ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Цель статьи – формулирование авторского определения «умного управления» городским развитием в рамках концепции «ответственного развития», разрабатываемой научной школой ИМЭМО РАН. Приоритетами данной концепции являются использование нематериальных ресурсов развития, достижение сбалансированной модели роста, создание условий для диалога между субъектами развития.
Автор опирается на идентитарный и акторный подход, теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса; используются методы контент-анализа, компаративный метод, метод глубинных интервью. Проанализирован научный дискурс в области умного управления, выделены три основных направления концептуализации понятия. Сформулированы гланые характеристики (принципы) авторского видения умного управления в русле концепции ответственного развития: 1) опора управления на научное и экспертное междисциплинарное знание, а также на принципы доказательной государственной политики; 2) формирование понимания запроса и интересов различных субъектов развития, обеспечение корректной коммуникации и обратной связи; 3) формирование позитивной идентичности развития; 4) акцент на развитии человеческого потенциала и культуры инноваций на базе нематериальных ресурсов развития, таких как цифровые технологии. Используя данные принципы как базис для матрицы анализа управленческих практик, автор изучает кейс из управленческой практики – проект «Лидеры цифровой трансформации».
Цель анализа – выявить наличие либо отсутствие в проекте признаков умного управления, и, в случае их присутствия, определить главные факторы успешности проекта в данном контексте. Для этого были поставлены задачи по определению ключевых нарративов проекта, задающих рамку взаимодействия его участников, а также определению вовлеченных в проект субъектов развития, форматов их участия в проекте и моделей их взаимодействия. Исследование позволило заключить, что анализируемая управленческая практика соответствует ключевым характеристикам умного управления в целях ответственного развития, а главными факторами его успешности в контексте данной концепции являются формирование и системное развитие сообщества; конструирование пространства для неформального диалога и укрепления межличностных связей; обеспечение возможности для личного развития через участие в жизни города и его бизнес-экосистемы.
В статье исследовано организационно-методическое обеспечение конкурсов социальных проектов негосударственных некоммерческих организаций, которые организуются с 2017 г. самым масштабным грантодателем России – Фондом президентских грантов. Использованы элементы современной методологии социального проектирования, методы анализа научной литературы, статистического анализа, включенного наблюдение. Результаты исследования: определены и охарактеризованы «узкие места» методики экспертизы, мониторинга и оценки социальных проектов, представляемых на конкурс Фонда президентских грантов, в том числе: неучет при оценке проектных заявок аффилиации некоммерческой организации, уровня ее текущего финансирования; неточности и «слабые звенья» в понятийном аппарате социального проектирования; методологически неверное толкование категории «оценка влияния»; формальный, не соответствующий сущности мониторинга подход к его организации; отсутствие четких критериев отбора и механизма ротации экспертов фонда; непродуктивность используемого доказательного подхода к выявлению лучших социальных проектов; неравномерность организации распределения грантовых средств по регионам России.
Аргументировано, что выявленные организационно-методические недостатки оказывают негативное влияние на количественные и качественные характеристики социального проектирования негосударственных некоммерческих организаций при поддержке Фонда президентских грантов, порождая проблемы технологизации грантрайтинга, формализации отчетности по полученным грантам, способствуя росту диспропорций в распределении средств ФПГ между организациями и регионами, тиражированию проектов – «двойников».
В статье исследованы актуальные в условиях цифровизации и постоянно изменяющейся макросреды проблемы идентификации и регулирования трендов развития кадрового потенциала макрорегиональной экосистемы.
Цель исследования – сравнительный анализ ключевых трендов развития кадрового потенциала макрорегионов в контексте современных глобальных вызовов и обоснование стержневых задач макрорегионального менеджмента, решение которых позволит привлечь в регионы качественные кадры, адаптировать лучшие регулирующие практики к решению ключевых управленческих задач.
Методология исследования базируется на концептуальных положениях теории управления человеческими ресурсами, раскрывающих суть организационного подхода к управлению кадровым потенциалом. На базе анализа новаторского опыта регулирования рынка труда в условиях цифровизации предложены и обоснованы кадровые стратегии макрорегионального менеджмента, позволяющие адаптироваться к новым цифровым трендам и изменениям в сфере работы с персоналом, в том числе путем внедрения технологий искусственного интеллекта и аналитики больших данных. Выявлен спектр актуальных вариативных вызовов, своевременный ответ на которые требует коррекции кадровых стратегий регионов в целях бесперебойного функционирования экономики.
Значимость результатов исследования заключается в предложении мер адаптации лучших регулирующих практик к управлению развитием кадрового потенциала южного макрорегиона России в условиях вызовов, возникших при присоединении новых территорий – таких, как активная реструктуризация кадрового резерва макрорегиона, появление рынка вакансий рабочих мест на новых территориях, в результате чего возник дисбаланс на рынке трудовых ресурсов. Реализация предложенных мероприятий будет способствовать научному осмыслению современных проблем, ограничений и поиску новых решений организации работы с кадровым потенциалом макрорегиона.
Китайско-российские межгосударственные проекты, как правило, характеризуются крупными масштабами, большой продолжительностью, высокой технической насыщенностью и множеством участников. В процессе реализации проекта на него неизбежно будут влиять многие объективные условия, такие как экономика, управление, технологии, что приведет к определенным рискам и неопределенности. Поэтому ключевым фактором совершенствования управления межгосударственными проектами является контроль и снижение проектных рисков на протяжении всего жизненного цикла проекта. На основе анализа литературы и конкретных примеров обоснованно выбраны показатели оценки, подходящие для китайско-российских межгосударственных проектов. Далее с помощью определенной методологии проводится комплексная оценка показателей риска и разрабатывается руководство по управлению проектом. Для дальнейшей систематизации списка рисков автор использует экспертное интервью, мозговой штурм и анкетирование. Формирование иерархической структуры и построение иерархической модели факторов риска является первым шагом и важной основой метода нечеткого аналитического иерархического процесса (FAHP). В статье подробно описывается процесс создания иерархической модели факторов риска. Она закладывает основу для последующей нечеткой матрицы дополнительных суждений и ранжирования важности факторов риска. Итоговые результаты представляют собой научные рекомендации для управления китайско-российскими межгосударственными проектами.
В статье анализируются современное состояние, этапы и проблемы реформирования системы российского здравоохранения. При этом проводится сравнительный анализ существовавшей в условиях плановой экономики и формируемой в современных условиях моделей российского здравоохранения, отмечены их сильные и слабые стороны. Авторы опираются также на анализ зарубежного опыта трансформации систем здравоохранения.
В работе отмечено, что в условиях экономической нестабильности (пандемия COVID-19, санкции стран Запада, обострение угроз безопасности страны) преимущества страховой модели не очевидны, проблемы в сфере здравоохранения не решаются, а зачастую обостряются. Отмечая ряд успехов в развитии российского здравоохранения, среди которых увеличение продолжительности жизни, сокращение смертности в отдельных группах населения, создание новых отечественных препаратов, развитие телемедицины и пр., ученые, политики, пациенты единодушны во мнении о необходимости кардинальных, качественных изменений всей системы здравоохранения России.
По мнению авторов статьи, принципиально обеспечить согласованность изменений системы здравоохранения с курсом экономических и социальных преобразований, улучшение финансирования отрасли и повышение оплаты труда работников сферы здравоохранения, преодолеть неравномерность обеспечения регионов учреждениями здравоохранения и квалифицированными кадрами, сократить зависимость от импортных препаратов, технологий, медицинского оборудования и т.д., реформировать систему управления здравоохранением с учетом внешних условий и необходимости обеспечения безопасности страны и ее граждан.
Статья рассматривает современные особенности управления государственной культурной политикой. Основная роль определения вектора культурной политики в России принадлежит государству, которая вносит значительный вклад в ее регуляцию. При этом авторами обосновано, что использование потенциала культуры в общественном развитии, реализации новых инструментов и моделей современной культурной политики, актуализируют потребность в новых подходах к управлению сферой культуры, позволяющих решать проблемы не только социокультурной сферы, но и в разрезе внешней ситуации политические и экономические. В свете этого, управление государственной культурной политикой играет ключевую роль в жизни общества, что свидетельствует об актуальности темы. Цель исследования состоит в раскрытии особенностей и специфики управления в контексте реализации государственной культурной политики страны. Осмысление этой цели ставит важнейшие задачи в области управления государственной культурной политикой. Так, предопределяются направления социально-экономического развития государства, совершенствование механизма управления в этой области, дальнейшего процесса формирования сферы культуры и ее места в обществе.
Авторами статьи сформированы проблемные аспекты, влияющие на управление в рамках государственной культурной политики. Рассмотрены современные вызовы управлению культурной политикой. Представлены новые аспекты управления в данной сфере и сформирована модель управления. Проведенное исследование показывает, что в настоящее время специфика особенностей управления значительно влияет на эффективность реализации государственной культурной политики. Сделаны обоснованные выводы по применению новых механизмов управления и предложены возможные пути решения проблемных участков в управлении культурной политикой.
Формирование компетенций бережливого управления (Lean) в системе подготовки кадров государственного управления и местного самоуправления является одним из наиболее эффективных способов повышения результативности труда в государственных и муниципальных организациях. Внедрение Lean-технологий способствует более продуктивной и эффективной работе государственных и муниципальных служащих. В исследуемой системе более сложной задачей представляется – изменение традиционного мышления и подходов к организации работы служащих, что иногда является серьезным препятствием для внедрения бережливого подхода в управлении системами публично сектора. Так, автором рассмотрены мнения экспертов, имеющих широкую практику внедрения бережливых технологий в систему управления. Особое внимание уделено анализу отечественного опыта внедрения методологии «бережливого производства» и «бережливого управления». В статье обоснована значимость и особенности формирования компетенций реализации бережливого подхода в практике подготовки государственных и муниципальных служащих. Делается предположение о том, что среда и используемые современные инструменты бережливого подхода в управлении при подготовке государственных и муниципальных служащих – формируют «бережливый образ мышления» у самих служащих. На основании вышеизложенного выявлены современные тренды и предложены рекомендации по повышению эффективности используемых подходов для применения в системе корпоративной подготовки государственных и муниципальных служащих.
Целью статьи является выявление организационных и методологических аспектов дополнительного образования государственных служащих в зарубежных странах. Актуальность обращения к мировому опыту обусловлена необходимостью совершенствования системы профессионального развития. Методология включает анализ научных публикаций, материалов сайтов национальных академий госслужбы и государственных органов зарубежных стран; обзоров национальных и международных организаций за 2021–2024 гг. Различные источники позволили рассмотреть вопросы профессионального развития госслужащих на примере 25 стран. Выявлены направления деятельности государства по профессиональному развитию госслужащих, новые образовательные модели, направления подготовки и формируемые компетенции (клиентоцентричные, цифровые, адаптивные, транспрофессиональные, лидерские), образовательные форматы и новые цифровые инструменты для формального и неформального обучения. В современной системе профессионального развития госслужащих выделены субъект управления данным процессом, объект управления, управляющее воздействие, предпочтительное состояние. Сделан вывод о том, что система профессионального развития приобретает характер экосистемы, в которую вовлечены не только органы власти, госорганизации и образовательные учреждения, но и профессиональные сообщества; некоммерческие, консалтинговые, исследовательские организации; бизнес-структуры; граждане; международные институты.
Статья посвящена исследованию технологических трендов в области цифровой трансформации государственного и муниципального управления. Рассматриваются ключевые цифровые технологии в контексте национальной программы «Цифровая экономика». Анализируются изменения в составе базовых цифровых технологий в проекте «Экономика данных и цифровая трансформация». Данные изменения исследуются в рамках трендов и направлений развития, которые объявлены Президентом Российской Федерации. В статье анализируется обеспечение технологической независимости в данной области. В результате исследования было определено, что одними из ключевых технологий являются большие данные и технологии анализа данных. В статье указывается, что особое внимание должно уделяться качеству данных именно с точки зрения управления. Определяются ключевые характеристики качества данных для государственных служащих. Представлены результаты опроса государственных служащих по теме «Цифровые технологии в управлении данными». Данные опроса показали сильные и слабые стороны в работе с данными у госслужащих. Были сформулированы рекомендации для усиления слабых сторон госслужащих по работе с данными, в том числе и контексте цифрового суверенитета.
Энергия является важной материальной основой экономического развития. В условиях усиливающегося глобального изменения климата активное развитие низкоуглеродной, чистой и эффективной возобновляемой энергетики является основным направлением глобального энергетического перехода. В статье анализируется текущая ситуация глобального энергетического перехода в трех аспектах: изменение глобальной структуры энергопотребления, изменение глобальной структуры энергетики и изменение структуры энергопотребления в разных странах, и сделан вывод о наличии трех ключевых проблем в процессе глобального энергетического перехода: глобальное потребление ископаемых видов энергии составляет относительно большую долю, энергетика значительно зависит от ископаемых видов энергии, а глобальная энергетическая структура неравномерна. В статье предлагаются некоторые меры по содействию глобальному энергетическому переходу: совместные усилия правительства и предприятий по оптимизации структуры энергопотребления; содействие инновациям в области технологий чистой энергии и снижение зависимости электроэнергии от ископаемых видов энергии; укрепление международного сотрудничества для решения проблемы дисбаланса глобальной энергетической структуры, внося тем самым вклад в глобальный энергетический переход.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
В условиях постоянных изменений на глобальной арене наличие сильной и устойчивой мобилизационной экономики станет наиважнейшей основой для обеспечения безопасности и гибкости национальной экономики России. Сосредоточение усилий на уровне стратегического планирования и активного управления ресурсами создаст условия для роста и процветания несмотря на существующие вызовы и наличие завистников и недоброжелателей. Работа посвящена изучению понятийно-категориальному аппарату мобилизационной экономики, ее развитию в условиях современных вызовов и изменяющейся военно-политической обстановки. Наличие глобальной нестабильности, социальных и экономических кризисов, а также угроз безопасности государства, порождает необходимость активации и адаптации экономических методов и инструментов для обеспечения устойчивости национальной экономики Российской Федерации. Необходимо детально исследовать ключевые аспекты мобилизационной экономики, включая: процессы стратегического планирования, управления ресурсами, координации действий между различными секторами и всеми задействованными участниками процессов в условиях определенности, неопределенности и смешанных условиях. Особое внимание необходимо уделять повышению значений экономических показателей, отражающих уровень устойчивости национальной экономики, а также развитию методологии оценивания эффективности принимаемых и реализуемых управленческих решений на государственном уровне. Для успешной реализации данной концепции необходимо интегрировать государственную политику и стратегии управления рисками на всех уровнях, а именно: разработать четкие и обоснованные стратегии, учитывающие как текущие, так и потенциальные угрозы; поддерживать постоянный диалог между различными секторами экономики, государственными органами и обществом; уделять внимание образованию и подготовке специалистов, способных работать в условиях неопределенности и быстро меняющейся среды.
Качество окружающей среды (далее – КОС), его адекватная эколого-экономическая оценка формируют фундамент повышения устойчивости, прежде всего, экологической, трендов социально-экономического развития современных пространственно-экономических систем.
Цель исследования – разработка концептуальной модели эколого-экономической оценки качества окружающей среды территорий Китая на теоретической базе совокупной экономической ценности природы (Total Economic Value, TEV) и обоснование ее применимости в выработке мер государственной политики, ориентированных на достижение целей устойчивого развития 2030.
Фокусом методологии исследования выступают библиометрические методы, в частности метаанализ и библиометрическое картирование, позволяющие комплексно и критически проанализировать достоинства и недостатки актуальных методологических инструментов, а также детальная аналитика текущих проблем, препятствующих экологически устойчивому развитию территориальных систем Китая.
Научная новизна результатов исследования состоит в выявлении ограниченности / односторонности применяемых в китайской практике методов эколого-экономической оценки КОС, в создании концептуальной модели, основанной на TEV и интегрированной с концепцией устойчивого развития, позволяющей проводить всестороннюю оценку экологических ценностей в различных аспектах.
Значимость результатов исследования заключается в разработке конкретных методик для оценки многогранных ценностей КОС, в обосновании направлений совершенствования методологических инструментов, используемых в эколого-экономическом оценивании. Исследование направлено на разработку всестороннего понимания эколого-экономической ценности качества окружающей среды, выявление инструментов, способных эффективно оценивать его TEV, и предоставление теоретической поддержки для формирования устойчивых экологических политик в Китае с использованием предложенной концептуальной модели.
Статья актуализирует необходимость рассмотрения влияния процессов фрагментации, наблюдающихся в глобальной экономике, на формирование экономики в Российской Федерации. Целью настоящего исследования является иллюстрация экономико-теоретического содержания процессов рассматриваемой трансформации с позиций определения категориальной сущности фрагментации и деглобализации, выявление их эволюционных этапов, а также анализ сущности экономической фрагментации. Методологически анализ построен на использовании инструментов сравнительной динамики функционирования макрозон в Российской Федерации, что позволяет выявлять зависимость от фрагментационных процессов на уровне регионов и формировать направленность экономической политики. Основной акцент сделан на необходимости учета системных последствий, сопровождающих трансформацию бизнес-процессов и государственных институтов, что синергетически определяет направленность на нивелирование негативных условий глобальных изменений. Также авторами представлена эволюционно-теоретическая характеристика процессов фрагментации, которая позволила проиллюстрировать наличие как позитивных, так и негативных тенденций, способствующих направленности государственной экономической политики на использование модели «институционального проектирования». В исследовании отмечается цикличность и причинность интеграционных процессов, которые демонстрируют тенденции к необходимости автономизации национальных экономик, что способствует их прогрессивному развитию. Таким образом, исследование носит общетеоретический характер и направлено на актуализацию причинных компонент формирования национальной экономической системы в новых условиях хозяйствования, подверженных влиянию геополитического фактора, что позволяет предложить рекомендации относительно содержательного реформирования инструментов государственной экономической политики и определить базовые принципы, позволяющие минимизировать воздействие фрагментации на макропроцессы: использование экспертных мнений, разработка мультисистемы контроля за использованием ресурсов и бюджетных резервов, социализация мер господдержки.
В последние несколько лет экономика России подвержена множеству вызовов, к которым можно отнести колебания инфляции и валютного курса, а также все возможные санкции со стороны западных стран, а соответственно тщательный анализ последствий повышения ключевой ставки Центрального банка России (ЦБ РФ) является актуальным в процесс изучения влияния денежно-кредитной политики на различные отрасли экономики. Целью данного исследования является выявление ключевых факторов, способствующих повышению ключевой ставки, и направлено на оценку воздействия данного роста на бизнес-среду и качество жизни общества в целом. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть последствия увеличения ставки для малых и средних предприятий, а также для потребительского кредитования, что касается финансового благосостояния населения. Результаты данного анализа свидетельствуют о том, что положительная динамика ключевой ставки ведет к удорожанию кредитов, а соответственно снижению доступности заемных средств и сокращению потребительского спроса. Такие последствия создают дополнительные сложности для бизнеса, ведущее к пересмотру стратегии управления финансами и инвестициями для последнего. А значит важно не только проанализировать последствия, но и предложить рекомендации по адаптации к новым условиям, а понимание данных процессов может стать основой для выработки более эффективных решений как на уровне отдельного бизнеса, так и на уровне государственной политики.
Таким образом, данное исследование направлено на актуализацию вопросов, связанных с изменением в денежно-кредитной политике, и помочь различным участникам экономики быстрее адаптироваться к новым реалиям.
Данная научная статья исследует политику импортозамещения в Ростовской области, анализируя основные направления и инструменты, используемые в этом процессе. В статье обсуждаются меры поддержки, предлагаемые региональными властями для стимулирования отечественного производства и снижения зависимости от импорта. Авторы рассматривают существующие стратегии и механизмы импортозамещения, которые стимулируют данную политику в Ростовской области. Анализу подвергнуты инструменты, способствующие данной политике. Изменения геополитической ситуации в последние годы придают особую актуальность данной проблеме. С одной стороны, санкции стимулируют развитие отечественных производств и снижают зависимость от импорта. С другой стороны, импортозамещение сопряжено с рядом проблем, таких как рост цен, снижение качества продукции и технологическое отставание. Целью исследование является выявление сильных и слабых сторон в сфере импортозамещения, поиск наиболее эффективных механизмов, способствующих данному процессу на территории Ростовской области, определение приоритетных направлений. Методология исследования опирается на российскую школу экономической мысли, исходит из понимания российской цивилизации, как самостоятельной, независимой и самобытной. Инструментарно-методический аппарат проведенного исследования определялся совокупностью методов теоретического уровня научного познания, среди которых следует выделить логический и системный подходы, наблюдение, группировки данных, методы сравнительного анализа, анализ и синтез. В результате проведенного исследования авторы определили те области, в которых Ростовская область достигла наибольших успехов: станкостроение, радиоэлектроника, сельскохозяйственное машиностроение и другие. Исследованы также основные инструменты, которые способствовали широкому распространению импортозамещающих технологий: создание специализированного органа, лизинг, льготные займы и гранты.
Эффективное использование производственного потенциала является стратегическим приоритетом обеспечения динамичного и устойчивого развития агропромышленного комплекса России. В этой связи есть объективная необходимость в проведении научных исследований, оценочного мониторинга, изучении направлений и факторов, обеспечивающих рациональное использование ресурсной базы и способствующих повышению рентабельности развития производственного потенциала, учитывающих, при этом, требования и принципы функционирования сельского хозяйства в современных условиях. Цель авторского исследования заключается в изучении базовых постулатов, концептуальных теоретических положений, оценке современного состояния и выявлении ключевых тенденций развития ресурсной базы и производственных возможностей сельскохозяйственных организаций. В статье приводится авторское обоснование представленных теоретических трактовок «ресурсный потенциал» и «производственный потенциал». Сформулированы аналитические выводы по развитию производственного потенциала сельскохозяйственных организаций Орловской области за 2015 – 2023 гг., в том числе в контексте мониторинга наличия и использования имеющихся ресурсов и динамики объемов производства продукции. Сделано заключение, что обозначившаяся положительная тенденция в повышении эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных организаций региона связана с достижениями в развитии отдельных сфер и отраслей, в том числе растениеводства и животноводства, оптимальным использованием ресурсов и привлечением инвестиций. Теоретическая и практическая значимость полученных результатов исследования состоит в возможности их применения для проведения комплексного оценочного мониторинга развития производственного потенциала в аграрном секторе АПК регионов РФ.
Актуальность статьи обусловлена важностью сферы государственных закупок, ростом бюджетных средств, направленных на закупки, и необходимостью совершенствования существующей организации государственных закупок.
Цель статьи – определить особенности влияния внутреннего аудита на качество государственных закупок в органах государственного управления, определяющие внедрение процедур внутреннего аудита, а также различия в реализации и использовании аудита в организациях.
В качестве материалов исследования использовались научные публикации и нормативно-правовые акты в сфере государственных закупок и внутреннего аудита, методология основана на применении общенаучных методов в рамках системного подхода: сравнительный и логический анализ теоретических концепций и практических аспектов проблематики статьи, систематизация и обобщение.
В статье представлен и обсужден внутренний аудит как инструмент улучшения управления органами государственного управления, а также представлены проблемы, связанные с осуществлением аудита и возможные преимущества от его применения в проверяемых субъектах. Уточнена роль внутреннего аудита как инструмента обеспечения качества государственных закупок, целью которого является оценка планирования и организации государственных закупок внутри органа государственного управления; рациональности и экономности использования средств, предназначенных для приобретения товаров, услуг и работ. В статье выделены основные критерии качества государственных закупок и вопросы для проверки внутреннего аудита данной деятельности. Сформулирован принцип профессионального поведения, описывающий среду внутреннего аудита государственных закупок. Полученные результаты могут использоваться органами государственного управления для получения преимуществ, которые может предоставить повышение эффективности внутреннего аудита государственных закупок.
Обострение геополитических угроз обусловило необходимость переоценки сохранности технологического суверенитета России, в том числе в сфере АПК, поскольку обеспеченность основными группами продовольственных товаров является ключевой потребностью любого общества. В этой связи авторами осуществлен синтез трех теорий к анализу технологического суверенитета: неоклассического, институционально подходов и концепции национальной безопасности. Реализованный синтез позволил дать комплексное определение технологического суверенитета, отвечающее требованиям сегодняшнего дня, и вывести из него категорию «биотехнологический суверенитет», как вид технологического. На основе анализа российской управленческой практики были представлены основные институциональные и экономические проблемы в формировании и сохранении технологического суверенитета в сфере АПК. Необходимость преодоления возникших проблем позволила авторам выделить 8 основных направлений государственно политики, которые призваны нарастить и сохранить технологический суверенитет в аграрной сфере: системный мониторинг неимпортозамещенных технологических групп товаров в АПК; внедрение инновационно-технологической концепции агропроизводства; нормативное закрепление в стратегических документах основных направлений НИОКР для сферы АПК; трансформация цепочек создания добавочной стоимости посредством разработки и внедрения платформенных решений; финансовая поддержка через льготное субсидирование сельхозпроизводителей, внедряющих биотехнологии; трансформация сложившихся бизнес-моделей в агропроизводстве; формирование банка и развитие отечественной научно-технологической базы; обеспечение партнерство вузов и предприятий сферы АПК в части целевого заказа специалистов и проведения исследований под ключ.
ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА
Последнее десятилетие ХХ и первые десятилетия XXI века в зарубежном, а под его влиянием во многом и в отечественном научном дискурсе прошли под знаком «конца» – истории, модерна, а также связанных с ними идеологий. Провозглашалось, что возникшие в определенную историческую эпоху глобальные идеологии право-лево-центристского толка от марксизма до либерализма утратили свое значение и свою способность к мобилизации масс. Их место в постсовременной, постидеологической реальности заняли отдельные «молекулярные» идеологии «политики идентичности» и «политики действия». Однако события последних двух десятилетий (и особенно специальная военная операция), наглядно продемонстрировали значение и значимость идеологии в качестве фактора, оказывающего существенное влияние на формирование, функционирование, стабильность или дестабилизацию социальных систем. При этом современные западные общества, поставившие «движения идентичности» и «движения действия» во главу социально-политической жизни столкнулись с лавинообразным нарастанием проблем и, в первую очередь, резким увеличением количества радикальных идеологических групп и течений и связанных с ними акций насильственного характера, все более профессиональных, изощренных и жестоких. В статье предпринимается попытка обозначить возможные перспективные подходы к исследованию причин и глубинных механизмов этого явления, а также указывается на то, что отказ от государственной идеологии в качестве обязательной не обязательно означает отказ от идеологии, как от системы базирующихся на фундаментальных базовых ценностях идей, при помощи которых могут быть установлены, объяснены и обоснованы долгосрочные политические цели и средства их достижения как на внутреннем, так и на внешнем треке.
В статье рассмотрены основные направления государственной поддержки институтов гражданского общества в ходе взаимодействия государства и институтов гражданского общества современной России и формирования Р-модели гражданского общества, учитывающей российскую культурно-цивилизационную специфику и позволяющую при формировании гражданского общества учитывать культурно-цивилизационные, религиозные, ценностно-мотивационные параметры коммуникации общества и власти. Состояние современного российского государства и общества требует удовлетворения запроса граждан Российской Федерации на обеспечение социально-культурной стабильности и национальной безопасности, этнонационального и конфессионального согласия народов России на основе использования потенциала их традиционной культуры и традиционных духовно-нравственных ценностей.
Президент Российской Федерации в майском Указе 2024 г. определил национальные цели развития страны, оптимальный и стратегически выверенный путь самостоятельного, суверенного культурно-ценностного развития Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. Отсюда вытекает необходимость формирования современной модели развития государства, гражданского общества, бизнес-сообщества и регионов на основе развития партнерских отношений не только по экономической стратегии, но и по реализации государственной культурно-ценностной политики, политики формирования культуры и мировоззрения россиян на основе сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в целях упрочения основ политического и культурно-нравственного единства российского народа, формирования идейно-политического и мировоззренческого ядра граждан России, россиян всех национальностей, российской гражданской нации, культуры, духовных ориентиров русской, российской цивилизации, которые веками обеспечивали собирание и гармоничное развитие российских народов и граждан страны. С учетом этого многократно возрастает значение эффективного партнерского взаимодействия государства и институтов гражданского общества через призму конституционных положений, определяющих, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.
Статья посвящена основным векторам реализации указанных мер, путям повышения эффективности взаимодействия всех акторов общественно-политической жизни, а также поиску оптимальных решений стоящих перед российским общество задач в условиях современных вызовов.
Статья направлена на исследование политического кризиса 1993 г. в России, который стал ключевым моментом в формировании современной политической системы. Автором раскрываются основные предпосылки, объект и предмет конфликта. Рассматриваются причины возникновения и последствия этого кризиса, включая противостояние между исполнительной и законодательной властями, трудности в экономике и социальная напряженность в стране. Автор подчеркивает важность изучения кризиса как показателя, предопределившего дальнейшее усиление государственности. Обсуждается значение политического противостояния 1993 г. для будущего развития страны. Исследование включает анализ конституционных основ, правовой культуры общества и роли правящих элит в политических изменениях. Статья также проводит параллели между событиями 1993 г. и современными политическими и экономическими вызовами в России.
В результате исследования автор приходит к выводу, что события 1993 г. оказали огромное значение на дальнейшее развитие страны. Статья представляет собой важный вклад в изучение новейшей истории России и может быть полезной для исследователей, политологов и всех, кто интересуется политическими процессами в стране.
Результатом проведенного исследования стало уточнение теории кризисов в политике на примере событий 1993 г. Целью работы является рассмотрение причин и последствий политического кризиса в России 1993 г. Чтобы достигнуть данную цель, необходимо решить следующие задачи: 1) провести анализ экономических предпосылок; 2) дать характеристику хронологии развития политического кризиса 1993 г.; 3) выявить причину кризисов в политике; 4) определить какие были предпосылки кризиса в политике 1993 году.
В статье проанализирована трансформация концептуальных положений теорий модернизации в политические курсы. Автором систематизированы основные положения данных теорий, которые нашли свое отражение в программах реформ, были рекомендованы международными межправительственными организациями как подходы к реализации государственных преобразований. На основе проведенного анализа автор обращает внимание, что концепт «модернизация» получил практическое преломление преимущественно в неолиберальном политическом курсе, абсолютизирующим идеи классических теорий модернизации об экономическом росте и экономической свободе как основах прогрессивного развития. Неолиберальная трактовка модернизации стала основополагающей для политического курса, определяющего подходы к реализации «структурных реформ» в «развивающихся» странах. По мнению автора, причины такого доминирования связаны как с политическими факторами, так и историей, особенностями концептуальных положений теорий модернизации. Доминирование неолиберальной интерпретации модернизации спровоцировало целый ряд негативных тенденций: низведение ценности свободы исключительно к экономическим свободам и свободе выбора, усилению экономического неравенства, укрепление политического статуса экономических элит и т.п. Несмотря на появление в ответ на данные противоречия неклассических теорий модернизации, они не стали доминирующей концептуальной основой реформ в силу политических и дискурсивных причин. Автор приходит к выводу, что трансформация концептуальных положений классических теорий модернизации в неолиберальный политический курс, постулирование его положений на уровне мирового политического дискурса существенно ограничил потенциал применения данной теории для выработки и обоснования политического курса. Вместе с тем, многие задачи, которые стоят на современном этапе перед государством как институтом, лежат в плоскости осмысления современных, неклассических теорий модернизации.
Актуальность исследования автор связывает с необходимостью выработки Российским государством и обществом новых защитных механизмов в виде системы ценностных ориентиров, отвечающих вызовам времени в реалиях геополитического противостояния. В рамках статьи автор задаётся следующей целью: актуализировать превалирующие ценностные начала современного российского общества. Данная цель определила поставленные задачи: проанализировать исследовательские подходы к понятию «ценности» и предложить авторскую трактовку; проследить динамику развития системы ценностей российского общества на основе данных различных социологических исследований; определить роль и значение российского образования и воспитания в рамках ценностной политики; выявить тенденции и перспективы феномена конкуренции ценностей на международном уровне.
Методологической основой исследования послужил обзор научных публикаций по рассматриваемой теме, а также нормативно-правовой базы. В статье также используются научные методы анализа и синтеза для изучения различных аспектов проблематики ценностей. Наряду с этим автором применяется ценностный подход к осмыслению происходящих геополитических изменений. В качестве объекта исследования обозначена система ценностей российского общества. Предметом выступает динамика трансформации ценностей в российском социуме.
В статье выдвигается тезис о фундаментальной значимости традиционных ценностей для российской государственности и социума, обусловленной устоявшимися традициями, а также сложившимся культурно-историческим опытом. Вместе с этим традиционный ценностный базис, представленный такими качествами, как патриотизм, гуманизм, гражданственность, противопоставляется неолиберальному псевдо-ценностному комплексу, в рамках которого навязывается социальная атомизация, индивидуализм, культ потребления.
Исследование затрагивает тревожные тенденции, представляющие угрозу для устойчивости системы ценностей российского общества: аксиологический инфантилизм молодёжи, социальная аномия, а также распространение искаженных ценностных установок.
В заключении статьи автором делается ряд выводов, общий смысл которых состоит в утверждении о том, что система традиционных ценностей обладает значительным потенциалом развития, который необходимо реализовывать с помощью институтов образования и воспитания, что позволит обеспечить внутреннюю стабильность российского социума, а также упрочит статус России на международной арене.
В условиях кризисного характера формирования мирового порядка актуализируется проблематика глобального регулирования. Развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), будучи одним из мегатрендов мирового развития, не является исключением. В настоящее время регулирование глобального информационно-коммуникационного пространства затруднено ввиду ряда различных причин, таких как его секьюритизация государствами, отсутствие аккомодации между великими державами и гомогенности в определении угроз, сущностных терминов, идей и подходов. В статье рассматривается роль ИКТ как ресурса атрибутивной и релятивной силы, подходы России, США и КНР к глобальному регулированию развития ИКТ и информационно-коммуникационного пространства, а также основные проблемы на этом пути.
На современном этапе технологического развития важнейшее значение приобретает суверенитет в области цифровых технологий. Внимание к цифровому суверенитету обусловлено радикальной трансформацией экономического и технологического укладов, общественных отношении и политическои жизни, вызваннои глобальнои цифровои трансформациеи . Эти изменения проявились и в сфере международных отношении – цифровое пространство стало полем геополитических противоречий, а уровень цифровизации становится важным фактором, определяющим положение страны на международной арене и спектр доступных ей внешнеполитических возможностей.
Исследования в области цифрового суверенитета тесно связаны с анализом технологического суверенитета, под которым понимается обеспечение независимости в научных разработках, определении стандартов, безопасности физической инфраструктуры связи.
Также рассматривается взаимосвязь с исследованиями в области технологических укладов, которые проводятся в сфере экономических наук и подчеркивают экономический потенциал цифровых технологий в рамках перехода к Четвертой промышленной революции.
В заключение делается вывод о необходимых шагах в этом направлении, которые следует предпринять России для достижения лидерства в этом функциональном «досье».
Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире равноправное участие и полноценное вовлечение женщин в процессы принятия политических и социальноэкономических решений являются не только необходимым условием экономического прогресса, но и ключевым индикатором демократичности, открытости и безопасности государственной власти и общества в целом. Более того, такое равноправие играет фундаментальную роль в обеспечении стабильности и укреплении мира. Соответственно, изучение данной проблемы на примере одного из государств постсоветского пространства выступает важной исследовательской задачей. Целью статьи является выявление традиций, процессов модернизации и вызовов по осуществлению гендерной политики Кыргызстана в контексте его постсоветской трансформации. Материалы и методы исследования предполагали использование в основе исследования неореалистского подхода, сочетание которого с институциональными и бихеовиористскими принципами позволили всесторонне изучить рассматриваемую проблему. Результатом работы стало понимание того, что гендерная политика Кыргызстана сложилась под влиянием трех ключевых факторов: советского прошлого, процессов неотрадиционализма и включения страны в мировое сообщество. На сегодняшний день на него влияют экономические, политические, культурные и социальные аспекты развития этого государства. Выводы статьи определяют, что политикам и обществу необходимо применять гибкие и разнообразные стратегии для содействия эффективной реализации гендерной политики и постоянно исследовать и корректировать её в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями. Только благодаря совместным усилиям и взаимодействию между государством, обществом и международным сообществом Кыргызстан сможет достичь подлинного гендерного равенства и способствовать гармоничному развитию общества.
В статье на основе анализа соответствующих нормативных правовых и программно-проектных документов рассмотрены тенденции развития государственной политики Российской Федерации в области национальной культуры. Для раскрытия понятия «национальная культура» был проведен анализ дефиниций терминов «культура» и «нация». Интерпретация термина «нация» представлена в рамках двух основных теорий: в основе немецкой теории заложен примордиальный подход, а в основе французской социально-политический. Было также проведено размежевание понятий «этническая культура», базирующейся на общем происхождении, традициях, народном творчестве и «национальная культура», в основе которой лежит, прежде всего, национальное самосознание. В свете положений теории социокультурной динамики П. А. Сорокина проведен анализ государственной политики в области национальной культуры Российской Федерации. Динамика государственной культурной политики рассмотрена в целевом и в тактическом аспектах.
Анализ содержания указов Президента РФ, а также программно-проектного обеспечения данного направления выявил, что в первые два десятилетия текущего века существенное внимание уделялось развитию инфраструктуры культурной сферы. В данный период весьма значительная часть содержания национальной культуры отводилась историческим памятникам, народным промыслам, фольклору, т. е. элементам этнической культуры. Ценностной составляющей культуры не отводилось приоритетной роли. С 2021 г. формируется интерпретация ценностей в качестве базиса национального суверенитета и потенциала мирового лидерства России. Перечень базовых традиционных российских духовнонравственных ценностей зафиксирован специальным указом Президента РФ. Делается вывод, что основными векторами трансформации государственной политики являются: в сфере стратегических ориентиров – перенос центра внимания при интерпретации понятия «национальная культура» с этнического аспекта на гражданско-политический аспект, а в прикладной сфере – с инфраструктурной составляющей на ценностную составляющую культуры.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ
Данное исследование посвящено анализу социологического подхода к пониманию и изучению права путём подробного рассмотрения права через систему методов социологического исследования. Автором была проанализирована концепция социологического подхода к пониманию права через её особенности, теории правопонимания. Цель статьи – рассмотрение сущности и содержания социологического подхода к изучению и пониманию права как одного из фундаментальных подходов. Автор подчеркивает, что социологический подход к пониманию права дает возможность применить достижения социологии к праву в целом и правовым явлениям в частности, что ведёт к междисциплинарному обмену между науками и расширению возможностей в сфере познания права. Именно выявления реального действия права в обществе, повышение эффективности правового регулирования, формирование условий действия права является приоритетной задачей для современной юридической науки. Эти аспекты наиболее полно раскрываются в социологическом подходе к пониманию права. Осознание права через социологию направлено на установление реальных механизмов действия права в обществе, его практическую реализацию. Основная задача автора сформулировать тезисы исследования так, чтоб выделить общую позицию и авторское виденье на предмет исследования и представить цельное представление об социологическом подходе к изучению и пониманию права.
Цифровое пространство представляет собой активно развивающуюся область социальной реальности, влияние которой на современного человека настолько широко и разнообразно, что с трудом поддается не только прогнозированию, но и описанию. Особый интерес представляет эффект влияния цифрового пространства на молодежь, в частности, на молодежь студенческую как социальную группу, одновременно находящуюся под влиянием одного из наиболее инерционных социальных институтов – института образования и интегрированную в цифровое пространство практически с момента рождения. Глубина этой интеграции позволяет говорить о формировании зависимости студенческой молодежи от цифрового пространства. В работе представлены результаты нескольких исследований (online-опросы), проведенных в 2022 г. и направленных на определение степени зависимости молодежи от цифрового пространства и, в частности, от цифровой коммуникации. Респондентами выступили студенты гуманитарных специальностей очной формы обучения. Также в работе описаны основные признаки цифровой зависимости и степень их проявленности у студентов. К числу основных признаков зависимости от цифрового пространства отнесены: частота обращения к цифровому пространству, продолжительность взаимодействия с цифровым пространством, глубина эмоциональных связей. В качестве дополнительного признака была рассмотрена деградация коммуникативной личности субъекта. Исходя из представленных данных, автор делает вывод о том, что природа цифровой зависимости студенческой молодежи носит скорее декларативный характер, в силу нерефлексивного согласия студентов с приписываемыми им признаками цифровой зависимости, в то время как зависимостью, более старшее поколение, склонно называть сильную степень включенности молодежи в цифровые коммуникативные процессы. На основании представленных данных дана характеристика коммуникативной модели современно студента, даны рекомендации по выстраиванию образовательного процесса, направленные на развитие комплексной коммуникативно-цифровой компетентности будущего специалиста.
Статья посвящена рассмотрению радикальных изменений в ключевых функциональных характеристиках рынка труда, их причин и возможных направлений изменений в HR-сфере, направленных на преодоление/минимизацию негативного влияния дефицита кадров на функционирование организации. В первой части статьи на основе анализа данных государственной статистики, аналитики, представленной крупнейшими агрегаторами по поиску работы, рекрутинговыми компаниями и экспертами представлена характеристика текущего состояния российского рынка труда.
Во второй части статьи рассматриваются основные причины и триггеры возникшего на рынке труда дефицита кадров как со стороны спроса, так и со стороны предложения труда. Среди ключевых причин дефицита кадров, имеющих кумулятивный эффект на рынок труда, выделяются: естественная убыль населения и последствия «демографической ямы»; результаты структурной перестройки экономики; сокращение гражданской рабочей силы на фоне мобилизации, «релокации» и оттока населения из страны; сокращение потока трудовых мигрантов; дисбаланс в сфере образования – несоответствие получаемого образования запросам рынка труда и изменение трудовых установок людей и модели их поведения на рынке труда. Основными причинами изменений в модели трудового поведения людей автор считает последствия «пандемийного эффекта» на рынок труда, связанного с добровольным отказом части работников от занятости в период карантинных ограничений; присутствие на рынке труда значительной доли NEET-молодежи, а также появление новых требований к работодателю у соискателей и работников.
В заключительной части статьи показано, что в настоящий момент ответом на вызовы рынка труда должна стать подлинная «идейная революция» в сознании HR-специалистов. Концептуальной основой нового подхода к управлению работниками является человекоцентричный подход и бережное отношение к персоналу. Автором рассматриваются устаревшие и актуальные установки в HR-сфере, а также изменения в ключевых функциональных блоках системы управления персоналом и инструментах привлечения и удержания персонала.
В статье подчеркнута актуальность проблемы, обострившейся в связи с глобальными вызовами современности и связанной со становлением и эволюционизированием понятия «русское самосознание». Целью работы стало формирование значимости этого понятия как основополагающего для истории русской нации.
На основе комплексного подхода и применения научных методов исследования рассмотрены предпосылки формирования этого понятия в контексте исторического развития русского народа и его миропонимания и определены основные подходы (обьективный и конструктивный) к вопросам его изучения. Рассмотрены взгляды русских дореволюционных мыслителей и современных исследователей, нашедшие свое выражение в их ключевых позициях и различных подходах. В результате выявлено, что самосознание базируется на характерных чертах русского народа (доброта, смиренность, религиозность, соборность, смирение, терпимость, душевность) определяющих особенности мировосприятия. Проведено разграничение понятий «народ» и «нация». В статье определены семь этапов становления русской нации, подчеркнута многослойность русского самосознания, названы отдельные его символы и определены три уровня его роли в жизни общества: общенациональный, межнациональный и индивидуальный. Показано, что русское самосознание эволюционировало от патриархальности через патернализм к либерализму, от советской идеологии к пониманию российской идентичности.
Итогом работы стало определение факторов, влияющих на процессы консолидации российского общества. К ним относятся культурные ценности, межнациональное взаимодействие и осознание каждым гражданином страны частью единого народа.
В статье рассматривается эволюция взглядов относительно понимания и интерпретации науки, научного знания, выделяются и анализируются две позиции – сциентизм и антисциентизм: сциентизм, провозглашающий идею разума как ключевого инструмента познания, вершиной развития которого становится наука в потенциальной безграничности своих возможностей, и антисциентизм, характеризующий науку в контексте равнозначных мировоззренческих систем как метод постижения относительных истин. Целью данной статьи является рассмотрение проблемы соотношения науки и этики в историческом контексте; задачами: обозначение ключевых позиций по вопросу «ценностной нейтральности» ученого, выработанных на определенных этапах развития человеческого общества. Подчеркивается, что вопрос о том, может ли ученый быть ценностно-нейтральным, особенно в социально-гуманитарном знании, – на сегодняшний день становится чрезвычайно актуальным. Отмечается, что этика ученого становится ключевым разделом научной этики. Автор резюмирует, что в условиях нарастающих угроз и цивилизационных вызовов современности сложность взаимоотношений науки и этики актуализирует моральный кодекс ученого, что подтверждается положениями стратегического курса Российской Федерации на сохранение национальной безопасности.
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
Данная статья посвящена необходимости применения современных цифровых технологий в работе муниципальных и государственных служащих. В статье авторы акцентируют внимание на том, что современная инновационная структура наукоградов Российской Федерации направлена на создание уникальной научно-технической продукции, поэтому для укрепления позиций России на мировой арене важно развивать данные муниципалитеты и внедрять в них новые прорывные информационные технологии.
В работе на примере первого наукограда РФ г. Обнинска проанализирован процесс взаимодействия друг с другом министерств, Администрации города и предприятий научно-производственного комплекса при подготовке и сдаче ежегодных отчетов для подтверждения статуса. Авторы отмечают, что на сегодняшний день процесс сбора данных в муниципалитах несовершенный и требует внесения изменений.
Авторы статьи предлагают разработать и внедрить новый информационный портала «Наукограды РФ» для оперативной коммуникации федеральных, региональных, местных органов власти и предприятий НПК. Данная система будет максимально безопасной, удобной в использовании, все данные в ней будут защищены специальным ключом электронной подписи.
В заключение авторы отмечают, что внедрение портала «Наукограды РФ» позволит сократить нагрузку сотрудников администрации наукоградов. Благодаря порталу появится возможность согласовывать документы и принимать решения в кратчайшие сроки, повысится качество оказываемых услуг, результативность, эффективность, а также он позволит обеспечить прозрачность работы сотрудников на всех уровнях власти. Данная система поможет привлечь новых налогоплательщиков в наукограды РФ и обеспечить привлечение частных инвестиций, которые будут направлены на создание и модернизацию существующей научно-производственной, социальной и жилой инфраструктуры в муниципальных образованиях.
Статья посвящена анализу основ административно-территориального устройства государственного управления в Республике Конго. Ключевым элементом исследования является рассмотрение административных единиц, включающих департаменты и коммуны. Анализ показал, что действующая структура управления, несмотря на наличие децентрализованных элементов, сталкивается с рядом проблем. В результате, качество предоставляемых услуг и доступ к ним варьируются в зависимости от региона, что подчеркивает существующую социальную неравномерность. Кроме того, в статье рассматриваются полномочия и ответственность должностных лиц на местах, их роль в обеспечении устойчивого управления и взаимодействии с населением. Хорошо функционирующие органы власти способны улучшать качество управления и повышать уровень участия граждан в процессах принятия решений. Исследование также акцентирует внимание на процессах децентрализации, что является значительным трендом в административном управлении страны в последние годы. Однако неустойчивое финансирование, недостаток кадров и противоречия между центральными и местными интересами ставят под угрозу успешную реализацию данных процессов. В заключение статья предлагает рекомендации по улучшению административно-территориального устройства, включая расширение полномочий местных органов власти, улучшение координации и поддержку актов децентрализации. Эти меры могут способствовать повышению эффективности государственного управления и улучшению условий жизни населения в Республике Конго.
В представленной статье автор обосновывает необходимость учета всего многообразия внешних и внутренних факторов устойчивого развития зернового рынка как важного условия соответствия стандартам высококонкурентного глобального рынка зерна. Целью проведенного исследования стала систематизация и стратификация ESG-факторов в зависимости от конкретных эколого-экономических, социальных и инфраструктурных результатов, получаемых отраслью, а также их соотнесения с теми адаптационными и оптимизационными инструментами, которые способны обеспечить отечественным зернопроизводителям долгосрочную стратегическую конкурентоспособность на мировых рынках, а также повысить финансово-экономические результаты отрасли даже в условиях высокой волатильности спроса и предложения.
Результатом проведенного исследования и определенным приращением теоретико-методологического знания по данной тематике стала модель устойчивого развития зернового рынка РФ, отражающая взаимосвязь факторов влияния на отрасль и адаптационных отраслевых инструментов, применение которых базируется на тех финансовых возможностях зернопроизводителей, которые были определены в статье в рамках описания новой трансформированной экономической модели зернового рынка. Автор обосновывает высокую эффективность и перспективность интеграции в зерновую отрасль как ESG-принципов, так и кластеризации, указывая на то, что кластерный путь развития облегчает процедуры финансирования устойчивых сельскохозяйственных практик и упрощает процессы ведения научных исследований и внедрения наилучших доступных технологий. В то же время со стороны государства необходима реализация определенных протекционистских мер в отношении зерновой отрасли, которые должны поддержать ее развитие в период серьезных геополитических сдвигов и конъюнктурных колебаний финансовых и товарных рынков.
ISSN 2687-0290 (Online)





















