Изучение концепта «принуждение» в мировоззрении современной молодежи в контексте террористических угроз
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2025-1-1-179-186
EDN: JIEHCY
Аннотация
Введение. Уязвимость молодежи для организаций, распространяющих экстремистскую идеологию и вовлекающих в террористическую деятельность, ставит перед научным и педагогическим сообществом задачу поиска эффективных способов профилактической работы.
Цель. Изучение мировоззрения студенческой молодежи в контексте гендерного анализа структуры семантического содержания концепта «Принуждение».
Материалы и методы. Исследование опиралось на данные, полученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента. Основными методами исследования послужили контекстуальный анализ лексического материала, качественный анализ лексем, семантический анализ гендерных баз данных, агломеративно-иерархический кластерный анализ гендерных баз данных.
Результаты. Гендерный лингвистический анализ представлений студентов гуманитарного вуза о процессе принуждения, полученных в ходе свободного ассоциативного эксперимента, позволил авторам установить, что по общим семантическим признакам полученные реакции делятся несколько групп (процессы и действия; чувства и состояния; иные реакции). Отмечено, что ассоциации со словом «Принуждение» включают в себя и целый ряд реакций-метафор, отражающих личностные смыслы процесса принуждения для респондентов, его функции по отношению к человеку. При этом большинство имеющихся реакций-метафор обладают отрицательной эмоционально-оценочной коннотацией.
Выводы. Качественный анализ полученного лексического материала позволяет определить, что у девушек на первом месте по проценту упоминаний (с отрывом) находятся лексемы блока «Психологическое давление / навязывание», на втором – лексемы блока «Применение физической силы», а на третьем (с большим отрывом) – лексемы блока «Шантаж / запугивание». В свою очередь, у юношей на первом месте по проценту упоминаний (с незначительным отрывом) находятся лексемы блока «Применение физической силы», на втором – лексемы блока «Психологическое давление / навязывание», а на третьем (с заметным отрывом) – лексемы блока «Управление (приказ, требование)». Это позволяет предполагать более «активную» роль мужской выборки респондентов в ходе «реализации» процесса принуждения. В ходе последующего кластерного анализа была установлена подробная структура лексико-семантических полей концепта. Таким образом установлено, что структуры семантического содержания концепта «Принуждение» в языковом сознании юношей и девушек – носителей русского языка диаметрально не совпадают.
Об авторах
Л. Л. ИвановаРоссия
Людмила Леонидовна Иванова – кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики, ЮРИУ РАНХиГС.
Ростов-на-Дону
О. В. Белуженко
Россия
Ольга Васильевна Белуженко – кандитат химических наук, психолог, ЮРИУ РАНХиГС.
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Давыдов Д. Г., Хломов К. Д. Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма // Психологическая диагностика. 2017. Т. 14. № 1. С. 78–97.
2. Кустова М. Ю., Перинова С. А., Афанасьев С. Ю. Особенности диспозиций экстремистского поведения у студентов с разным уровнем психологического благополучия / Психология здоровья в образовательном процессе: материалы IV региональной научно-практической конференции (с использованием дистанционных технологий) (Курск, 27 октября 2023 г.) / под ред. В. А. Липатова. Курск : КГМУ, 2023. С. 120–123.
3. Калмыкова А. И., Рыбакина Ю. А. Уровень эмоциональной осознанности как фактор защиты от экстремистских идей / Психология здоровья в образовательном процессе: материалы IV региональной научно-практической конференции (с использованием дистанционных технологий) (Курск, 27 октября 2023 г.) / под ред. В. А. Липатова. Курск: КГМУ, 2023. C. 87–91.
4. Маралов В. Г., Ситаров В. А., Маралова Т. П., Романюк Л. В. Психологические профили студентов, склонных к принуждению (манипулированию), ненасилию и невмешательству // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 282-301.
5. Фурманов И. А. Аттитюды студентов в отношении насилия // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4. С. 622–640.
6. Султанова А. Н., Чут У. Ю., Бусыгина Г. А., Сажина Д. А., Митенко А. А., Карпотенко Я. Е. Особенности агрессивного поведения у лиц, легитимизирующих агрессию // Reflexio. 2020. Т. 13. № 2. С. 79–92.
7. Науменко Д. В., Яковлева И. П. Отношение студенческой молодежи к проблеме насилия в межличностном взаимодействии (на примере студентов КубГТУ) // XIX Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования": сборник материалов конференции. Екатеринбург: УрФУ, 2016. С. 1551–1556.
8. Наследов А. Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. 416 с.
9. Романова О.В. Некоторые особенности вербализации концепта "принуждение" глагольной лексикой современного английского языка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 44. С. 214–217.
10. Киреев М. П., Антонян Ю. М., Верещетин В. С. и др. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. № 4. С. 20–43.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Л.Л., Белуженко О.В. Изучение концепта «принуждение» в мировоззрении современной молодежи в контексте террористических угроз. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2025;(1):179-186. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2025-1-1-179-186. EDN: JIEHCY
For citation:
Ivanova L.L., Beluzhenko O.V. The study of the concept of "coercion" in the worldview of modern youth in the context of terrorist threats. State and municipal management. Scholar notes. 2025;(1):179-186. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2079-1690-2025-1-1-179-186. EDN: JIEHCY





















