ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Государственные и муниципальные услуги, являясь функцией публичной власти, интегрированы в интересы и потребности всего населения. Трудно переоценить их социальное значение. В то же время противоречивые подходы к раскрытию социально-экономического содержания этой категории, опасений в связи с появлением в системе государственного управления рыночного термина «услуга» по-прежнему порождают в научном сообществе дискуссии по этой проблеме. Особенно ярко это проявляется в отношении услуг в социальном секторе. В настоящем исследовании представлено многообразие подходов к этой проблеме, выделено содержание и назначение государственных и муниципальных услуг, раскрыты их особенности.
Определение перспектив развития социально-экономических систем связано с процедурами разработки стратегия, как правило, на базе результатов анализа факторов внешней и внутренней среды и последующего определения целей, из которых и формируется ядро стратегии. Однако распределение методов реализации алгоритмов разработки стратегий и их комбинация во многом зависит от объекта развития. Аспирантура вуза специфична и нормативным обеспечением, и структурой самой аспирантуры. Особый интерес представляет аспирантура вуза, структура которой распределена по филиальной сети, что открывает возможность рассмотрения перспектив развития аспирантуры с точки зрения экосистемного подхода. В работе показано, что с помощью известных методов и процедур проведения анализа и синтеза в рамках предложенного алгоритма можно выйти на построение стратегических перспектив развития сети аспирантур филиалов вуза, направленного на повышение результативности защит выпускников аспирантуры, решая при этом задачи развития территорий, власти и бизнеса на базе синергических эффектов, характерных для экосистем.
В статье обоснована актуальность применения современных организационно-управленческих подходов к развитию организационного поведения персонала. Раскрыта роль типов поведения и трудовых ценностей сотрудников организации, результатом которых стала мотивационная модель организационного поведения персонала. С учетом выделенных мотивационных типов персонала предложен комплекс методов развития организационного поведения сотрудников, включающий научно-методический, информационный, андрагогический и социально-коммуникативный подходы. Исследование свидетельствует о том, что организационное поведения является одной из ключевых элементов системы управления персоналом, от эффективности управления которой зависит результат менеджмента и финансовый успех предприятия.
В статье исследованы концептуальные основы решения значимо-актуальной проблемы – управления торгово-экспортной организацией в контексте развития международного бизнеса в нестабильной экзогенной среде. Цель исследования – детальный анализ ключевых теоретико-концептуальных аспектов управления и обоснование набора стратегических решений, содействующих росту конкурентоспособности российских торгово-экспортных организаций на международном рынке. Методологическую базу исследования составили системно-аналитический и компаративный теоретических методы, а также актуальные работы ученых-экономистов, раскрывающие отдельные проблемные составляющие управления в торгово-экспортных организациях. Продемонстрирован как положительный, так и негативный опыт стратегического планирования в торгово-экспортных организациях в условиях современных вызовов и тенденций в международном бизнесе, предложены и обоснованы этапы стратегического планирования, реализация которых обеспечивает достижение долгосрочных целей организации. Показано, что в условиях возрастающей конкурентности международной среды фокусом концепции приращения потенциала управления торгово-экспортной организацией является холистический подход к стратегическому менеджменту, который предполагает четко сконструированные и функционирующие во взаимодействии системы стратегического планирования, маркетинга, логистики и финансов, способствующие развитию международного бизнеса.
В статье автором рассматриваются те инструменты развития туристических кластеров, которые могут быть использованы органами государственной власти на федеральном и региональном уровне в рамках формирования ими программных документов, направленных на поддержку отрасли и процессов кластерообразования в ней. Автор предлагает к рассмотрению алгоритм использования программно-целевого подхода в ходе формирования и развития туристических кластеров, учитывающего целесообразность приоритизации задач развития туристической отрасли в некоторых регионах РФ. Также автором выявляется проблема в используемой системе оценки реализации поставленных перед отраслевыми ведомствами целей, заключающаяся в том, что наблюдается определенное несоответствие разработанной системы целевых индикаторов тем задачам, которые определены для достижения основной цели развития внутреннего туризма. В то же время корректные оценочные процедуры и грамотно выстроенная система индикативных показателей для оценки уровня реализации кластерных инициатив позволит активизировать инвестиционную деятельность в туристическом кластере с помощью механизмов субсидирования из федерального бюджета, расширения программ льготного кредитования, предоставляемого финансовыми организациями, государственно-частного партнерства, а на этапах развития туристического кластера – обеспечить его самофинансирование.
Статья посвящена исследованию вопросов трансформации целей и ценностей органов местного самоуправления в контексте формирования публичной власти в Российской Федерации. В рамках исследования затрагиваются вопросы концептуального противоречия целей деятельности органов местного самоуправления и органов публичной власти. Анализируются перспективы развития целей органов местного самоуправления и зарождения новых ценностей в условиях функционирования системы органов публичной власти. Выносятся предложения по устранению концептуальных противоречий в развитии целей и ценностей органов местного самоуправления и органов публичной власти. Рассматривается вопрос развития ценностей местного самоуправления через институт территориального общественного самоуправления, который выступает условием становления гражданского общества с присущими особенностями.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
Представленная статья описывает сущность и экономическое содержание квазикорпоративного подхода к управлению современными регионами, являющимися самостоятельными субъектами экономических отношений с ключевыми стейкхолдерами своего развития. В рамках проведённого исследования представлен авторский подход к формированию конкурентоустойчивости экономики региона на основе системного управления конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью территориального продукта. Результатом исследования является стратегическая матрица мер достижения конкурентоустойчивости региона, которые могут быть имплементированы в дорожные карты органов исполнительной власти для уточнения планов по долгосрочному социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, а также разработана концептуальная модель управления конкурентоустойчивостью региона с позиции системного подхода, что дополняет актуальные экономические исследования в этой области.
Рассмотрена необходимость использования новых, цифровых форм организации валютно-финансовых расчетов с зарубежными партнерами, а также формирование национальной системы безопасных платежей. В статье приведен результат анализа мотиваций внедрения цифровых валют центральных банков (положительные и отрицательные моменты рассматриваемого процесса). Дан обзор существующих международных платежных систем, в том числе и российской, обозначены преимущества и недостатки. Рассмотрены основные тенденции криптовалютного рынка как возможного механизма формирования децентрализованных финансов.
Одной из острых проблем современного развития России является неравномерность развития территориальных образований. В предлагаемом исследовании рассматриваются существующие проблемы в пространственном развитии, которые не отвечают национальным интересам страны. Целью исследования является акцентирования внимания органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях на наличие диспропорций в экономическом, социальном, культурном развитии территорий и регионов, которые не обеспечивают защиту национальных и экономических интересов России. Отмечено, что существующая стратегия пространственного развития не обеспечивает устойчивое развитие регионов и выявлена прямая связь между пространством и экономической безопасностью. Предложены новые подходы в пространственном развитии страны с целью обеспечения экономической безопасности. Результаты исследования могут быть использованы органами государственном власти в стратегическом планировании.
Предпринимательство является приоритетным направлением развития экономики России. Благодаря функционированию и развитию малого и среднего бизнеса происходит создание новых рабочих мест, развитие технологий, сфер и отраслей, улучшение качества товаров и услуг, модернизация. В статье рассматриваются различные подходы к определению предпринимательства как особого вида хозяйствующих субъектов и принципы развития российского предпринимательства, приводятся статистические данные. Авторы делают вывод, что создание благоприятных условий для функционирования и развития бизнеса, финансовая, налоговая и другие виды государственной поддержки являются значительными мерами, направленными на развитие предпринимательского сектора и содействуют устойчивому росту экономики страны.
В статье рассмотрены специфические характеристики постиндустриальной экономики, включая увеличение доли услуг в структуре ВВП и занятости, повышение роли информации и технологий в деятельности организаций. Представленные особенности постиндустриальной экономики ведут к качественным изменениям факторов экономического развития, в том числе и предпринимательства. В связи с этим проведен анализ роли предпринимательства как одного из фактора стимулирования экономического развития в современной постиндустриальной экономике.
В ходе исследования проведен анализ статистических данных по развитию сферы услуг и сервисного предпринимательства в России и зарубежных странах. В ходе историко-экономического анализа сопоставлены отличительные характеристики предпринимателей индустриального и постиндустриального периода экономического развития. Получены выводы о роли предпринимательства как фактора стимулирования экономического развития в современных условиях.
Введение. Актуальность исследования вызвано вызовами, стоящими перед системой профессионального образования, региональным рынком труда, системой предпринимательства в целом.
Цель исследования. Целью исследования является раскрытие состояния системы среднего профессионального образования Северо-Западного федерального округа, оценка структуры подготовки кадров в системе профессионального образования.
Методы. Методология исследования опирается на непрерывность процессов диалектики развития системы среднего профессионального образования и спроса рынка труда, среднего и малого предпринимательства в сложившихся экономических условиях. Базируясь на методы структурно-функционального анализа и синтеза стало возможно выявить основные направления подготовки профессиональных кадров.
Объектом исследования является система среднего профессионального образования Северо-Западного федерального округа.
Результаты. Результатами исследования является комплексный анализ основных характеристик системы среднего профессионального образования Северо-Западного федерального округа: количества обучающихся, в т.ч. по очной форме обучения, по укрупненным группам специальностей подготовки, анализ качества приема на профессиональные образовательные программы в разрезе групп профессионального обучения регионов Северо-Западного федерального округа, анализ состояния материально-технической базы системы профессионального обучения.
Выводы. Результаты обобщения направлений дальнейших исследований системы среднего профессионального образования позволили выявить ведущие направления научного дискурса состояния профессионального обучения, выявить ведущие структурные характеристики совпадения государственного заказа и потребностей бизнеса, организации менеджмента в системе повышения качества реализации образовательных программ реализуемых учреждениями системы среднего профессионального образования.
Современные экономические реалии, жесткая монетарная политика, высокий уровень конкуренции среди субъектов малого и среднего бизнеса, ущерб банков от мошеннических схем актуализируют вопросы методов управления кредитным риском и разработки инструментов минимизации потерь от мошенничества. В мировой практике используется около двух сотен методик оценки кредитоспособности заемщика, однако вопрос о том, как управлять кредитными рисками с целью минимизации степени мошеннических действий со стороны юридических лиц остается актуальным. Актуальность усиливается в т.ч. стремлением кредитных учреждений повысить уровень экономической безопасности и качество кредитного портфеля и появлением новых схем мошенничества со стороны недобросовестных заемщиков.
Статья рассматривает современные тенденции цифровизации банковского сектора, анализируя влияние новых технологий на банковские услуги и операции, что является неотъемлемой частью современного мира и активно развивается в России. Статья направлена на исследование цифровой зрелости банковских организаций и их готовности к глобальным переменам в рамках цифровой трансформации. Автор обращает внимание на несколько ключевых аспектов, таких как системы быстрых платежей (СБП), платежные стикеры, Buy Now Pay Later (BNPL) и введение Цифрового рубля.
Актуальность проведенного исследования состоит в выявлении значимости цифровых технологий для улучшения эффективности и удобства финансовых операций, а также рассматривает их потенциал и возможные риски. Методологическая база исследования опирается на анализ данных информационно-аналитических обозрений агентства цифрового аудита SDI360 совместно с экспертами из партнерских компаний. В целом, статья представляет собой обзор современных тенденций цифровизации в банковской сфере и подчеркивает их важность для развития отрасли.
Практическая значимость данной статьи заключается в том, что она поможет банковским специалистам и руководителям лучше понять современные тенденции цифровизации и их влияние на банковскую сферу. Это позволит им принимать более обоснованные решения при разработке и внедрении цифровых стратегий, а также улучшить качество предоставляемых услуг и операций.
Научная значимость статьи заключается в том, что она предоставляет анализ современных тенденций цифровизации в банковской сфере на основе актуальных данных и исследований. Это может быть полезно для ученых, студентов и всех, кто интересуется развитием банковской отрасли в контексте цифровой экономики. Также статья может послужить основой для дальнейших исследований в этой области.
Таким образом, статья о современных тенденциях цифровизации в банковской сфере имеет как практическую, так и теоретическую значимость, способствуя развитию банковской отрасли и научному пониманию цифровой трансформации в этой сфере.
С углублением индустриализации, модернизации и урбанизации глобальные экологические и ресурсные проблемы становятся все более серьезными, и развитие зеленой экономики становится значимой мировой тенденцией, находящей отражение и на региональном уровне.
Цель исследования – анализ ключевых факторов, детерминирующих «зеленые» экономические тренды, а также попытка определить будущие направления самих этих трендов. Методологическую основу исследования составили аналитический и компаративный методы, а также актуальные труды ученых, посвященные изучению трендов и факторов развития зеленой экономики, прежде всего, в региональном разрезе. Результаты анализа показывают, что, во-первых, коннотация сущности «зеленой» экономики постоянно эволюционирует и становится все более широкой . В ракурсе достижения целей устои чивого развития подчеркивается, что «зеленая» экономика – это низкоуглеродная, экологически чистая и устои чивая модель динамической траектории. Во-вторых, система актуальных инструментов оценки и индикации трендов зеленой экономики становится все более многоаспектной в ракурсе отражения параметрических характеристик экологически ориентированного развития региональной экономики. В-третьих, наблюдается постепенная трансформация методов исследования факторов воздействия на развитие зеленой экономики, выражающаяся в переходе от однолинейного причинно-следственного анализа к многомерному нелинейному сетевому анализу, охватывающему не только явные, но и неявные факторы. Показано, что будущие исследования данной сферы будут все более междисциплинарными, практически-ориентированными на выработку региональной «зеленой» политики.
В последнее время особую актуальность приобрели вопросы совершенствования управления российской государственной собственностью, расположенной за границей. Об этом свидетельствуют последние решения Президента РФ, дискуссии в экспертном сообществе и в научной литературе. Остро стоят проблемы защиты и предотвращении потери российских активов за границей, связанные с введенными зарубежными странами санкциями. Нуждается в улучшении нормативноправовая база, регламентирующая управление такой собственностью. Требуется нестандартный подход к поиску и учету зарубежного имущества. Нужны новые инструменты, способствующие совершенствованию управления зарубежными российскими активами.
Сохранение и поддержание экономической безопасности является важнейшей задачей любого государства. Особенно это актуально для современной российской экономики, которая в настоящее время претерпевает значительную трансформацию. Российская Федерация концентрирует силы на укреплении своего экономического суверенитета и увеличении привлекательности страны для иностранного бизнеса. Ввиду этого большое внимание было уделено развитию специальных административных районов, чтобы вернуть в российскую юрисдикцию капитал, утекающий в иностранные офшоры, а также создать благоприятную среду возвращения и перерегистрации квазироссийских компаний. В статье проведен анализ результатов реализации тренда на редомициляцию российских компаний, а также дана оценка эффективности проведенной перерегистрации на примере хозяйствующего субъекта.
В статье проводится анализ образовательных сервисов, выделены современные тенденции в образовательных услугах и основные направления цифровых систем в сфере образования. Рассмотрены виды систем управления образовательным процессом. В статье проведен анализ предложения образовательных систем на российском рынке, а также программы, входящие в Единый реестр российского программного обеспечения, исследована структура предложения образовательных систем по двум направлениям: системы для организации онлайн курсов и системы для корпоративного обучения, как часть кадровой системы. На основе анализа данных продуктов выделены основные предлагаемые инструменты цифровых образовательных сервисов в сфере профессионального образования предлагаемые на российском рынке.
В настоящее время государства активно наращивают внедрение новых технологий GovTech в целях повышения эффективности работы государственных органов. Цифровое государство, как ключевая концепция цифровизации госсектора, представляет собой следующий этап эволюции государственного управления, призванный ускорить процесс принятия решений на государственном и муниципальном уровнях, более эффективно взаимодействовать с гражданами и общественными организациями, а также повысить уровень доверия к власти. В статье представлен анализ технологий GovTech и принципы их внедрения, проанализированы этапы цифровой зрелости государственного сектора. Было определено, что драйвером цифровизации государства стала пандемия COVID-19, но в долгосрочной перспективе от реакционной политики государства должны перейти к полной реорганизации систем управления при внедрении новых технологий и обеспечении кибербезопасности. В работе были оценены основные вызовы, препятствующие этому, а также ключевые тренды GovTech. Отдельно был проанализирован европейский и российский опыт цифровизации системы государственного управления. Анализ концепции ГосТех, проведенный авторами, позволил определить условия роста отечественного рынка GovTech, его перспективные направления и сделать вывод о значительном потенциале России к успешному достижению этапа цифрового государства.
Четыре ключевых индикатора изменения климата – концентрация парниковых газов, повышение уровня моря, жара и закисление океана – каждый год устанавливают новые рекорды. Одним из инструментов ограничения глобального потепления на планете является энергетический переход, то есть переход от структуры энергетики, основанной на ископаемом топливе, к структуре, производящей очень ограниченные, если не нулевые выбросы углерода.
Цель статьи – рассмотреть концепцию энергетического перехода через призму исторической эволюции. Методы: системный анализ, сравнение, обобщение, систематизация. Результаты: рассмотрены причины и сущность явления энергетического перехода. Особое внимание уделено причинам и тенденциям четвертого энергоперехода. Затрагивается проблема рисков энергоперехода в современной геополитической и социально-экономической обстановке. Выводы: с исторической точки зрения, энергетические переходы не являются чем-то новым. Однако сегодня развитие стран по эффективным сценариям борьбы с изменения климата требует усилий и в области международного сотрудничества, и в области достижения внутриполитического консенсуса, т.е. формирования политического, общественного и экспертного мнения, разделяющего принципы энергетического перехода.
ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА
Автор исследования обращается к особенностям структурных изменений в политических процессах в условиях межформационного перехода, обусловленного кризисом объективных капиталистических производственных отношений. На основе анализа динамической модели политического процесса Г. Алмонда и Дж. Пауэлла автор приходит к выводу, что современные политико-экономические преобразования уже не позволяют эффективно описывать структуру политического процесса с точки зрения устоявшихся теоретических моделей, построенных в эпоху стабильного экономического роста. Изменения в акторно-ресурсной основе политических процессов, генерирующие новых акторов и модернизирующие ресурсную базу политических интеракций, объясняются переходом к сетевым и горизонтальным форматам управления, рушащим капиталистические вертикали и иерархии. Автор выделяет новые виды политических акторов и ресурсов, а также предпринимает попытку описать тенденции их взаимодействия через призму экономико-технологических преобразований. Помимо этого, выдвигается предположение, что исследовать структуру политического процесса в современных условиях более логично с точки зрения акторно-сетевой теории, ориентированной на дескрипцию «сборок», учитывающих многофакторную и хаотичную природу политики.
В статье рассматриваются различные современные научные подходы к исследованию террористических угроз и разработке антитеррористического инструментария. В ходе исследования выявлено, что все они по разному расставляют исследовательские акценты и отсутствует комплексный подход к анализу данного социально опасного политического явления . Одним из новых междисциплинарных научных направлений может выступать террология, которая комплексно и всесторонне изучает и выявляет террористические угрозы. Авторы приходят к выводу, что разработке программ по борьбе с терроризмом должен предшествовать комплексный анализ проблемы с использованием научного инструментария нового научного направления – террология.
В статье проводится анализ характерных особенностей информационных войн политической направленности. Сегодня информационные войны являются неотъемлемым элементом политической системы, выступая в качестве инструмента политического управления. Специфика информационной войны заключается прежде всего в том, что боевые действия происходят в плоскости виртуального пространства. Было выявлено, что всемирная информационная компьютерная сеть вывела информационные войны на новый уровень, став мощным инструментом для реализации информационных атак. Данная тенденция нашла свое отражение в политических конфликтах, которые происходят в границах информационного поля.
Научная работа основана на корреляции миграционных процессов с состоянием рынка труда и рассматривает влияние на сбалансированность спроса и предложения. В статье проанализирована и графически представлена динамика миграций и эмиграций в РФ и городе Курске. Особое внимание было уделено миграционным потокам высококвалифицированных специалистов (в рамках программы переселения бывших сограждан). Рассмотрена нормативно-правовая база для регулирования миграций в пределах полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов. Изучены особенности построения миграционной политики в современной России. Сопоставлены и сравнительно проанализированы научные работы различных авторов по тематике миграций в рамках ретроспективы.
Законодательный орган власти играет ключевую роль в разработке и осуществлении социально-экономической стратегии государства. Статья исследует важность законодательного органа в формировании и осуществлении социально-экономической стратегии. Она анализирует роль парламента в разработке законов и политик, которые влияют на социальное и экономическое развитие общества. Представляя обзор соответствующей литературы и результатов исследований, статья рассматривает, как законодательные органы участвуют в процессе принятия решений и формулировании законов, направленных на поддержку экономического роста, социальной справедливости и устойчивого развития. Рассматриваются механизмы контроля и обратной связи, которые позволяют парламенту оценивать эффективность реализации социально-экономической стратегии. В статье анализируются примеры успешных практик, как законодательные органы власти участвуют в разработке и обсуждается значение активного участия законодательного органа в обеспечении успешной реализации стратегических целей и задач, способствуя устойчивому и равномерному развитию общества.
В настоящей статье рассмотрены вопросы необходимости пересмотра методологии реализации государственной молодежной политики в связи с изменениями политического курса страны и возникавшими угрозами национальной безопасности. Представлены проблемы радикализации молодежи через социальные сети, социальная и гражданская активность современной молодежи в России, а также изучена методология генезиса молодежных организаций. Авторами предложены собственные шаги по нивелированию возникших угроз и пересмотру нормативной базы.
Формирование российского либерализма в XIX веке доктринально проходило по пути исторически обусловленного развития в контексте западноцентристской парадигмы. Однако политические события в России конца XIX – начала XX веков внесли существенные коррективы в дальнейшее развитие либеральной идеологии. С опорой на институциональный и историко-компаративистский подходы, проведено исследование теоретического наследия российского либерализма, отмечены его особенности, доказано, что вклад российских ученых конца XIX века может стать основой для разработки стратегии дальнейшего развития российской государственности в современной геополитической ситуации.
В статье проведен анализ внутренних и внешних факторов, оказывающие влияние на развитие туризма, включая государственную политику, экономические тенденции, инфраструктурные возможности и международное сотрудничество. Особое внимание уделяется концептуальным критериям, определяющим туризм как смену местоположения, временное пребывание и некоммерческие цели поездок. Авторы статьи рассматривают текущие тенденции и риски, связанные с туризмом в России, а также рассматривают стратегии и меры, которые могут способствовать устойчивому развитию туристической индустрии в стране. Статья предлагает комплексный подход к оценке туристического потенциала регионов России, подчеркивая важность разделения аттрактивности и качества обслуживания для оптимизации туристских потоков и повышения привлекательности российского туризма как для внутренних, так и для иностранных посетителей.
В данной статье предпринята попытка осознать, как может быть предотвращено с помощью социальной поддержки органов государственной власти негативное влияние на институт семьи в контексте изменения различных общественных тенденций и изменения политической культуры россиян. Исследуется взаимосвязь таких понятий, как «государство» и «семья» в контексте фактора поддержки. Актуальность статьи обусловлена такими факторами: во-первых, 2024 год объявлен в РФ Годом семьи с целью показать важность института семьи для государства, во-вторых, неизбежностью преодоления различий в трактовках социальной особенности изменения института семейных ценностей в отечественной научной мысли.
Исследование посвящено изучению влияния трансформации цивилизационных детерминант на процессы формирования политико-административной элиты современной России. Через призму геополитического анализа, авторы констатируют, что актуальная фаза глобализации терпит глубокий системный и структурный кризисы, вызывающие изменения в факторах, формирующих контуры современных цивилизаций. Эти факторы есть детерминанты цивилизационного развития, трансформация которых наблюдается в нескольких основных сферах. Авторы считают, что цивилизационный подход к анализу глобальных процессов лучше отражает реальную картину формирования многополярного мира и цивилизаций, нежели чем идеалистический, а также помогает фиксировать и понимать метаморфозы в генерации и поведении политических элит. Так, консервативный поворот России в сторону позиционирования в качестве локальной цивилизации приводит к заметным изменениям в процессе элитогенеза, становящимся национально-ориентированным, централизованным и идеологизированным. Следовательно, авторы приходят к выводу, что цивилизационные факторы в ближайшем будущем будут определять облик элитных групп российского государства-цивилизации.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ
Статья посвящена осмыслению важности роли молодежных общественных организаций в патриотическом воспитании современной молодежи и развитии патриотического общества в целом. В результате социологического анализа научной литературы автор приходит к выводу о том, что позитивный имидж и основная миссия молодежных общественных организаций реализуется в следующих 12 приоритетных направлениях: 1) формировании духовных и культурных основ развития патриотического общества; 2) формировании у молодежи установок на сотрудничество, коллективизм, благотворительность; 3) содействии реализации молодежных инициатив посредством включения молодежи в проектную деятельность; 4) развитии созидательной активности молодежи и ее включении в «патриотически ориентированную социообразовательную среду»; 5) использовании возможностей сети Интернет; 6) социальной поддержки отдельных уязвимых категорий молодежи; 7) развитии военно-патриотического воспитания; 8) физическом развитии молодежи и развитии молодежного туризма; 9) укреплении взаимного доверия между молодыми гражданами на основе обеспечения безопасности, противодействия экстремизму и ксенофобии; 10) создании системы поддержки талантливой молодежи; 11) введении специальных патрицентрированных предметов в образовательных учреждениях; 12) формировании имиджа и распространении символики патриотического общества.
В данной статье на примере коммеморативных практик сохранения исторической памяти о подвиге азербайджанского народа и его вкладе в Великую Победу, рассматриваются механизмы и инструменты, используемые национальными правительствами стран постсоветского пространства, посредством которых ремоделируется национальная идентичность. Авторы приходят к выводу о необходимости историко-социологического анализа ремоделинга национальных идентичностей при выстраивании государствами постсоветского пространства направлений развития международных отношений и союзов.
В статье рассмотрены данные социологических опросов молодёжи Архангельской агломерации (Поморье, территория Арктической зоны РФ). Особый акцент сделан на обобщении показателей, характеризующих состояние исторической памяти и оценки в отношении исторического образования лиц 18–25 лет. Материалы представлены в контексте принципиальных положений российской политики нациестроительства начала 2020-х годов и в их связи с современными концептами патриотизма и гражданской идентичности. Данные также сопоставлены с общероссийскими опросами по аналогичной тематике в тот же период. В целом подтверждается тенденция укрепления общероссийской гражданской идентичности молодёжи, параллельная тренду на снижение «регионального» патриотизма. Однако в молодёжной среде отсутствует единство в понимании самой концепции гражданской нации и основ её формирования. Также подтверждено, что выявленная тенденция одной из основ имеет проблемное состояние базового исторического образования молодёжи, причём особенно острое – в части знания региональной истории. При этом молодёжь региона является, с одной стороны, носителем потенциально высокого интереса к истории страны и региона, а с другой стороны, реализует его на базовом уровне исторической памяти, т.е. на уровне семейной истории. Результаты исследования указывают, что молодёжь объективно востребует более активное использование таких инструментов стимулирования, поддержки и удовлетворения интереса к истории, как музейные проекты и кинематограф, Данные отрасли рассматриваются наряду с историческим образованием в школе как главные инструменты формирования эмоционально окрашенной исторической памяти как основы развитой гражданской идентичности и «деятельного патриотизма» у поколения, которое в ближайшее десятилетие составит основу политической, экономической, научной и культурной элиты РФ.
Предмет. Президентские выборы как показатель внутриполитической стабильности в Российской Федерации.
Цели. Выявление факторов политической стабильности в российском обществе способных оказывать влияние на электоральное поведение граждан, их отношение к различным политическим институтам и акторам, а также отражаться на результатах президентских выборов.
Результаты. Рассмотрены процессы, происходившие во время проведения выборов Президента Российской Федерации с начала 2000-х гг. На основе данных Центральной избирательной комиссии проанализированы итоги голосования по стране в целом и отдельным регионам. Отмечено, что способность преодолевать трудности в переломные для государства моменты предопределила уверенные победы В.В. Путина на выборах.
Методология. В статье использованы общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, метод сравнительного анализа, системный и структурно-функциональный подходы, статистический метод.
Область применения. Результаты исследования могут применены в практической деятельности публичных политиков, органов государственного и муниципального управления, при разработке общих и специальных курсов по политологии, конфликтологии, национальной и региональной безопасности, политической регионалистике.
Выводы. Устойчивость функционирования выстроенной политической системы и высокий процент голосов избирателей на президентских выборах очевидно заключаются в эффективной деятельности по обеспечению благосостояния граждан, традициях отечественной политической культуры.
На каких уровнях реализуется, на основе чего «строится» сегодня содержание современного экологического образования в нашей стране? Как влияет непрерывность экообразования на достижения высокого уровня экологической культуры населения? И, наконец, есть ли на данный государственный запрос встречный отклик в обществе, в частности у детей и молодежи, ориентирующий ее к экообучению и практическому участию в решении комплекса экологических проблем и обеспечения экологической безопасности?
Предпринимая попытку проанализировать государственные меры совершенствования экологического образования, автор выявляет дефициты и барьеры, предопределяет возможности для эффективного развития экологического образования в контексте его непрерывности с учетом формирования общественно-государственного запроса на экокультурную и профориентационную составляющую детей и молодежи.
В статье исследуется политическая культура государственных гражданских и муниципальных служащих конкретной территории РФ – Уральского федерального округа. Цель исследования – выявить территории УрФО с наиболее развитой политической культурой у государственных гражданских и муниципальных служащих. Автор придерживается известного утверждения о взаимосвязи факторов, влияющих на политическую культуру, – это экономический и образовательный. К этим факторам им добавлен – еще и научный, так как сегодня в информационном обществе наука во многом определяет развитие экономики. В ходе исследования наиболее успешными по совокупности всех факторов оказались Свердловская и Челябинская области. Исключение составляют ХМАО и ЯНАО, где выше всего уровень жизни, оплаты труда, отличное снабжение за счет развития добычи нефти и газа, но там отстают показатели по уровню развитию образования и науки.
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
Политическая элита в современной элитологии исследуется через призму разнонаправленных концепций, каждая из которых дает свои маркеры для межевания границ элитарности. Автором рассмотрена проблематика формирования контуров феномена политической элиты в эволюционном развитии подходов, изучены процессы жизненного цикла, свойственные элитным группам. Сделан вывод о наличии универсальных свойств равно как и обосновывающих их концепций, проведено исследование более специфических локальных особенностей, раскрыт корпус релевантных методик. Предложив триаду кластерных свойств в контексте методологической триангуляции, автор освещает процесс агрегирования более валидного интегрального набора характеристик политических элит.
В статье анализируются противоречия и перспективы процесса реиндустриализации как выражения промышленной политики в современном российском государстве. Проводится сопоставление сложившихся в западной традиции концептуальных подходов к толкованию сущности постиндустриального развития экономики. Понятия «постиндустриализм» и «реиндустриализм» характеризуются как близкие по смыслу и истокам, но вместе с тем и содержащие принципиальные отличия. Связанные с глобалистской неолиберальной ориентированностью теории постиндустриального общества, подвергающей сомнению ценность и содержание суверенного национального пути развития экономики и политики. Автор статьи предлагает ряд императивов реиндустриализации, следование которым обеспечит преемственность и эффективность импортозамещения, а также восстановления промышленного потенциала с учетом внедрения новейших научно-технологических отечественных разработок. Ключевым моментом промышленной политики государства, исходящей из понимания роли знания в производстве и социальной сфере, является обеспечение институциональных условий реиндустриализации, ее правовое укрепление и выработка системы снижения рисков для частного бизнеса как способ стимуляции инвестиций в инновации.
В данной статье предлагается анализ современного ландшафта российских некоммерческих организаций, которые являются активными участниками мероприятий общественной и государственной молодежной политики. Выделены основные категории некоммерческих организаций – социальной и политической направленности. Охарактеризованы существующие практики участия политически ориентированных некоммерческих организаций в реализации мероприятий государственной молодежной политики. Делаются выводы о состоятельности и результативности деятельности некоммерческих организаций в отношении реализации ключевых направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации. Рассматриваются перспективные формы участия в связи с новеллами, закрепляющимися в настоящее время в российском законодательстве.
В статье анализируются особенности, цели и последствия цифровой гегемонии США. В статье утверждается, что эта гегемония позволила Соединенным Штатам сохранить глобальное лидерство в области инноваций и использовать свое доминирующее положение в киберпространстве для одностороннего влияния на другие страны. В результате цифровой гегемонии США правила глобального управления данными стали фрагментироваться, а такие вопросы, как кибербезопасность, трансграничные потоки данных и цифровой суверенитет, привлекли широкое внимание международного сообщества. «Игра» между США и Китаем вокруг вопросов цифрового управления обострилась и отражается в геополитическом и экономическом измерениях, влияя на формирование глобального цифрового управления. В статье утверждается, что необходимо содействовать созданию более демократичного и инклюзивного глобального цифрового порядка, смягчить последствия одностороннего нормотворчества США и других стран, а также способствовать сбалансированному развитию глобальной цифровой экономики.
В статье исследуется проблема прогнозирования социального поведения в кризисных условиях российского социума. Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, автор анализирует понятие социального прогнозирования, выделяет его основные функции и стадии, отмечает, что прогнозирование связано с предвидением направления развития определенного социального явления в будущем, которое реализуется посредством переноса на него представлений о том, как происходит развитие этого явления в настоящем. Автор отмечает, что в условиях кризисного состояния функционирования российского общества, ценность информации, получаемой посредством методик социального прогнозирования, проявляется в той роли, которую эта информация играет в определении целей государственной антикризисной политики, системе управления социально-экономическими процессами в целом. После этого автор переходит к рассмотрению основных методов прогнозирования социального поведения, указывает, что практика социального прогнозирования свидетельствует о целесообразности применения комбинированных методов, что особенно актуально применительно к прогнозированию социального поведения. Делается вывод о необходимости использования различных методов прогнозирования, что может позволить определить динамику социального поведения в кризисных условиях с наибольшей степенью вероятности.
В данной статье содержится обзор трансформаций партийной системы Грузии в начале XXI века, со времен «Революции роз» до наших дней. Рассмотрены главные события «Революции роз» и итоги парламентских выборов в Грузии в период с 2003 года по 2020 год. Автор также уделяет внимание наиболее крупным конфликтам правящей партии с оппозицией, включая «Революцию роз» и массовые акции протеста против политики правящей партии, которые были организованы оппозиционными партиями. Выявлен политический конфликт между правящей партией и действующим президентом Грузии, который может оказать воздействие на партийную систему Грузии.
В статье предлагается концептуальная модель политического инвестирования бизнеса, которая отражает политические и экономические реалии современного Российского государства. В условиях беспрецедентного внешнего давления на национальную экономику политическое инвестирование со стороны представителей деловых кругов на федеральном и региональном уровне выступает одним их эффективных инструментов, способствующих укреплению внутреннего диалога общества и власти в лице публичных институтов. Также политическое инвестирование обеспечивает повышение стабильности и инвестиционной привлекательности экономики в целом, снижает рискогенность и коррупционную составляющую. Автор статьи предлагает в качестве исходной теоретикометодологической платформы содержательного раскрытия политического инвестирования как категории политологического анализа классическое понятие корпорации, которое исторически связано с концепцией гражданского общества. Центральная идея, которую выражает политическое инвестирование, – это опосредствование частных и государственных интересов.
ISSN 2687-0290 (Online)





















