Наука и ценности ученого в контексте развития человеческого общества
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-4-285-290
EDN: NTKCXM
Аннотация
В статье рассматривается эволюция взглядов относительно понимания и интерпретации науки, научного знания, выделяются и анализируются две позиции – сциентизм и антисциентизм: сциентизм, провозглашающий идею разума как ключевого инструмента познания, вершиной развития которого становится наука в потенциальной безграничности своих возможностей, и антисциентизм, характеризующий науку в контексте равнозначных мировоззренческих систем как метод постижения относительных истин. Целью данной статьи является рассмотрение проблемы соотношения науки и этики в историческом контексте; задачами: обозначение ключевых позиций по вопросу «ценностной нейтральности» ученого, выработанных на определенных этапах развития человеческого общества. Подчеркивается, что вопрос о том, может ли ученый быть ценностно-нейтральным, особенно в социально-гуманитарном знании, – на сегодняшний день становится чрезвычайно актуальным. Отмечается, что этика ученого становится ключевым разделом научной этики. Автор резюмирует, что в условиях нарастающих угроз и цивилизационных вызовов современности сложность взаимоотношений науки и этики актуализирует моральный кодекс ученого, что подтверждается положениями стратегического курса Российской Федерации на сохранение национальной безопасности.
Ключевые слова
Об авторе
Е. А. СкляроваРоссия
Елена Алексеевна Склярова – докт. филос. наук, проф. кафедры философии и методологии науки ЮРИУ РАНХиГС; проф. кафедры «Философия и мировые религии»
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1971. 607 с.
2. Аристотель. Этика. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. 492 с.
3. Бэкон Ф. Новый Органон. М.: Рипол-Классик, 2021. 364 с.
4. Кравченко А. И. Парадокс начала: Огюст Конт как метафизик и революционер //Социология. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/paradoks-nachalaogyust-kont-kak-metafizik-i-revolyutsioner/viewer (дата обращения: 20.03.2024).
5. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707–735.
6. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kprf-sverdlovsk.ru/books/V_I_Lenin_Materializm_i_empiriokrititsizm.pdf (дата обращения: 25.05.2024).
7. Ленин В. И. О значении воинствующего материализма. Избранные произведения в четырех томах. Т.4. М.: Политиздат, 1986. 585 с.
8. Зигмунд К. Точное мышление в безумные времена. М.: АСТ: CORPUS, 2021. 528 с.
9. Гусейнов А. А. Этика науки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-nauki/viewer (дата обращения: 28.08.2024).
10. Жданов Ю. А. Избранное. В 3 т. Т. 2. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. 368 с.
Рецензия
Для цитирования:
Склярова Е.А. Наука и ценности ученого в контексте развития человеческого общества. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024;(4):285-290. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-4-285-290. EDN: NTKCXM
For citation:
Sklyarova E.A. Science and values of a scientist in the context of human society development. State and municipal management. Scholar notes. 2024;(4):285-290. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-4-285-290. EDN: NTKCXM





















