Preview

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки

Расширенный поиск

Потенциал креативных индустрий в региональной экономике

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2025-1-1-116-125

EDN: IRIBNU

Аннотация

Цель. На основе изучения теоретических подходов к понятиям «креативная экономика», «креативная индустрия», «креативный класс», «креативная организация», а также сравнительного анализа законодательной базы функционирования креативных индустрий, регионального стандарта развития креативных индустрий, обобщения статистических данных Ростовстата, представляющих особенности креативных индустрий на Дону, разработать научно-методические рекомендации, направленные на формирование институциональной базы развития креативных индустрий. Методы. В исследовании комбинировались описательно-аналитический, сравнительный и статистический методы исследования. Сравнительный метод использовался для выявления разночтений в определении списка креативных индустрий в различных законодательных актах, описательно-аналитический метод – в процессе описания специфики креативных индустрий и подходов к их исследованию, статистический метод – при описании структуры креативных индустрий Ростовской области.

Результаты. Систематизация этапов развития науки, изучающей креативную экономику и ее элементы, обоснование необходимости разработки особых инструментов и методов управления в креативных индустриях, а также дифференциации подходов к ним на основе активации креативного капитала и стимулирования креативно-инновационного мышления креативного класса и креативной личности. Выявлено противоречие действующего законодательства, в соответствии с которым креативный продукт является результатом интеллектуальной, а не креативной деятельности, что, безусловно, требует коррекции. Доказана необходимость рассмотрения образования как креативно-инновационной индустрии. Таким образом, представленное исследование может быть интересно для законотворцев и исследователей креативной экономики.

Выводы. Эффективное использование креативного капитала региона – залог устойчивого экономического роста и социальной стабильности, что подчеркивает значимость интеграции креативных индустрий в общую модель экономического развития страны; институционализация креативной экономики – активный актуальный процесс взаимодействия государства, бизнеса, региональных и муниципальных структур, способный развивать и консолидировать региональную экономику; при разработке стратегии развития креативной экономики методологически важно разграничивать креативную экономику и инновационно-интеллектуальную экономику, креатив и инновации, креативные продукты и инновационные продукты, креативный класс и интеллектуальный класс, креативный труд и интеллектуальный труд, креативное мышление и интеллектуальное мышление, креативные организации и интеллектуально-инновационные организации, креативный процесс и инновационный процесс для правильного выбора инструментов менеджмента.

Об авторах

Т. В. Игнатова
Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Татьяна Владимировна Игнатова – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства ЮРИУ РАНХиГС.

Ростов-на-Дону



А. М. Пономарева
Южный федеральный университет
Россия

Александра Михайловна Пономарева – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью ЮФУ.

Ростов-на-Дону



М. А. Пономарев
Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Максим Александрович Пономарев – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и предпринимательства ЮРИУ РАНХиГС.

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Пушкин В. Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. М.: Политиздат, 1967. 272 с.

2. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский Дом «Классика XXI», 2007. 421 с.

3. Боно Э. Серьезное творческое мышление. Мн.: ООО «Попурри», 2005. 416 с.

4. Гогац А. Бизнес + креатив: преодолеть невидимые барьеры / Артур Гогац, Рубен Мондехар: пер. с анг. С.С. Гуринович. Минск: Гревцов Паблишер, 2007. 344 с.

5. Друкер П.Ф. Наука инновации // Креативное мышление в бизнесе / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 148–165.

6. Ким У.Ч., Моборнь Р. Ценностные инновации: стратегическая логика быстрого роста // Креативное мышление в бизнесе / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 191–219.

7. Котлер Ф., Триас де Без Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей / пер. с англ., под ред. Т.Р. Тэор. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. 192 с.

8. Кук П. Креатив приносит деньги. – Минск: Гревцов Паблишер, 2007. 384 с.

9. Леонард Д., Строс С. Как заставить работать коллективный мозг компании / Креативное мышление в бизнесе / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 65–86.

10. Хант Р., Базан Т. Как создать интеллектуальную организацию: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. 230 с.

11. Креативные индустрии Дона: Статистический сборник / Ростовстат, Ростов-на-Дону, 2024. 97 с.

12. Громыко В. В. Новая экономика, креативная экономика и прочие понятийные инновации в экономической теории // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2012. № 3(45). С. 28–36. – EDN OWJOGT.

13. Рязанова О. Е., Золотарева В. П. Креативная экономика как драйвер модернизации национальных экономик и ее показатели // Вопросы новой экономики. 2022. № 3 (63). С. 22-34. – https://doi.org/10.52170/1994-0556_2022_63_22. – EDN TJMSJF.

14. Михайлова А. В. Исследование сущности категорий «креативная экономика», «креативный потенциал экономики», «творческие (креативные) индустрии» // Экономика и предпринимательство. 2023. № 10(159). С. 1350–1356. – https://doi.org/10.34925/EIP.2023.159.10.277. – EDN RFNMKV.

15. Каменских М. А. Теоретико-методические подходы к понятию "креативная экономика" и оценка уровня развития креативной экономики США и России // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 20(323). С. 16–20. – EDN QAOGFN.

16. Петрова Н. И., Федорова А. В. Креативная экономика и экономика северного региона // Современные тенденции в образовании и науке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях, Тамбов, 31 октября 2013 года. Том Часть 18. Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2013. С. 96–98. – EDN STDVZX.

17. Жаров Е. К. Условия перехода экономик России и Казахстана в фазу креативной экономики // Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества : IX Никулинские чтения: Сборник статей, Омск, 09 апреля 2015 г. Омск: Омская гуманитарная академия, 2015. С. 58–68. – EDN VISWXR.

18. Козлова М. А. Экономика культуры vs креативная экономика: статистический анализ для России // Экономический вестник Республики Татарстан. 2021. № 1. С. 40–47. – EDN HFBBKW.

19. Аламанова Ч. Б., Орозонова А. А., Сариева Ш. К. Креативная экономика как драйвер роста экономики Кыргызской Республики // Экономика Центральной Азии. 2022. Т. 6. № 4. С. 309-324. – https://doi.org/10.18334/asia.6.4.116952. – EDN AEIGED.

20. Козлова Е. В., Шевченко М. В. Трансформация парадигмы экономики туризма в креативную экономику // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2022. № 12(151). С. 26–29. – EDN LXNSDZ.

21. Зорин Г. Е. Перспективы цифровой креативной экономики как фактора роста экспорта в цифровую экономику у развивающихся стран // Вестник Российского университета кооперации. 2022. № 1(47). С. 51–57. – EDN HAAUCU.

22. Жилина И. Ю. Арт-рынок как сектор креативной экономики // Экономические и социальные проблемы России. 2022. № 4(52). С. 30–60. – https://doi.org/10.31249/espr/2022.04.02. – EDN EGVYEH.

23. Ponomareva A., Ponomarev M. (2021) Academic Freedom for the University as an Intellectual and Creative Organization. In: Antipova T. (eds) Comprehensible Science. ICCS 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 186. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-66093-2_25.

24. Ponomareva A. M., Zhumanova M. H., Kolchugina T. A., Solovieva I. V., Puchkova E. E. (2021). Evaluating the Effectiveness of the University as Intellectual and Creative Organization. In: Popkova, E.G., Sergi, B.S. (eds) Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 198. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-9_64.


Рецензия

Для цитирования:


Игнатова Т.В., Пономарева А.М., Пономарев М.А. Потенциал креативных индустрий в региональной экономике. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2025;(1):116-125. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2025-1-1-116-125. EDN: IRIBNU

For citation:


Ignatova T.V., Ponomareva A.M., Ponomarev M.A. Potential of creative industries in the regional economy. State and municipal management. Scholar notes. 2025;(1):116-125. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2079-1690-2025-1-1-116-125. EDN: IRIBNU

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-1690 (Print)
ISSN 2687-0290 (Online)