Организация профилактической работы с иностранными студентами в Республике Северная Осетия-Алания на фоне актуальных террористических угроз
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2025-1-1-145-153
EDN: FYGKKB
Аннотация
Введение. На территории Российской Федерации значительно возрос уровень террористических угроз, исходящих от украинских специальных служб и международных террористических организаций на фоне проведения специальной военной операции на территории Украины. Одним из угрозообразующих факторов являются попытки вовлечения в осуществление террористических акций молодёжи из числа иностранных граждан, чему в немалой степени может способствовать различие в духовно-нравственных ориентирах с российским населением. В связи с этим, духовно-нравственное воспитание молодежи, в том числе из числа иностранных студентов, является одной из главных идеологических задач Российского государства.
Цель. Выделение наиболее эффективных форм и методов профилактической работы, снижающих степень уязвимости и подверженности идеологии терроризма и экстремизма у иностранных студентов, проходящих обучение в образовательных организациях Республики Северная Осетия-Алания.
Методы. В своём исследовании автор опирается на акторный подход, теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Используются методы компаративного и контент-анализа.
Результаты и выводы. Только практико-ориентированный подход, учитывающий ментальность иностранных студентов и уровень их духовно-нравственного развития является ключом их успешной интеграции в национально-культурное и общественно-политическое пространство Российской Федерации, развивает толерантное отношение и уважение к национально-культурным традициям, способствует соблюдению действующих в стране пребывания норм и правил поведения. Одними из апробированных и доказавших на практике свою эффективность форм выявления проникновения идеологии терроризма в молодёжную среду являются социально-психологические исследования по методике диагностики склонности к агрессии и девиантному поведению иностранных студентов. Эта работа позволяет на уровне образовательной организации сформировать группы риска иностранных студентов, требующих повышенного психолого-педагогического внимания с проведением профилактических мероприятий, индивидуальных консультаций, привлечение данных студентов в различные дополнительные образовательные услуги, что способствует раннему предупреждению противоправных действий.
Об авторе
О. А. БарановРоссия
Олег Александрович Баранов – помощник Главы Республики Северная Осетия-Алания.
Владикавказ
Список литературы
1. Микаева А. С. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9. С. 67–75.
2. Деструктивное влияние террора на политическую систему и правовую среду Российского государства. Под ред. О. И. Чердакова. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Международный юридический институт, 2017. 528 с.
3. Ланда К. З., Экзеков М. Х. Особенности профилактики экстремизма и терроризма в молодёжной среде полиэтнического социума / Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодёжной среде. Сборник статей. М.: МГИМО-университет, 2017. С. 19–29.
4. Иванова Г. П., Ширкова Н. Н., Логвинова О. К. Иностранный студент в российском вузе. Монография/ М.: ООО «Русайнс», 2022. 138 с.
5. Гедгафов М. М. О некоторых аспектах профилактики преступлений экстремистской направленности органами внутренних дел в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2019. № 3. С. 163–165.
6. Кучмезов Р. А. Международный терроризм и религиозный экстремизм в Северо-Кавказском федеральном округе // Вестник научных конференций. 2017. № 9-1 (25). С. 77–81.
7. Семикин В. В., Лисовская Н. Б., Неговская С. Г. Опыт разработки и реализации модели профилактики экстремистских проявлений среди учащихся в системе среднего профессионального образования Санкт-Петербурга / Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодёжной среде. Сборник статей. М.: МГИМО-университет, 2017. С. 85-103.
8. Венцель С. В., Жученко В. С., Зайцева Ю. Н. и др. Сборник сценариев профилактических мероприятий Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет. Ростов н/Д., 2022 г. 122 с.
9. Губаева Н. Г., Льянова А. В., Марзоева Т. Х. Образовательные экскурсии по РСО-Алания как способ формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов при обучении русскому языку как иностранному // Современные научно-технические и социально-гуманитарные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник докладов IV Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Владикавказ, 2023. С. 314–316.
10. Гарин И. Ю., Лаверычева И. Г. Актуальные вопросы выявления в молодёжной среде лиц, подверженных воздействию идеологии терроризма и экстремизма / Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодёжной среде. Сборник статей. М.: МГИМО-университет, 2017. С. 6–18.
Рецензия
Для цитирования:
Баранов О.А. Организация профилактической работы с иностранными студентами в Республике Северная Осетия-Алания на фоне актуальных террористических угроз. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2025;(1):145-153. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2025-1-1-145-153. EDN: FYGKKB
For citation:
Baranov O.A. Organization of preventive work with international students in the Republic of North Ossetia-Alania against the background of current terrorist threats. State and municipal management. Scholar notes. 2025;(1):145-153. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2079-1690-2025-1-1-145-153. EDN: FYGKKB





















