с заметным отрывом) – лексемы блока «Управление (приказ, требование)». Это позволяет предполагать более «активную» роль мужской выборки респондентов в ходе «реализации» процесса принуждения. В ходе последующего кластерного анализа была установлена подробная структура лексико-семантических полей концепта. Таким образом установлено, что структуры семантического содержания концепта «Принуждение» в языковом сознании юношей и девушек – носителей русского языка диаметрально не совпадают.
Введение. Информационные методы политического управления осуществляются посредством воздействия на политическое восприятие граждан. Политическое восприятие осуществляется сознательно и требует критического мышления и когнитивных усилий, однако затрагивает зоны бессознательного и подсознательного, включающего глубинный уровень коллективных и культурных стереотипов, установок, фреймов. В современном российском информационном поле действует социальная сеть Телеграм, имеющая колоссальное значение для всех пользователей и, в частности, для участников политического дискурса.
Цель. Проанализировать процессы, формирующие механизмы, искажающие политическое восприятие в интернет-пространстве, в том числе: интенции к информационному искажению и формированию барьеров интерпретации, теории и практики отмены, распространение вирального контента, формирование постправды; производство текстов под запрос заказчика; учет пользовательской активности; постановка структурированных, многозадачных целей при создании публикаций. Методы. При помощи метода системного анализа была исследована структура социальной сети «Телеграм» и закономерности функционирующих в ней процессов. Объединяясь, такие процессы составляют механизмы, искажающие политическое восприятие пользователей.
Результаты. Определены тенденции и тренды, явно выраженные в информационном политическом пространстве. Во-первых, к процессам, формирующим механизмы искажения политического восприятия, отнесены теории и практики отмены, распространение вирального контента, оформление и переоформление постправды. Во-вторых, воздействие на политическое восприятие пользователей оказывается посредством производства заказных текстов, содержание которых варьируется от цели заказчика. В-третьих, ведется учет пользовательской активности и содержание политических постов и целых канальных сеток адаптируется под пользовательский запрос. В-четвертых, любая публикация включает несколько задач, поэтому воздействие, оказываемое на аудиторию, предполагает достижение многозадачных целей.
Выводы. На политическое восприятие пользователей сети Телеграм оказывается информационное воздействие. Однако к данной социальной сети сохраняется доверие как к каналу инсайдерской политической информации. Главная тенденция в политическом медиапространстве – это создание удобных, простых для восприятия, но полезных, «сжатых» и упорядоченных политических контентов. Отметим особую актуальность авторского контента, который ассоциируется в сознании граждан с конкретными медиа персонами, политиками, лидерами. Пользователям не хватает персоналий по вопросам интерпретации воспринимаемого. Очень важным в актуальных политических реалиях развивающимся трендом становится тренд на невозможность купить блогера или заказать контент. Для воспринимающих субъектов первостепенно важным становится осознание позиции конкретных людей и исключение возможности «заказных» мнений, позиций. Обратим внимание на тренд интеграции в развлекательный контент политической информации.
Наконец, глобальный тренд – это формирование индивидуального информационного поля, в котором пользователь находится и в котором воспринимает, в том числе, и политическую действительность. Основа таких предпочтений – это доверие к источникам или авторам. Выбранные каналы формируют специфику политического сознания и восприятия субъекта.
Введение. Аналитические исследования политических процессов возможно являются наиболее очевидной альтернативной процедурой, с помощью которой можно изучать политическую культуру современных правящих элит. Особую актуальность данная проблематика приобретает в отношении РФ, которая находится в сложных геополитических условиях, и правящий класс вынужден принимать нестандартные решения и реагировать на современные вызовы. Также немаловажным является тот факт, что нынешняя российская политическая система пережила существенные трансформации за последние 30 лет, осуществив переход от институциональных фрагментов советского государства, творчески адаптировавшись к современным технологическим и культурным условиям.
Цель. Изучить особенности политической культуры властной элиты России в условиях общественно-исторической трансформации. Анализ включает в себя исторические вехи СССР, его распад и современный этап.
Методы исследования: анализ, историко-сравнительный метод, систематизация, обобщение, группировка, абстрагирование.
Результаты. В рамках проведенного исследования было установлено, что в условиях общественно-исторической трансформации политическая культура властной элиты России имеет определенные черты и элементы преемственности. На фоне этого выделены отличительные свойства политической культуры правящей верхушки в Советском Союзе, к числу которых относятся: ориентация на сильный центр, формирование конфликтной среды во власти при одновременном умении находить политический компромисс, продвижение и поддержка наиболее рациональных кадров. В то же время события последних лет, активное противостояние с Западом наделили политическую культуру новыми характеристиками, в частности, популяризация и ориентация на нелиберальное мировоззрение, которое подчеркивает вероломство западных элит, важность культурных традиций и сопротивление леволиберальным политическим программам. Также акцентировано внимание на том, что сегодня идеология является не единственной и отнюдь не основной, как это было ранее, детерминантой, определяющей мотивы поведения политической элиты. Факторами, объясняющими принятие решений, являются соображения власти, экономическая динамика, в некоторых случаях личные устремления.
Выводы. Полученные в статье результаты позволят продолжить комплексное изучение процесса формирования политической элиты в России в контексте электоральных движений, определить особенности реализации демократической модели развития правящего класса в стране и факторы, тормозящие этот процесс.
Введение. Исследование посвящено актуальной проблеме изучения феноменов маргинальности и девиантности в современном обществе. В условиях интенсивных социальных трансформаций, политических и экономических изменений и кризиса традиционных институтов социализации наблюдается рост различных форм социального отчуждения и девиантного поведения, что требует глубокого теоретического и аксиологического осмысления. В контексте социального пространства реальности эпохи постмодерна это вызывает особый интерес в связи с тем, что смысловое наполнение понятия «маргинальности» изменяется. Критическую значимость приобретает изучение взаимосвязи процессов маргинализации и девиации как индикаторов социального неблагополучия и дисфункции механизмов социальной интеграции.
Цель. Комплексный анализ теоретико-методологических и аксиологических аспектов проблемы маргинальности и девиантности.
Материалы и методы. Методы исследования базируются на междисциплинарном подходе, включающем социально-философский, социологический и политологический анализ. Использованы методы теоретического обобщения, сравнительного анализа, а также анализ эмпирических данных проводимых социологических исследований.
Результаты. В современном обществе маргинальность становится универсальной тенденцией отчуждения, проявляющейся как на личностном, так и групповом уровнях. Выявлена дуалистическая природа маргинальности, которая может проявляться как форме позитивных девиаций (инновационный и лидерский потенциал), так и негативных (деструктивное поведение). Установлено, что в условиях глобализации и размывания социокультурных границ происходит трансформация традиционного понимания маргинальности.
Выводы. На различных уровнях – от теоретических разработок до практической социальной политики и повседневной жизни – необходимо принимать во внимание двойственную природу маргинальности. Это означает, что наряду с традиционными методами изоляции маргинальных элементов важно развивать различные программы их социальной и психологической адаптации, укрепляя общенациональное единство. Такой комплексный подход позволит найти баланс между минимизацией рисков и негативных последствий девиантного поведения и использованием позитивного потенциала маргинальности, которая может быть источником инновационного мышления, новых форм лидерства и прорывных социальных изменений.
Введение. В силу сложившейся геополитической обстановки и политической повестки в современном общественном дискурсе происходит конструирование самодостаточности культурно-цивилизационной модели российского государства в мировоззрении россиян. Данный процесс предполагает наличие закрепленных в коллективной памяти образов и оценок ключевых исторических событий. Актуальность в контексте нашего исследования обусловлена возможностью деконтестации образа 90-х гг. из современного российского дискурса, а также в определении его места в мировоззрении различных поколений как одного из ключевых периодов прошлого.
Цель. На основе полученных социологических данных проанализировать образ 90-х гг. в поколенческих группах «X», «Y» и «Z».
Теоретические основы. Методологическая рамка включает в себя четыре основных компонента. Во-первых, теории коллективной памяти и социального забвения как элементов конструирования реальности. Во-вторых, когнитивно-ценностная структура мировоззрения россиянина: конструкт анализа различных компонентов мировоззрения, в нашем случае образа 90-х гг. Третья составляющая представлена теорией поколений, в соответствии с которой индивиды причисляют себя к той или иной социальной группе (поколению) на основании репрезентации о совокупности схожих качеств, определенных при помощи самокатегоризации. В-четвертых, морфологический анализ, который позволит провести деконтестацию девяностых как отдельного элемента политического дискурса.
Результаты и выводы. Статья освещает некоторые результаты социологических исследований, проведенных в 2024 г. в рамках реализации проекта: «Культурные универсалии в мировоззренческой парадигме современного российского общества: поколенческое и региональное измерения». Основным предметом для анализа послужили транскрибированные данные, полученные в результате проведенных фокус-групп. Основываясь на проработанных материалах, возможно сделать следующие выводы о периоде 1990-х гг.: во-первых, определяется респондентами как один из ключевых пунктов, через который происходит обоснование легитимности существующего политического порядка, во-вторых, имеет достаточно противоречивый образ, что замедляет процесс конструирования и закрепления доминирующих представлений в коллективной памяти, в-третьих, продолжает оставаться предметом символической борьбы в политике и культуре, вследствие чего в российском обществе параллельно существуют противоположные оценки одних и тех же исторических событий, в-четвертых, в российском обществе сформирован устойчивый интерес к периоду 90-х гг., что влечет за собой коммерциализацию образа и эксплуатацию ностальгических переживаний.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ
Введение. Обращение к теме социальной справедливости сегодня обусловлено тем, что огромная миссия возложена на преподавателей, педагогов самого разного уровня, особенно преподавателей гуманитарных наук, в условиях небывалого ранее деструктивного информационного воздействия на молодежь. Задача сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей поставлена правительством страны.
Цель. Актуализация ценности идеала социальной справедливости, сохранения, укрепления и развития этоса российской цивилизации, противодействия угрозам общероссийской национальной идентичности в условиях становления многополярного мира.
Теоретические основы. Методологической базой исследования является всеобщий принцип историзма, герменевтический метод как прочтение и истолкование философских текстов; компаративистский анализ, дающий возможность сопоставлять различные исторические эпохи, культуры, социумы, цивилизации. Ключевые философские концепции социальной справедливости русских мыслителей XIX-XXI вв. распределены согласно историко-персональному основанию. Большую методологическую значимость для нашего исследования представляет концепция конструирования «идеальных типов» М. Вебера как теоретическая схема изучаемого явления и своеобразный «эталон», «модель», «образец».
Результаты и выводы. В статье раскрываются ключевые направления в понимании идеала социальной справедливости в концепциях русских мыслителей как откровения христианских заповедей, как принципа новой жизни, как принципа общественных отношений. Проанализированы духовно-практические формы бытия идеала социальной справедливости и возможности его реализации в социуме. Значимость исследования возрастает в условиях столкновения двух мировых тенденций: стремления не-западных цивилизаций к формированию многополярного мира и распространения идеологии мондиализма на фоне ведущейся агрессивными силами Запада мировой гибридной войны, составной частью которой является ментальная война, нацеленная на разобщение российского социума, размывание национальной идентичности. Реальность бытия социальной справедливости является гарантом сохранения национальной идентичности России. Важнейшей ценностью в современных условиях является реализация идеалов социальной справедливости как условия консолидации и сохранения целостности российской цивилизации в условиях внешних угроз.
Введение. В статье исследуется традиция – социальный феномен, имеющий длительную историю и обладающий большим социальным значением, в настоящий момент не оценённым до конца отечественным обществоведением.
Цель. Выявить суть традиции как культурного феномена, особенности её генезиса, структуру и социальные функции.
Теоретические основы. В социальных и гуманитарных науках существует три базовых подхода к трактовке традиции. Первый подход можно обозначить как функциональный. Он предполагает рассмотрение традиции как функции передачи в историческом процессе ценностей отдельно взятого народа или целой цивилизации. Второй подход к трактовке традиции можно обозначить как субъектный, в силу того, что здесь традиция рассматривается как отношение к наследию предков. Традиция в данном случае не само наследие, а убеждённость в его ценности как фактор общественного сознания. Третий подход назовём объектным, так как традиция здесь понимается как наследие прошлого достойное сохранения и передачи грядущим поколениям. Применительно к анализу современных социальных процессов, последняя трактовка представляется наиболее подходящей, так как коррелирует с понятием «ценность», по поводу которого в современном мире ведётся острая полемика относительно оптимального устройства общества.
Результаты и выводы. Традиция есть социальный стереотип и динамическое явление. История представляет собой процесс отмирания одних социальных стереотипов и возникновения других. В любом обществе можно выделить «ядро» – первичную традицию, являющуюся основой общества и определяющую характер всех остальных элементов системы. Она обладает сакральным характером, наделяет смыслом и упорядочивает все остальные элементы культуры. Первичная традиция выполняет в обществе смыслообразующую функцию, а также функцию легитимации политической власти. Сложно организованное общество может выглядеть как совокупность традиций, в которой существуют первичная традиция и вторичные традиции как её варианты.
Традиция, на наш взгляд, есть наследие прошлого, подлежащее сохранению ради передачи грядущим поколениям. Важнейшим признаком, выделяющим традицию из ряда иных культурных феноменов, является её коллективный характер. Традиция – явление динамическое. История – это процесс отмирания одних социальных стереотипов и возникновения других. По этой причине традиции и инновации как социальные явления было бы правильно рассматривать в их диалектическом единстве. Традиция представляет собой точную аналогию процессу накопления и передачи опыта живыми организмами генетическим путём. Поскольку процесс формирования традиции выполняет в обществе ту же роль, что и естественный отбор в природе, она есть объект, доказавший свою ценность и защита первичной традиции социальной системы – это залог духовного и физического выживания народа и государства.
Введение. В статье исследуется понятие «социальная эксклюзия», которое стало актуальным в социологической науке в последние несколько десятилетий. Социальная эксклюзия имеет множество причин и последствий, что делает её многогранной и сложной для анализа. Особое внимание в статье уделяется сельской молодежи, которая часто оказывается в уязвимом положении, что приводят к заключению о необходимости ее рассмотрения с позиции особенностей образа жизни данной социальной группы, рассмотрены различные факторы, влияющие на уровень социальной интеграции молодежи.
Цель. Определить основные факторы, способствующие социальной эксклюзии сельской молодежи. Изучить образ жизни и потребностей данной группы, включая их досуг, образованные привычки и социальные процессы.
Материалы и методы. Методология исследования базируется на концептуальных положениях теории социальной эксклюзии, раскрывающих суть, причины и последствия её возникновения, а также на базе анализа работ отечественных и зарубежных ученых, исследовавших социальную эксклюзию, что позволило выявить спектр актуальных причин возникновения данной проблемы.
Результаты и выводы. Отток сельского населения трудоспособного возраста, в том числе молодежи, с каждым годом увеличивается, что прежде всего связано с социально-экономическим неравенством и увеличивающемся с каждым годом отставанием уровня жизни в сельской местности от городского. Значимость результатов исследования заключается в том, что рассмотрение данной проблемы будет способствовать научному осмыслению имеющихся проблем и поиску новых решений данной проблематики.
В статье определено, что низкий уровень жизни, высокие цены на жилье и трудности на рынке труда создают барьеры, которые затрудняют социализацию сельской молодежи. Таким образом, для решения проблем, связанных с социальной эксклюзией молодежи, необходимо разработать комплексные меры, направленные на улучшение условий жизни в сельских территориях, создание новых рабочих мест, развитие образовательных программ и поддержку инициатив, способствующих социальной интеграции. Только так можно обеспечить молодежи равные возможности для самореализации и участия в жизни общества, независимо от того, где они живут.
Введение. В силу полинациональности и полиэтничности Российского государства, поведение молодого поколения в разных регионах обладает как сходством, так и отличием, иной системой ценностных ориентаций, социальных ожиданий. Примером является современное дагестанское общество, в котором наблюдается мощный процесс религиозного возрождения, в итоге ислам и исламские духовные лица стали лидерами общественного мнения, авторитетом для молодого поколения дагестанцев. Социальные ожидания молодого поколения, как правило, тесно связаны с финансовым положением семьи и, по мнению автора, материальный компонент является ключевым фактором, определяющим поведение человека. Уровень благосостояния создает различные стартовые условия для молодежи, позволяет ей более быстрыми темпами достичь поставленных целей. Цель. Установление степени влияния фактора бедности на жизненные цели, во-первых, как ограничивающего компонента, во-вторых, как стимулятора стать богатым, в-третьих, в качестве мотиватора выйти в круг «успешных людей».
Методы. Опрос по изучению ценностей и стратегии поведения молодого поколения дагестанцев проведен в гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт, Ботлихском, Дербентском, Казбековском, Кизлярском, Кумторкалинском, Левашинском районах методом случайного отбора.
Результаты. Экономическое поведение дагестанской молодежи, процесс ее адаптации к рыночной системе, а также восприятие и оценка рыночной идеологии является одним из актуальных вопросов в рамках исследования социального самочувствия молодого поколения. Прошедший исторический период демонстрирует включенность молодого поколения дагестанцев в рыночные отношения, потребность адаптироваться к условиям рынка, стремление к финансовой независимости, имеет место подработка в частном секторе экономики.
Выводы:
– эмпирический материал констатирует доминирование в массовом сознании молодого поколения дагестанцев оценки уровня благосостояния как среднего («мы живем как все») при одновременном утверждении «очень хорошее»;
– аналитика показывает обозначение опрошенной дагестанской молодежью отличий между богатой и бедной слоями общества: доминирует утверждение о возможности богатых людей создать для своих детей «лучшие стартовые возможности»;
– опрошенная дагестанская молодежь, независимо от благосостояния своей семьи, претендует на высокое материальное положение («стать богатым человеком»), то есть на притязания не влияет уровень материального положения: бедно живущая социальная группа стремиться стать богаче и подняться в категорию обеспеченного сословия;
– установлено, что состояние материального положения является ключевым стимулом в определении своего будущего и дагестанская молодежь ориентирована на «открытие собственного дела» и поиск высокооплачиваемой работы;
– материальную обеспеченность респонденты связывают исключительно с личными качествами и собственным потенциалом;
– эмпирический материал констатирует характерные молодому поколению дагестанцев оптимизм, целеустремленность и стремление к самореализации при позитивном восприятии состоятельного социального слоя.
Введение. Люди с ограниченными возможностями подвержены развитию физических и психологических проблем, которые могут существенно ухудшить их жизнь и привести к социальной изоляции. Однако с помощью социальной работы и системы реабилитации инвалиды способны обрести навыки и ресурсы, чтобы благополучно влиться в общество и реализовать свой потенциал.
Цель. Рассмотреть проблемы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в РСОАлания, раскрыть основные направления реабилитации инвалидов в республике, проанализировать современные тенденции и содержательные основы профессиональной медико-социальной экспертизы инвалидов, включая вопросы социальной адаптации и интеграции их в общество, а также вопросы необходимости структурного преобразования службы медико-социальной экспертизы в РФ и организации комплексной медико-социальной реабилитации как приоритетного направления государственной политики в отношении инвалидов.
Методы. Автор опирается на идентитарный и акторный подход, используется компаративный метод. Проанализирован научный дискурс в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, выделена необходимость дальнейшего совершенствования системы медикосоциальной экспертизы и реабилитации инвалидов в РФ в соответствии с Международной классификацией функционирования (МКФ), которая диктует необходимость разработки Концепции структурного преобразования службы медико-социальной экспертизы в РФ, в основе которой лежит повышение качества, объективности, «прозрачности» и доступности услуги по установлению инвалидности, степени утраты трудоспособности и определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты и комплексной реабилитации.
Результаты и выводы. Исследование позволило заключить, что комплексная реабилитация инвалидов включает достаточно полную компенсацию потребностей инвалидов в услугах, направленных на профилактику и лечение функциональных нарушений и ограничений жизнедеятельности, а главными факторами её успешности в контексте концепции МКФ являются формирование и системное развитие общества; конструирование адаптированного пространства для инвалидов и укрепления их межличностных связей; обеспечение возможности для личного развития через участие в социальной жизни. Одной из главных тенденций в современном законодательстве о социальной защите инвалидов должен быть переход от медицинской модели инвалидности к модели социальной интеграции.
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
Введение. В условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета страны, импортозамещения, необходимости модернизации производственной инфраструктуры, особенную значимость приобретают исследования социального положения персонала приоритетных индустриальных отраслей, таких как, например, нефтеперерабатывающая промышленность.
Цель. Рассмотреть проблемы социального положения персонала предприятий нефтеперерабатывающего комплекса как одного из приоритетных направлений народного хозяйства страны. Проанализировать кадровое обеспечение соответствующих предприятий отрасли. Методы. Для исследования социального положения персонала предприятий нефтеперерабатывающего комплекса использовались положения зарубежных и отечественных исследований сферы труда и занятости населения, обобщались статистические и социологические эмпирические данные, проводился их вторичный анализ.
Результаты. Определено, что положение трудовых ресурсов во взятой для анализа сфере имеет схожие характеристики с общемировыми, обусловленными четвертой промышленной революцией, однако, российские тенденции, связанные с необходимостью обеспечения технологического суверенитета страны, импортозамещения, модернизации производственной инфраструктуры, ставят нефтепереработку в число приоритетных для государства отраслей хозяйства, востребующих регуляторное воздействие в отношении своевременной подготовки профессиональных кадров инженерных и рабочих специальностей.
Выводы. Установлено, что нефтеперерабатывающая отрасль народного хозяйства в настоящее время имеет кадровый дефицит, обусловленный как демографическими тенденциями, так и недостатками системы профессиональной подготовки, слабой популяризацией индустриальных профессий и ее информационной обеспеченностью, накладывающейся на актуализацию в ближайшей перспективе запроса на новые профессии указанного сектора народного хозяйства, который носит стратегически важный импортозамещающий приоритетный характер.
Введение. Очевидно, что достичь технологической независимости Российская Федерация может только развивая собственные технологии, но не копируя и беря за основу иностранные разработки. Описанная в настоящей статье авторская концепция построения автоматизированных систем управления является уникальной и нигде в мире не применяется. Бионические принципы, положенные в ее основу, позволяют достичь высокой экономической эффективности при построении автоматизированных систем управления, дают хорошее конкурентное преимущество субъектам экономической деятельности при использовании описанной технологии.
Цель. Охарактеризовать авторский метод построения автоматизированных систем управления (АСУ) – т.н. «Синтетические нервные системы» (СНС).
Методы. В основу предлагаемого метода были положены концепции, заложенные природой в нервных системах беспозвоночных живых организмов. В статье показывается, что предлагаемый подход снижает временные и финансовые затраты построения автоматизированных систем, делает масштабирование систем очень простым, а техническое обслуживание и ремонт относительно дешевым. Предложенный авторами принцип «куста устройств», образуемого искусственным нейроном, значительно сокращает трудовые, временные и финансовые затраты на создание кабельной системы. Принцип автоматического определения типа подключенных к искусственному нейрону устройств исключает финансовые затраты на услуги программиста и экономит значительное время при интеграции системы. Надежный протокол локальной вычислительной сети Ethernet для объединения искусственных нейронов в единую систему (взамен давно устаревшего RS-485) позволяет строить системы огромного масштаба с возможностью надежного взаимодействия каждого нейрона с любым другим нейроном синтетической нервной системы. Стек протоколов TCP/IP, положенный в основу передачи данных между нейронами, дает возможность легкой отладки системы и построения развитых графических интерфейсов пользователя, работающих на всех вычислительных устройствах, имеющих Web-браузер.
Результаты и выводы. Показано, что интеграция, масштабирование и обслуживание АСУ на основе искусственных нейронов СНС является экономически эффективным по сравнению с классическими АСУ, построенных на модульном принципе. Работа описывает метод повышения экономической эффективности автоматизированных систем за счет принципа достаточно необходимого минимализма, т.е. за счет отказа от дублирования технологий в пользу одной, но наиболее эффективной с технической точки зрения. Предложенный в работе принцип описывает автоматизацию на основе искусственных нервных систем, что значительно отличается от классических принципов автоматизации на основе универсальных контроллеров.
Введение. Статья посвящена анализу структуры, механизмов взаимодействия и взаимовлияния политической и военной элиты в условиях различных политических конъюнктур как внеконвенциального так и конвенциального характера. Автором системно проанализированы исторические и теоретические подходы к изучению элит, в частности концепции Г. Моски, В. Парето, А. В. Дука и Ч. Миллса. Особое внимание уделяется процессам трансформации баланса власти между политической и военной элитами в зависимости от внешнеполитических угроз, внутриполитических кризисов и стабильных периодов развития государства.
Цель. Автор ставит следующие задачи: исследовать механизмы взаимоотношений и взаимодействий политической и военной элиты, выявить их структурные особенности, модели взаимодействия, а также определить влияние политической конъюнктуры на перераспределение власти между этими элитными группами.
Методы. Методологическую основу исследования составили сравнительно-исторический анализ, институциональный и структурно-функциональный подходы, а также элементы политической социологии и стратификационного анализа.
Результаты. Исследование показывает, что доминирование той или иной элитной группы определяется спецификой политической конъюнктуры. В условиях войны и внешних угроз военная элита выходит на передний план, приобретая ведущую роль в государственном управлении. В революционные периоды она может либо поддерживать действующий режим, либо становиться силой его свержения. В условиях стабильного политического развития доминирует политическая элита, а военные структуры подчинены гражданскому контролю. Выявлены модели взаимодействия политической и военной элит: сегментированная, интеграционная и гибридная.
Выводы. Военная и политическая элиты формируют сложную систему взаимозависимостей и взаимодействий, в которой ключевую роль играет политическая конъюнктура, политический режим и особенности общественного устройства конкретного государства. Их взаимодействие может варьироваться от автономности до практически полной консолидации, в зависимости от стратегии национальной безопасности, институционального устройства и социальных условий. Демократические системы предполагают жесткий гражданский контроль над военной элитой, в то время как в авторитарных режимах возможна полная интеграция военных в систему государственной власти. Изучение данного процесса позволяет глубже понять механизмы элитообразования и их влияние на стабильность политических систем.
Введение. В последние десятилетия информационные технологии стали движущей силой мирового интеллектуального и технологического прогресса. Правительственным и региональным органам власти крайне важно внедрять передовые информационные технологии для анализа и организации больших объемов разнообразной информации. Эти технологии помогают гражданам удобно взаимодействовать с государственными органами, повышая прозрачность и открытость управления. Цель. Автор ставит ключевой задачей исследование мирового опыта использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, проведение сравнительного анализа опыта развитых стран в таких областях, как открытые правительственные данные и электронное правительство.
Методы. Исследование проводилось посредством анализа публикаций и мониторинга интернетресурсов развитых государств (Официальный сайт правительства Латвии, США, Венгрии, Сингапура). Методологическую основу исследования составили общенаучный и частно-научный методологический инструментарий: метод абстрагирования, сравнительно-исторический метод, метод ретроспекции, методы индукции и дедукции. Применялись методы логического анализа и синтеза информации. Результаты. В развитых странах особое внимание уделяется построению информационного общества, основанного на передовых информационно-коммуникационных технологиях. США и Великобритания являются лидерами в области внедрения электронного правительства. Ярким примером в Великобритании является онлайн-платформа Predictiv, которая проводит поведенческие эксперименты в режиме реального времени для тестирования различных подходов к управлению и оценки их потенциальной эффективности. Латвия и Венгрия также добиваются прогресса в области электронного управления, улучшая доступ к информации и повышая политическую активность граждан. Сингапур является лидером в области электронного правительства благодаря своим комплексным программам информатизации. Установлено, что развитые страны строят информационное общество в условиях глобализации, подчеркивая важность информационных ресурсов, экономического роста и конкуренции в секторе информационно-коммуникационных технологий.
Выводы. Для успешного внедрения передовых практик информатизации в России необходимо соблюдение определенных принципов цифровой трансформации в государственном управлении. К ним относятся сосредоточение внимания на исследованиях и инновациях, развитие высокотехнологичной ИТ-инфраструктуры, создание единого цифрового пространства, обеспечение стабильного финансирования цифровых программ и повышение качества жизни граждан за счет эффективного использования технологий. Для ускорения информатизации и цифровизации государственного управления в России крайне важно объединить усилия государственных органов, институтов гражданского общества, бизнеса и общественности, чтобы сделать государственный сектор более отзывчивым к потребностям граждан и общества в целом.
Введение. В современных условиях актуализируются исследования проблем цивилизационного контекста в формировании российских элит с учетом исторической ретроспективы. Это является необходимым элементом элитологических исследований, позволяющим углубить наше представление о механизмах элитообразования в политической истории России и в то же время – репрезентировать актуальную проблему воспроизводства и сохранения исторической памяти как фундирующего элемента политической культуры и предпосылки ее формирования на основе традиционных ценностей.
Цель. Выявление цивилизационного контекста в формировании российских элит с учетом анализа исторической ретроспективы.
Методы. При проведении исследования автором применялись историко-генетический подход; сравнительный историко-политологический анализ; цивилизационный подход (политологический аспект).
Результаты. В статье выявлены и проанализированы цивилизационные факторы формирования российских элит в советской России, в мобилизационных условиях ВОВ в контексте проблем исторической памяти как фундирующего элемента политической культуры, а также проблемы циркуляции, ротации, трансформации и смены политических элит. Отмечены 4 поколения советских элит: ленинская, сталинская, хрущевско-брежневская и горбачевская элита. Показаны специфика, заданная уникальным цивилизационным контекстом, и общие архетипические черты российских элит, дана оценка качества элит с точки зрения цивилизационно-элитологического подхода.
Выводы. К концу советской эпохи выкристаллизовался тип бюрократа-чиновника, партийнономенклатурного функционера, представителя политико-административной элиты, который стремится к привилегиям и карьерному повышению. Вместе с тем, в противостоянии коммунистической и капиталистической идеологии, стран социалистического и капиталистического лагеря, в процессе радикальной перенормировки ценностей, в отдельные представители элиты и политические лидеры проявили подлинный патриотизм, самопожертвование и стратегический талант руководства страной, превращения ее в сверхдержаву. Это характерно для периода милитаристско-мобилизационного состояния социально-политической системы, в ситуации Великой Отечественной войны, поскольку перед лицом внешней угрозы народ и политическая элита сплотились на основе патриотической идеологии, традиционной политической культуры, национальных интересов России.
26 февраля 2025 года после тяжелой болезни ушла из жизни доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС
ISSN 2687-0290 (Online)





















