ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Введение. Менеджмент спортивных мероприятий не стоит на месте и динамично развивается, предлагая обществу новые подходы и решения по подготовке и проведению соревнований. Для этого требуются кадры с высокой профессиональной подготовкой, обладающие инновационными знаниями и успешно применяющие их на практике. Спортивный менеджмент оказывает влияние не только на саму спортивную сферу, но и на экономическую, социальную и экологическую составляющие, поэтому для улучшения результатов требуется комплексный подход. Иными словами, грамотное управление спортивными мероприятиями играет важнейшую роль в развитии современного спорта как отрасли, обеспечивая его доступность, профессионализм и массовость.
Цель. Исследование направлено на выявление ключевых факторов успешного управления спортивными мероприятиями, оценку их влияния на экономику, социальную сферу и развитие спортивной индустрии, а также на изучение передовых практик и инновационных технологий, используемых в данной области. Достижение данной цели позволит определить оптимальные стратегии управления спортивными событиями, повысить их эффективность и рентабельность, а также разработать рекомендации по улучшению процесса организации с учетом современных требований и мирового опыта.
Методы. В основе исследования лежат общенаучные методы: сравнительный анализ, статистический анализ, контекстный анализ, а также научные труды отечественных ученых по тематике менеджмента в сфере физической культуры и спорта. В качестве методологической базы использованы как теоретический, так и практический инструментарий исследования.
Результаты. На основе сравнительного, статистического и контекстного анализа разработан теоретический подход для определения детерминант управленческой и экономической эффективности проведения спортивных мероприятий в условиях сложной геополитической
обстановки. Данный подход опирается не только на финансовые, но и на социальные, имиджевые и экологические показатели. Управление спортивными мероприятиями представляет собой одну из наиболее сложных и популярных сфер современной управленческой деятельности, сочетая в своем содержании элементы стратегического планирования, организационного администрирования, маркетинга, управления ресурсами и коммуникаций. В условиях стремительного роста популярности спорта как культурного и социально-экономического явления управление спортивными событиями становится не только важной отраслью профессиональной деятельности, но и существенным фактором развития территорий, формирования массового интереса к здоровому образу жизни и укрепления имиджа стран и регионов на международной арене.
Выводы. В настоящее время мы наблюдаем совокупность противоречий, связанных с несоответствием между растущей сложностью современного менеджмента в области физической
культуры и спорта и отсутствием комплексных менеджмент-практик, которые бы с большой долей вероятности обеспечивали эффективность, рентабельность и положительное влияние на социум. Во-первых, противоречие между масштабом влияния и уровнем риска. В статье было показано, что проведение серьезных спортивных мероприятий существенно влияет на экономику, социальную сферу, имидж и развитие индустрии спорта. Поэтому с увеличением масштаба мероприятия резко увеличиваются риски с перерасходом бюджета, отрицательным влиянием на окружающую среду и боязнью столкновения с невостребованностью объектов-наследия. Во-вторых, противоречие между устаревшими подходами к управлению. Стремительная цифровизация жизни предъявляет требования, с которыми не справляются организаторы из-за нехватки знаний. А система подготовки кадров в области менеджмента спорта не успевает адаптироваться к изменениям, что создает разрыв между потенциальными возможностями и реальной эффективностью. В-третьих, противоречие между коммерческими целями и задачами устойчивого развития. На чаше весов мы видим сиюминутную рентабельность и создание долгосрочного позитивного наследия. Наглядным примером могут служить Олимпийские игры в Сочи. Статья направлена на выявление ключевых факторов успеха, способствующих минимизации рисков от вышеизложенных противоречий.
Введение. Макроэкономическая нестабильность обусловила необходимостью трансформации подходов к антикризисному управлению в сфере медицинского обслуживания и сервиса оборудования. Рост затрат, нарушение логистических цепочек и дефицит комплектующих требуют разработки адаптивных подходов и инструментов, сочетающих государственное регулирование с рыночными механизмами.
Цель. Систематизировать методологические подходы к антикризисному управлению в сфере медицинского обслуживания и сервиса оборудования, оценить эффективность применяемых инструментов в условиях кризиса и разработать рекомендации по развитию рыночных механизмов антикризисного управления.
Методы. В исследовании использованы методы сравнительного анализа отечественных и зарубежных практик антикризисного управления, концепции организационной резильентности и риск-менеджмента, экономико-статистические методы; кейс-анализ успешных
практик.
Результаты. Выявлены ключевые антикризисные меры: локализация производства, зональное обслуживание (сокращение логистических затрат), цифровизация (снижение времени реакции на аварии). Разработана классификация подходов: институциональные (господдержка), ресурсные (импортозамещение), процессные (предиктивная аналитика). Обнаружены региональные диспропорции и предложены рекомендации по развитию рыночных механизмов антикризисного управления.
Выводы. Повышение устойчивости медицинских организаций требует гибридных моделей, сочетающих государственное регулирование (стандарты ГОСТ Р, программы ГЧП); рыночные инструменты (конкуренция сервисных providers, цифровые платформы); адаптацию международного опыта (циркулярная экономика, комплаенс-контроль качества). Перспективным направлением является развитие сетевых кластеров и экосистемы поставщиков на основе венчурного финансирования.
Введение. Проводимая земельная реформа кардинально изменила хозяйственный механизм землепользования и способствовала формированию новых смешанных природно-антропогенных экосистем. Процессы деградации экосистем и устойчиво-депрессивный характер экономического развития ряда регионов Юга России предопределили необходимость разработки метода оценки влияния неблагоприятных условий на результаты хозяйственного использования земельных ресурсов, определения вероятности и величины потерь в целях поддержания эффективного землепользования в течение неограниченно длительного периода времени.
Цель. Разработка метода управления земельными ресурсами, базирующегося на построении ЛВ-моделей риска, позволяющих оценить вероятность и размеры потерь при сельскохозяйственном производстве в аридных условиях, определить целесообразные направления снижения отрицательного воздействия неблагоприятных факторов для обеспечения расширенного воспроизводства и более полного использования земельно-ресурсного потенциала.
Материалы и методы. В развитие работ ведущих ученых Дж. фон Неймана, Нильса Нилссона, И. Рябинина, А. Можаева, Е. Соложенцева предлагается адаптированный подход к управлению земельными ресурсами аридных регионов Юга России на основе логико-вероятностных (ЛВ) моделей риска. Обосновывается выбор математического аппарата для управления земельными ресурсами Юга России, описываются методики построения ЛВ-моделей риска, ЛВ-анализа риска ухудшения состояния аридных земель и ЛВ-управления состоянием и развитием системы землепользования.
Результаты и обсуждение. Предложенный метод, применяемый в управлении земельными ресурсами, учитывает группы рисков, наиболее характерных для аридных экосистем Юга России и позволяет оценить вклад различных рисков: снижение спроса на сельскохозяйственную продукцию; сокращение площади земель сельхозназначения; неблагоприятных погодных и экологических условий в снижении результатов финансово-хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей.
Выводы. В основу метода анализа рисков положено логико-вероятностный подход, который позволяет выделить основные факторы, вызывающие потери выпуска сельскохозяйственной продукции и определить наиболее целесообразные мероприятия по снижению наступления неблагоприятных исходов, спрогнозировать величину потерь и обосновать экономическую целесообразность проектов по восстановлению деградированных пастбищ аридных регионов Юга России.
Введение. Исследование методологического инструментария оценки эффективности элементов региональной туристической политики позволяет измерять воздействие отдельных детерминант на развитие туристического потенциала регионов; обеспечивать объективную оценку результативности управленческих мер.
Цель: разработка методологически обоснованной системы оценки эффективности инструментов региональной туристической политики, способствующей объективному анализу и улучшению результативности управленческих решений, с учётом современных требований устойчивого развития и особенностей конкретного региона
Методы. Методологическую основу исследования составил комплекс методов оценки, комбинирующий традиционные нормативные критерии, эконометрические расчеты и сравнительные подходы.
Результаты. Раскрыта проблема результативности текущей региональной туристической политики, обоснована важность внедрения систем мониторинга и контроля. Выполнена градация инструментария управления развитием туристического потенциала, включая экономические, административные, инфраструктурные, маркетинговые и социально-экологические меры. Систематизированы методологические основания оценки эффективности туристической политики, включая принципы парадигмы «умного туризма» и устойчивого развития, теорию стейкхолдеров. Сформирована система оценки, включающая совокупность дифференцированных показателей, учитывающих региональную специфику, дополненная механизмом корректирующих коэффициентов.
Выводы. Интегрально-комплексная система оценки результативности инструментов региональной туристической политики станет эффективным инструментом для учета уникальных характеристик каждого региона, фундаментом оперативных и целенаправленных управленческих решений, повышая адаптивность и гибкость механизмов стратегического планирования в сфере туризма.
Введение. В 2023–2024 годах туристическая отрасль Ближнего Востока оказалась под давлением геополитических и экономических шоков. Эскалация израильско-палестинского конфликта, атаки хуситов в Красном море и глобальная макроэкономическая нестабильность привели к резкому сокращению международных туристических потоков. Особенно пострадали страны Леванта, чья экономика традиционно зависит от туризма. В этих условиях остро встаёт вопрос об устойчивости туристических систем в условиях хронической неопределённости.
Цель. Проанализировать риски и потенциал устойчивости туризма в регионе, а также смоделировать возможные сценарии его развития.
Методы. Использован сценарный анализ (пессимистический, умеренный, оптимистический) на основе данных UNWTO, Всемирного банка и национальных статистических служб. Проведено сравнение динамики туристических прибытий, доходов и мер государственной поддержки в шести странах: Израиле, Египте, Иордании, Ливане, ОАЭ и Саудовской Аравии. Анализ охватывает как количественные показатели, так и институциональные и геополитические факторы.
Результаты. Зафиксировано падение туристических потоков в странах Леванта. Это обусловлено военными действиями, приостановкой авиасообщения и отменой международных программ. В то же время страны Персидского залива продемонстрировали устойчивость: ОАЭ сохранили 97 % докризисного уровня (14,4 млн туристов), Саудовская Аравия нарастила внутренний и паломнический туризм. Ключевые риски – военная угроза, репутационные потери, зависимость от морских маршрутов. Факторы устойчивости – государственная поддержка, диверсификация рынков, цифровизация, религиозный и культурный туризм.
Выводы. Устойчивость туризма в регионе носит дифференцированный характер и зависит от политической стабильности, финансовых ресурсов и стратегической адаптации. Восстановление требует снижения геополитической напряжённости, упрощения визового режима, международного сотрудничества и поддержки малого бизнеса. Только комплексный подход может превратить туризм в драйвер устойчивого развития.
Введение. Современные условия социально-экономического развития характеризуются высокой степенью неопределенности, возрастанием системных рисков и эффектом «каскадных кризисов», когда различные угрозы надвигаются и усиливают деструктивное воздействие друг на друга. В таких обстоятельствах традиционные модели антикризисного управления, ориентированные исключительно на разовые санационные меры, оказываются недостаточно эффективными, в связи с чем необходим пересмотр методологических оснований и создания интегрированных управленческих решений.
Цель. Разработка целостной модели антикризисного управления, включающей институциональные и социокультурные механизмы обеспечения устойчивого функционирования организаций в условиях высокой неопределенности.
Методы. Методологическая основа исследования представлена институциональным, социокультурным и системным подходами, позволяющими рассматривать антикризисное управление не только как систему, объединяющую формальные и неформальные элементы, но и определенное состояние организации, определяемое социокультурными факторами, такими как ценности, нормы и другие, а также как некий целостный институт. Используются методы изучения документов, сравнительного анализа, структурно-функциональный подход, метод моделирования. Теоретическая база дополнена анализом организационной устойчивости и концепции движущих сил.
Результаты. Даны очертания комплексной модели антикризисного управления, ориентированной на стратегическое ядро организации (миссия, ценности, долгосрочные цели). Институциональный блок модели включает в себя систему раннего понимания и упреждения, сценарное планирование, нормативно-правовое обеспечение, антикризисные структуры и финансово-экономические инструменты. Социокультурный блок опирается на принципы ценностной политики, доверия, коммуникативной открытости, лидерства и адаптивного образования, реализуемые через корпоративную культуру, вовлечение персонала и программы развития. Компоненты синергии данных обнаруживаются на операционном уровне в возможностях гибкого перераспределения ресурсов и адаптивной реконфигурации управленческих процессов.
Выводы. По итогам исследования доказано, что устойчивость в кризисных условиях обеспечивает согласованное функционирование институциональных и социокультурных принципов. Интеграция
формализованных регламентов и ценностно-ориентированных практик формирует условия для стратегической устойчивости и организации, позволяет не только минимизировать негативные последствия кризиса, но и формировать долгосрочные конкурентные преимущества.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
Введение. Статья посвящена исследованию теоретических и практических аспектов продвижения туристического бренда Ростовской области на мировой рынок посредством использования цифровых технологий в современных условиях.
Актуальность проведенного исследования обусловлена наличием тенденции цифровизации мировой экономики и возрастающей ролью регионального развития для обеспечения устойчивого экономического развития Российской Федерации, в том числе через рост туристического потока и доходов экономик регионов.
Цель. Разработка стратегии применения цифровых технологий для повышения узнаваемости бренда Ростовской области как туристической дестинации на мировом рынке.
Задачи исследования: охарактеризовать туристический потенциал Ростовской области и выявить барьеры его реализации в глобальном контексте; проанализировать возможности использования цифровых инструментов в туристической отрасли; представить компоненты стратегии по усилению цифрового присутствия туристического бренда Ростовской области для привлечения иностранной аудитории.
Методы. Наблюдение, сравнение, систематизация, анализ (включая SWOT-анализ цифровых технологий для продвижения), синтез.
Результаты. Для достижения поставленной цели описываются составляющие туристического потенциала Ростовской области, включая возможность формирования «морского» бренда. Даётся оценка эффективности туристического бренда региона (с акцентом на ключевые ассоциации) и возможные дальнейшие направления его развития. Выявляются системные вызовы международного туризма в Ростовской области и обосновывается роль цифровых технологий в их преодолении. На основе SWOT-анализа формируется представление о возможности внедрения технологий для продвижения туристического бренда на международном уровне. Рассматриваются особенности интеграции изученных технологий в стратегию усиления цифрового присутствия бренда Ростовской области для привлечения международных туристов.
Выводы. По итогам проведенного исследования сделан вывод о приоритетных направлениях внедрения цифровых технологий для развития международного туризма в Ростовской области. Они включают: активное присутствие в социальных сетях, обеспечение мультиязычности официального туристического портала, расширение использования чат-ботов и искусственного интеллекта, использование Big Data, VR/AR, цифровых платформ, блокчейна, интеграцию китайских платёжных систем, а также наращивание участия в международных специализированных мероприятиях.
Введение. Сохранение населения, повышение благополучия и благосостояния людей относится к числу долгосрочных приоритетов национального развития в РФ. Решение широкого спектра задач в рамках данной национальной цели требует привлечение огромного объема финансовых, в первую очередь бюджетных, ресурсов, и, следовательно, систематического мониторинга и оценки по различным направлениям: рациональности, эффективности, достаточности, соответствия социально-демографической структуре общества, доступности и качества предоставляемых услуг.
Цель. Выявление ключевых тенденций модернизации общественных финансов в социальной сфере по следующим направлениям: совершенствование механизма государственных (муниципальных) заданий и развитие конкурентных механизмов предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Материалы и методы. При подготовке статьи использованы статистические данные об объеме и направлениях расходов консолидированного бюджета Минфина РФ, о количестве и структуре организаций в социальной сфере, публикуемые Федеральной службой государственной статистики; данные единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»; результаты социологического исследования Финансового университета при Правительстве РФ «Эффективность реализации государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; нормативные правовые акты; научные статьи. Использованы методы статистического анализа, экспертных оценок, системного подхода.
Результаты. В ходе исследования выявлены основные результаты реализации мер по повышению эффективности и качества услуг в социальной сфере, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств. Одновременно показаны проблемы недостаточного объема бюджетного финансирования, потребность в дополнительных бюджетных ресурсах для достижения национальной цели повышения качества жизни граждан и решения задач повышения доступности и улучшения качества здравоохранения, образования, создания современной комфортной инфраструктуры.
Выводы. Построение оптимальной системы оказания и финансового обеспечения социальных услуг требует в настоящее время не столько мер инструментального характера, направленных на совершенствование распределения объема имеющихся средств, сколько привлечения дополнительных объемов бюджетного финансирования.
Введение. Цифровые валюты быстро стали одним из важнейших направлений цифровизации финансовой системы. Вслед за появлением большого числа независимых частных проектов цифровых валют вопросом создания суверенных цифровых валют озаботились на государственном уровне. Поскольку цифровые валюты способны оказывать влияние не только на денежное обращение, но и на национальный суверенитет и международные расчёты, вопрос их внедрения становится все более актуальным, особенно в условиях санкционного давления и технологической трансформации. Исследование различных подходов к архитектуре цифровых валют может помочь раскрыть их в качестве потенциального инструмента реализации финансовой и налоговой политики.
Цель. Авторы ставят целью проанализировать, как различия в архитектуре блокчейна и степени централизации влияют на эффективность, программируемость и международную совместимость национальных цифровых валют. В качестве конкретной исследовательской задачи рассматривается сопоставление цифрового рубля с аналогичными проектами в других странах – Китае, Бразилии, Швеции, Иране и ЕС. Анализ фокусируется на архитектурных решениях как ключевых факторах, определяющих не только технические характеристики, но и экономико-политические последствия.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили сравнительный институциональный анализ, кейс-анализ шести национальных проектов цифровых валют, а также интерпретация официальных технических документов и регуляторных актов. Применялись элементы параметрического моделирования, направленные на оценку влияния архитектурных решений на транзакционные издержки, скорость расчётов и возможности автоматизации.
Результаты. Авторами установлена взаимосвязь между архитектурными решениями цифровой валюты и содержательными характеристиками ее применения. Установлено, что централизованные модели, подобные использованной в цифровом рубле, обеспечивают высокий уровень контроля, но ограничивают трансграничную масштабируемость. Гибридные архитектуры, такие как в Китае и Бразилии, позволяют достичь баланса между контролем и гибкостью. Показано, что архитектурные параметры прямо влияют на экономическую эффективность, особенно в контексте трансграничных платежей и программируемых бюджетных трансфертов.
Выводы. В статье обоснован тезис о том, что архитектура блокчейна цифровой валюты является не технической, а экономико-стратегической переменной. Выбор дизайна определяет не только функциональность, но и интеграционный потенциал национальных цифровых валют. Архитектура CBDC становится платформой для реализации «незаметных технологий», обеспечивающих автоматическое соблюдение правил без необходимости прямого вмешательства. В этом контексте цифровой рубль, при сохранении текущей конфигурации, требует дополнительных шагов в направлении интероперабельности и расширения функциональных интерфейсов для интеграции как с национальной налоговой системой, так и с будущими международными расчётными контурами.
Введение. Для совершенствования развития экономики макрорегионов на основе цифровых технологий можно использовать широкий спектр инструментов и подходов, направленных на цифровую трансформацию предприятий, отраслей и территориальных систем в целом. Основные направления и инструменты такого развития включают в первую очередь цифровые платформы и экосистемы макрорегионов, что предполагает актуальность создания и дальнейшего развития цифровых региональных платформ, объединяющих локальные рынки и экономические субъекты макрорегиона и обеспечивающих обмен данными, координацию деятельности и поддержку планирования регионального развития в целях оптимизации управленческих процессов в региональной экономике.
Цель. Анализ роли цифровой инфраструктуры в обеспечении устойчивого экономического развития макрорегионов с фокусировкой на цифровой трансформации как ключевом факторе повышения конкурентоспособности, эффективности и устойчивости экономических систем макрорегионов.
Теоретические основы. Оценивается целесообразность применения различных методологических подходов для оценивания цифровой зрелости регионов, а также моделей влияния цифровых технологий на макроэкономические показатели для определения основных барьеров и возможностей развития цифровой инфраструктуры макрорегионов.
Результаты. В исследовании представлены примеры интеграции цифровой инфраструктуры в стратегии устойчивого развития с учетом экономических, социальных и экологических факторов.
Выводы. Обоснована высокая роль инструментов цифровизации и единой цифровой инфраструктуры в процессах реализации стратегий устойчивого развития макрорегионов, рассмотренная через экологические, социальные и управленческие аспекты территориального развития.
Введение. В современных экономических условиях перед компаниями нефинансового сектора встают задачи проведения углублённого анализа финансового состояния для формирования экспертной позиции относительно направлений стратегического развития и определения вектора позиционирования в реалиях трансформирующегося экономического пространства. Разнообразие финансовых показателей ставит перед аналитиком задачу экспертного выбора тех, которые будут отвечать целям анализа объекта исследования и позволят сформировать репрезентативное экспертное заключение. В этой связи целесообразно провести систематизацию финансовых показателей, отличающуюся от уже существующих тем, что в её основе лежит выбор коэффициентов в соответствии с видом денежного потока. Такой подход обусловлен необходимостью учёта оперативных изменений, возникающих особенно часто в компаниях нефинансового сектора и отражающихся на интенсивности денежных потоков и их влиянии на финансовое состояние предприятия.
Цель. Cистематизация показателей оценки финансового состояния в разрезе видов деятельности компаний нефинансового сектора, апробация предлагаемой системы на примере ряда корпораций, что позволяет получить релевантные результаты для использования на практике.
Методы. Основу методического аппарата данного исследования составляет концептуально-теоретическое обобщение инструментария проведения финансового анализа корпораций, базирующееся на современных исследованиях в области финансового менеджмента. Фундаментальные методы (синтеза, анализа, обобщения) в систематизации финансовых показателей позволили выделить ключевые из них с учётом особенностей формирования денежных потоков компаний нефинансового сектора, а графическое представление значений показателей за последние десять лет – выявить динамику их изменений, что также является индикатором определения наиболее вариативных и включения их в систему для проведения анализа финансового состояния.
Результаты. В статье предложена систематизация финансовых показателей, основанная на классификации денежных потоков по видам деятельности, что на практике даст возможность точечной оценки состояния компании в разрезе её функционала. Такой ракурс исследования даёт возможность упорядочить инструментарий и привести его в соответствие с решаемыми в долгосрочном периоде задачами.
Выводы. Предлагается помимо использования коэффициентного анализа, основанного на расчете относительных величин, сравнить операционный денежный поток с чистой прибылью. Поскольку чистая прибыль включает неденежные расходы (износ и амортизацию), то для зрелой компании желательно, чтобы операционный денежный поток превышал чистую прибыль. Если компания имеет высокую чистую прибыль, но незначительный операционный денежный поток, это может быть признаком низкого качества прибыли. Такой подход в проведении финансового анализа является практико-ориентированным, а его использование даст возможность достоверной интерпретации полученных аналитических результатов. Выводы и обобщения исследования могут быть применены российскими компаниями нефинансового сектора для формирования аналитического базиса разработки стратегии их развития в разрезе отдельных видов деятельности.
Введение. Продолжающаяся геополитическая турбулентность в условиях высокой степени глобализации мировой экономической системы привела большинство стран к утрате или размыванию национального экономического суверенитета, в том числе технологического, что обусловлено возможностью более эффективного удовлетворения национальных экономических потребностей через международную торговлю или транснациональное производство. Однако геополитические разногласия, связанные с перераспределением и удержанием политической власти на мировом уровне, позволяют ее сохранять, запуская экономические инструменты санкционного давления, которые эффективно срабатывают в условиях утраты национального экономического суверенитета. В этой связи актуализируются вопросы действенного механизма его восстановления.
Цель исследования, проведенного в статье, состоит в том, чтобы проанализировать действенность российского механизма импортозамещения в сфере АПК и предложить варианты его совершенствования ориентированные на поддержание технологического суверенитета.
Методы. На основе применения системного подхода была установлена зависимость между обеспечением продовольственной безопасности и политикой импортозамещения в технологической сфере АПК, что способно обеспечить решения стратегических задач национального развития. В ходе проведенного в статье исследования использовались такие методы, как анализ статистических и экспертных данных, социологический опрос, что позволило сформулировать обоснованные выводы.
Результаты. В ходе исследование выделены как достигнутые результаты использования механизма импортозамещения в рамках АПК России, так и непреодоленные барьеры. Среди положительных результатов выделены: – частичное решение проблемы продовольственной зависимости по ряду товарных групп; – положительная макродинамика обеспеченности российских граждан продовольствием; – стабильная государственная финансовая поддержка сферы АПК; – реализация стратегических федеральных проектов по поддержке и развитию АПК. Среди непреодоленных барьеров отмечены в качестве ключевых: – дефицит квалифицированных кадров; – утраченное научное наследие СССР; – недостаток финансовых возможностей.
Выводы. Несмотря на то, что механизм импортозамещения в сфере обеспечения продовольственной безопасности запущен, необходима системная государственная политика по нейтрализации ключевых барьеров, что подтверждает экспертное мнение участников социологического опроса. Среди важных инструментов, уже зарекомендовавших себя в отечественной практике, таковыми являются: – масштабирование проекта «земские …» на работников агропромышленного комплекса по аналогии с учителями и врачами; – льготные ипотеки для молодых семей; – прямое финансирование исследований; – софинансирование пилотных внедрений новых технологических решений; – увеличение количества бюджетных мест в аспирантуре (по соответствующим специальностям) и др.
Предмет. Экономические отношения, связанные с осуществлением региональных заимствований посредством субфедеральных облигаций и формированием их доходности.
Цель. Оценка корреляции между доходностью субфедеральных облигаций и уровнем бюджетной обеспеченности российских регионов.
Материалы и методы. Основу статьи составил системный подход, позволяющий исследовать регионы и финансирование регионального развития с использованием субфедеральных облигаций как системы. Использованы методы контент-анализа, анализа лучших практик, сравнительного анализа, статистического анализа. Поставлена задача кластеризации регионов, которая решена методом кластер-анализа на основе 𝑘-средних. Для статистического анализа применен инструментарий MS Excel 2024, библиотеки Python.
Научная новизна исследования. Решение задачи кластеризации российских регионов с использованием метода кластер-анализа на основе 𝑘-средних и разработка структуры матрицы распределения регионов по доходности региональных облигационных выпусков и уровня бюджетной обеспеченности.
Результаты. Подтверждена отрицательная корреляция между показателями доходности региональных облигационных выпусков и уровнем бюджетной обеспеченности регионов: чем ниже бюджетная обеспеченность региона, тем выше доходность его облигаций, что отражает повышенные риски. Исключение составляют ряд регионов, включенные одновременно в кластеры с низкой и средней доходностью, что указывает на необходимость учета в дальнейших исследованиях дополнительных факторов – долговой нагрузки, отраслевой структуры экономики и качества управления долгом. Для регионов с высокой бюджетной обеспеченностью субфедеральные облигации позволят привлечь более дешевое финансирование в региональные проекты. Однако для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью высокие ставки доходности облигаций создают дополнительные риски.
Выводы. Инструмент в виде субфедеральных облигаций эффективен для регионов с высокой бюджетной обеспеченностью и будет выгоден для привлечения более дешевого финансирования в региональные проекты, однако для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью высокие ставки доходности облигации создают дополнительные риски. Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации долговой политики субъектов РФ, повышения инвестиционной привлекательности региональных облигаций и снижения стоимости заимствований.
ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА
Введение. Проблемно-предметное поле современной политической науки имеет тенденцию к расширению и диверсификации. В центре исследовательского внимания находятся феномен и институт власти в ее достижении, удержании и применении. Также важнейшими нишами политологии являются выборы и электоральный процесс, партии и партийная конкуренция, политический класс и политическая элита, политический рациональный выбор и политическая культура и многие иные имманентно присущие политике и политическому процессу объекты и предметы.
Цель. Анализ современной научной публицистики ученых Северной Осетии-Алании, посвященной проблематике патриотизма в его разнообразных аспектах и исходя из задач различных направлений научного знания.
Теоретические основы. Осуществляется институциональный подход к патриотизму на основе теоретических обобщений и эмпирического банка рассмотренных статей. Типологизированы такие смысловые векторы научного нарратива, как: а) категориально-смысловые параметры, исторические и этнокультурные детерминации патриотизма; б) основания и символы патриотизма; в) событийный и субъектный ряд патриотизма. Вторичность проведенного анализа компенсируется оригинальными обобщениями, адресованными политико-ориентированным сюжетам, образам и тезисам, которые выявлены в рассмотренных статьях и которые отвечают запросам современного политического знания. Региональная научная публицистика патриотического смыслового вектора является значимым нарративом, который способствует пополнению политического знания в отношении рациональных и эмоциональных свойств патриотизма как гражданского, общественно-политического института.
Результаты. Контент-анализ текстов научной-публицистики фиксирует ряд конкретных патриотических акцентов, которые: во-первых, вмонтированы в региональный историко-культурный, общественно-политический, политико-управленческий контекст; во-вторых, увязаны с общероссийским информационно-коммуникативным патриотическим дискурсом; в-третьих, соотнесены с определяющими ценностными свойствами российского общества – коллективизмом, преданностью Родине, готовностью к защите ее интересов. Патриотизм североосетинского общества, как следует из проведённого анализа, базируется на этнокультурном коде осетинского народа, который логично проецируется в российский гражданский патриотизм. При общих российских гражданских акцентах патриотического дискурса в научной публицистике североосетинских ученых ярко выражена привязка к истории, мифологии, культуре осетинского народа. В то же время исследования постулируют интернациональное содержание патриотизма, субъектами которого выступают исторические персонажи, герои войн, а также реальные жители республики, известные своими героическими поступками, принадлежащие к разным народам.
Выводы. Патриотические акценты современного научно-публицистического дискурса РСО-А во многом обусловлены современными внутренними и внешними факторами. Приоритеты и дефициты современности актуализируют политологическую аналитику патриотизма современной региональной научной публицистики РСО-А, которая достоверно и оперативно реагирует на тенденции, закономерности и вызовы российского политического и мирового геополитического пространства.
Введение. Незаконный оборот наркотиков в России является серьезной и стремительно растущей проблемой. В последнее время всё чаще ведутся различного рода дискуссии о декриминализации некоторых наркотиков или психотропов. Решения о криминализации или отмене уголовной ответственности за определенные деяния принимаются в рамках процесса, называемого уголовной политикой. Этот процесс предполагает установление баланса между государственной политикой и общественными ценностями для определения того, какие деяния требуют криминализации.
Цель. Определить проблему незаконной торговли наркотическими средствами и психотропными веществами, которая представляет собой растущую угрозу глобальному миру и национальной безопасности, поскольку значительная часть преступной деятельности связана с этим рынком.
Методологическую основу исследования составили: сравнительный метод, позволяющий выявить тенденции международной и внутренней практики декриминализации наркотических средств как угрозы национальной безопасности; статистический метод, отображающий частоту подобного рода преступлений, а также системный подход для анализа взаимосвязи угроз и мер их нейтрализации.
Результаты. Высказаны аргументы, почему недопустимо декриминализовывать оборот наркотиков, но также представлены аргументы в «пользу» этого процесса для того, чтобы рассмотреть ситуацию со всех сторон и прийти к однозначному выводу о невозможности легализации наркотических средств и психотропных веществ. Показано, что растущий кризис наркомании в России, вызванный ростом потребления синтетических наркотиков, представляет серьезную проблему для общественного здравоохранения и, как следствие, для национальной безопасности. Темпы развития данной проблемы приобрели огромные масштабы, что видно из приведённых в статье исследований. Из этого следует, что угроза международному сообществу и национальной безопасности, связанная с описанной проблемой, стремительно возрастает. Несмотря на это, некоторые страны продолжают декриминализацию отдельных наркотических веществ.
Выводы. Доказывается, что легализация наркотических средств и психотропных веществ приводит не только к увеличению смертности, непоправимым проблемам со здоровьем людей, но и к повышению роста преступности. В связи с этим сделан вывод о том, что декриминализация нанесёт непоправимый ущерб национальной безопасности России, ослабив ее развитие и увеличив различного рода риски.
Введение. Современное мироустройство представляет собой совокупность различных государств со своими интересами, культурой, политическими целями и идеями, на которые с течением времени всё большее влияние оказывает мировая политика. Это связано прежде всего с усилением взаимозависимости стран и народов, расширением экономических, научно-технических связей и сотрудничества между государствами, развитием межличностных контактов и созданием общемировых информационных систем.
Цель. Целью настоящего исследования является выявление и теоретическое осмысление ключевых факторов, оказывающих определяющее влияние на трансформацию современного мироустройства, с последующим анализом тенденций его эволюции от однополярной модели к многополярной системе международных отношений.
Методы. Исследование основывается на использовании комплексного аналитического подхода, интерпретации политико-исторических фактов с учётом текущих международных реалий, что обеспечивает преемственность научного анализа и позволяет проследить причинно-следственные связи между событиями прошлого и тенденциями настоящего.
Результаты. Установлено, что современное мироустройство находится в фазе перехода от однополярной глобальной модели, формировавшейся в постбиполярный период под доминирующим влиянием США и их союзников, к более сложной и фрагментированной многополярной конфигурации. Обосновано, что подрывная деятельность США и ряда западных стран, включая вмешательство во внутренние дела других государств, применение двойных стандартов и инструментализация правозащитной риторики, является ключевым дестабилизирующим фактором для международной системы. Выявлены риски дальнейшей эскалации конфликтов вследствие деградации каналов стратегической коммуникации между ядерными державами, а также из-за отсутствия согласованной и инклюзивной международной повестки.
Выводы. Проведённое исследование позволяет утверждать, что современное глобальное мироустройство переживает фазу глубоких структурных трансформаций, обусловленных эрозией однополярной модели, утратой доверия к западным институтам и активизацией новых центров силы на международной арене. Геополитическая гегемония, опирающаяся на идеологию исключительности, санкционные механизмы и силовое вмешательство, постепенно теряет способность обеспечивать стабильность и контроль над мировыми процессами. На этом фоне возрастает значимость альтернативных форматов взаимодействия, таких как БРИКС и ШОС, а также усиливаются интеграционные процессы, основанные на принципах равноправия, взаимного уважения и политико-культурного многообразия.
Введение. Процесс становления политических элит в постсоветских государствах имеет ряд общих черт. Вместе с тем, имеется и специфика, определяемая историей, культурой конкретной территории, а также сложившийся ситуацией в момент распада СССР. Общими чертами становления элит являются: активное участие партийной и советской бюрократии. Однако уже здесь имелись существенные отличия между российской ситуацией и положением дел на Украине. Российская элита изначально воспринимала себя как преемников «старой элиты», а Российская Федерация не только элитой, но и населением страны осознавалась как обновленный Советский Союз. Соответственно, проблема самосознания стояла не так остро, как в иных постсоветских странах, где необходимо было выстроить новую политическую нацию.
Цель. Анализ формирования и трансформации элит на Донбассе, исследование причин глубокого структурного кризиса, приведшего к конфликту на Украине.
Материалы и методы. В работе применялись общенаучные и специальные методы исследования, в том числе такие, как анализ, синтез, комплексный системный подход, сравнение, обобщение. В процессе работы использовались методы ретроспективного и логического анализа. В процессе исследования авторы опирались на совокупность научных методов познания: наблюдение, опрос, сравнение и обобщение. Основу исследования составили положения о рекрутировании политической элиты, её формировании, функциях и роли. Эмпирическую базу исследования составили научные публикации, собственные социологические исследования о роли политической элиты на исторических территориях Российской Федерации.
Результаты. В статье рассматриваются формирование и трансформация элит на постсоветском пространстве, с фокусом на Украине и, в частности на Донбассе. Основной вывод заключается в том, что ключевым расколом, определившим дальнейшее развитие политической ситуации на Украине, стал не только конфликт между пророссийскими и проевропейскими векторами, но и глубокое внутреннее противоречие между разными типами элит и региональными идентичностями, унаследованными с советских времён.
Выводы. Проведённое исследование показывает, что конфликт на Украине – это не просто геополитический выбор между Западом и Востоком. Это последствие глубокого структурного кризиса, вызванного следующими факторами: неоднородность политических и экономических элит; нереализованный проект общеукраинского нациестроительства; формирование олигархического государства; ценностный разрыв между различными регионами Украины.
Введение. В современной России, в которой политика устойчивого развития становится одной из ключевых задач для многих регионов, Конституции субъектов Федерации играют особую роль в формировании политико-правовых основ, способствующих устойчивому развитию. Конституция Республики Адыгея представляет собой важнейший политико-правовой документ, который определяет основы государственного устройства региона, служит гарантией прав и свобод его граждан. Конституция не только признает высшую юридическую силу федерального законодательства, но и создает политико-правовые рамки для реализации гражданских инициатив, что делает ее ключевым элементом в формировании будущего Адыгеи.
Цель. Политико-правовой анализ отражения принципов устойчивого развития в Конституции Республики Адыгея.
Методы. Сочетание комплексного метода, сравнительно-правового подхода, системного и политико-правового анализа.
Результаты. Политико-правовая природа Конституции Республики Адыгея определяется ее основными принципами, включающими защиту прав и свобод человека и гражданина. Основной закон Адыгеи является политико-правовой основой устойчивого развития региона. Конституция республики не только устанавливает политико-правовую базу основ конституционного строя, но и предопределяет основы формирования ответственного гражданского общества, что является необходимым условием устойчивого развития региона. Положения Конституции Адыгеи в целом коррелируют с целями устойчивого развития. Основной закон республики служит основой для формирования политико-правового порядка, способствующего экономическому росту, социально-политической и экологической стабильности. Для обеспечения устойчивого развития региона в перспективе важно развивать механизмы, предусмотренные Конституцией Республики Адыгея, что требует активного участия властных структур, институтов гражданского общества и научного сообщества.
Выводы. В Конституции Республики Адыгея отражены основные положения устойчивого развития и создана политико-правовая основа для их достижения, что доказывает приверженность региона Повестке дня ООН в области устойчивого развития.
Введение. Информационные войны, разворачивающиеся в социальных сетях и других коммуникационных каналах, приводят к массовой политической дезадаптации. Молодым людям особенно сложно интерпретировать предлагаемую политическую информацию, они нуждаются в ретрансляторе, в роли которого часто выступают политические акторы, преследующие определенные цели. В этой связи современной молодежи особо важно понимать закономерности функционирования политического восприятия, сознания, самосознания, чтобы иметь возможность управлять ими, объективно воспринимать политическую реальность и ориентироваться в ней.
Цель. Проанализировать самосознание современных студентов как результат политического восприятия.
Материалы и методы. В 2023-2024 гг. проведен опрос 1487 студентов Президентской академии в возрасте от 18 до 24 лет. Выборка не имела репрезентативного для всей России характера, представлен срез, валидный для центральных регионов. Выборка была уравновешена по возрасту и образованию респондентов. Основные замеры проводились во Владимирской, Ярославской, Нижегородской, Ивановской, Московской областях. Гендерное соотношение участников опроса представляет собой соотнесенность 67 % (девушки) к 33 % (юноши). Также применялся метод интроспекции.
Результаты. Больший процент участников опроса чувствует уверенность и определенность при восприятии политической действительности. Меньший процент респондентов уверены в дезинформации и невозможности увидеть действительную политическую картину, они испытывают чувство дискомфорта, связанное с дезориентацией в политических событиях. В сознании российских граждан четко сформулирована мысль о том, что активная гражданская позиция проявляется через участие в выборах. Негативной тенденцией является подтверждение 20 % респондентами политической индифферентности, что свидетельствует о неготовности воспринимать политические изменения и участвовать в политических процессах. Самый большой процент опрошенных (63 %) считают, что находятся на первоначальном этапе политической социализации. Большинство (75 %) не выражают активной политической позиции. Меньший процент опрошенных (20 %) не испытывают удовлетворенности своим социально-политическим статусом, у таких участников выражена и проявлена воля к власти и воздействию на других людей. Наибольший процент опрошенных (43 %) считают, что более правильным будет определение собственной политической активности как ограниченной, 35 % респондентов, определивших свою политическую позицию как индифферентную. Больше половины респондентов (52 %) считают, что на их политическое восприятие оказывает воздействие система ценностей, переданная предыдущими поколениями, и личное отношение к сегодняшней политической ситуации.
Выводы. Можно утверждать, что сознание участников политизируется, то есть «настраивается на политику» в ситуациях, в которых это становится значимым. Респонденты испытывают амбивалентные ощущения, оценивая собственное политическое восприятие. Отмечается проявленность патриотичной зоны, которая периодически сменяется апатичным и индифферентным отношением к политическим событиям. Причем резкая смена настроений как следствие политического восприятия происходит у одних и тех же студентов. Когнитивный компонент может быть охарактеризован в качестве сформированного компонента политического самосознания. Когнитивный и волевой компоненты всегда сопровождаются аффективным компонентом. Большинство респондентов в последующих дискуссиях признаются в амбивалентных, то есть противоречивых, и не всегда понятных для них самих ощущениях, образах, выводах, формируемых во время политического восприятия. Респонденты охарактеризовали собственное политическое самосознание посредством словосочетания «зона беспокойства и зона ответственности». Студенты понимают, что осознанность и самовосприятие в политическом мире необходимы, но при этом испытывают напряжение от уверенности, что от их мнения, эмоций и волевых усилий не зависит итог развития политических событий в стране и мире.
Введение. Статья посвящена процессам развития теоретико-методических положений в сфере организации системы контроля на государственном уровне в среде высшего образования, с последующей разработкой рекомендательных мер по трансформации его правовой и регуляторной составляющей, включая необходимое видоизменение правоприменительных практик в условиях проводимых в стране цифровых реформ в высшем профессиональном образовании.
Цель. Разработка положений, лежащих в основе правовых и теоретических баз государственного контроля, реализуемого государством на федеральном уровне в среде высшего образования.
Методы и результаты. Авторами предлагается новая дефиниция, действующая в системе цифровой среды, а также установлено, что существующие практики в сфере надзорного контроля не в полной степени учитывают нюансы административно-правового комплекса, который действуют в образовательном контуре в части прозрачности оценки общественными организациями. Определено, что интеграция многоуровневой системы риск-управления представляет собой обновленный вариант ядра, позволяющий на новой основе проводить преобразования в области высшего профессионального образования, результаты которых позволили выявить существующие глубинные проблемы в области организации правовых и административных норм в части практический реализации новых дефиниций новелл, связанных с категориями групп про организации контрольных функций. Приведена аргументация возможности создания новых критериальных групп, которые будут учитывать принадлежность высших образовательных учреждений к тем критериальным группам, которые прописаны в действующем законодательстве. Указана необходимость проведения профилактических мер для снижения числа нарушений в области высшего профессионального образования, которые должны включать в свой реестр инструменты, направленные на минимизацию уровня возникновения риска, а также содержать в своей структуре комплекс мер, призванных оказывать значимую поддержку тем, кто добросовестным образом соблюдает установленные в действующем законодательстве аспекты и оказывает содействие контролирующим органам.
Выводы. Установлено, что закрепление новых норм и положений, включая обновленный инструментарий, а также активизацию работы Рособрнадзора, направленной на превенцию системных нарушений и ликвидацию законодательных пробелов в части новых образовательных траекторий высших учебных заведений по-прежнему не имеет четкого системного характера, и единого набора инструментов для практической работы.
Введение. Статья посвящена анализу влияния процесса цифровизации на формирование нового поколения политических элит. Рассмотрены ключевые теоретические моменты в развитии данного концепта.
Актуальность заключается в том, что развитие политических элит в рамках традиционных концепций пришло к своему логическому историческому завершению. Объективная реальность требует использование принципиально новых механизмов селекции и профессионализации субъектов элитных групп.
Цель. Проанализировать сущность т. н. «цифровой элиты», выявить ее принципиальные отличия от предшествующих типов элитных сообществ.
Развитие концепции и практики «цифровой элиты» во многом определяется тем, как ее сущность понимается самим политическим руководством; как само политическое руководство видит себя в качестве этой самой «цифровой элиты».
Методы. Методологическая основа включает анализ элитологических теорий, что предусматривает использование таких методов, как диалектика, компаративистика, герменевтика и семиотика.
Результаты. Выявлено, что развитие искусственного интеллекта создаёт как определенные блага, так и конкретные риски для практик элит, способствует росту качественных изменений их профессиональной компетенций. В качестве критериев новой элиты чаще всего используются принципы меритократии («элиты знания»), что отвечает канонам теории постиндустриализма. Полученные результаты могут быть полезны для специалистов в области политологии и проведения новой кадровой политики.
Выводы. Становление «цифровой элиты» сопряжено со становлением новой иерархии, новых взаимоотношений внутри самих элитных групп и их взаимоотношений с политическими лидерами. Усиливается манипулятивная часть политики, что указывает в свою очередь на увеличение зависимости от карнавальной политической культуры. Вокруг самой «цифровой элиты» растут откровенно спекулятивные «теории», что свидетельствует о весьма противоречивом процессе становления самой ее реальности. В «цифровой элите» намечен только контур ее общих признаков, критерии которых нуждаются в постоянном уточнении.
Введение. В современных условиях цифровой трансформации социально-политических процессов и модернизации избирательных систем исследование электоральной активности молодежи представляет собой актуальную научную задачу. Молодое поколение, являясь носителем, по сути, постматериалистических ценностей и активным пользователем цифровых технологий, формирует качественно новые модели политического участия, информационного поведения и электоральных предпочтений. Особую значимость приобретает изучение региональной специфики электоральной активности молодежи в контексте общероссийских тенденций политического развития.
Цель. Комплексный анализ основных характеристик и детерминант электоральной активности молодежи Донского региона, выявление специфических особенностей политического участия и информационного поведения студенческой молодежи в условиях цифровизации избирательного процесса.
Методы. Эмпирической базой исследования выступил массовый социологической опрос среди 1356 студентов шести ведущих вузов Ростовской области, проведенный методом онлайн-анкетирования в апреле 2025 г. Также автором исследования применялись следующие методы сбора данных в дополнение к проведенному исследованию: анализ научной литературы и аналитических докладов, обзор контента средств массовой информации и официальных источников.
Результаты. Выявлен высокий уровень электоральной вовлеченности Донской молодежи: 70 % респондентов имеют опыт участия в избирательных кампаниях различного уровня, 40 % декларируют намерение принять участие в предстоящих выборах Губернатора Ростовской области. Зафиксирована кардинальная трансформация структуры медиапотребления политической информации: доминирующими источниками выступают цифровые платформы (интернет, социальные сети, мессенджеры), в то время как традиционные медиа используют менее чем 18 % респондентов. Установлена безусловная поддержка процессов цифровизации избирательной системы (85 %) при преобладании оптимистических жизненных установок (89 %). Выявлена значимая региональная дифференциация электорального поведения в зависимости от места жительства, специализации и социально-демографических характеристик.
Выводы. Молодежь Донского региона демонстрирует качественно новую модель электорального участия, характеризующуюся высоким уровнем политической активности при кардинальном изменении паттернов информационного поведения и медиапотребления. Полученные результаты подтверждают гипотезу о необходимости системной адаптации избирательной системы к потребностям и предпочтениям цифрового поколения, а также пересмотра стратегий политической коммуникации в электоральных процессах.
Введение. В современном трансформирующемся мире одной из главных задач Российской Федерации выступает укрепление ее роли и статуса в международной системе. Для достижения этой цели Россия реализует одну из приоритетных составляющих своей внешней политики заключающуюся в развитии интеграционных образований со своим участием. Ключевое место для нее в этом процессе занимает Союзное государство России и Беларуси (СГРБ). Его приоритетная роль определяется значительной нормативной и концептуальной основой, а также крепкими социально-культурными связями народов российского и белорусского государств.
Цель статьи – построение сценариев развития Союзного государства и определение потенциала их реализации.
Материалы и методы. Методологическую базу работы составил неофункционалистский подход интеграции. Он обусловил использование в качестве основы для построения сценариев развития СГРБ экономических и политических факторов, дополняемых научными, культурными и рядом других составляющих российско-белорусского сотрудничества и его развития. Ключевым методом работы стал метод построения сценариев, основанный на анализе нормативных документов, кейсов прикладного сотрудничества России и Беларуси. Эмпирическую базу составили нормативные материалы и информационные источники, позволившие обеспечить уникальный, проведенный исследователем анализ составляющих развития СГРБ и сформировать авторские сценарии, построенные на эмпирическом материале, а не обобщении ранее написанных научных источников.
Результаты. В результате проведенного автором эмпирического исследования было определено наличие среди потенциальных вариантов развития СГРБ трех ключевых сценариев: «негативного», «позитивного» и «умеренного», а также раскрыто содержание каждого, основанное на изучении нормативных и информационных материалов, расширяющих традиционные подходы научных публикаций.
Выводы. Итогом работы является выделение «умеренного» сценария в качестве наиболее 0соответствующего применяющимся на данный момент стратегическим документам, а также осуществляющимся на практике процессам российско-белорусского взаимодействия. Его реализация позволит обеспечить развитие Союзного государства России и Беларуси, а также повысить его статус на международной арене и обеспечить роль влиятельного субъекта международных отношений.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ
Введение. Вопросы профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях процессов миграции, цифровой трансформации, глобализации и «послевузовской» мобильности остаются приоритетными для образовательных и экономических институтов.
Цель. Анализ восприятия студентами аспектов профессиональной социализации и управленческих практик вуза, обеспечивающих эффективное воспроизводство профессиональной структуры общества.
Методы. В качестве эмпирической базы использованы данные исследовательских проектов, реализованных Центром прикладных социологических исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета совместно с Профсоюзной организацией ЮФУ, в котором объектом исследования выступили студенты вузов Ростовской области, а также исследование, реализованное на платформе «Неравнодушный человек» в 2024 году.
Результаты. В статье предпринята попытка проанализировать представления студенческой молодежи об аспектах профессиональной социализации и практиках управления, направленных на обеспечение эффективного воспроизводства профессиональной структуры общества. В рамках работы проведен анализ оценки студентами вузов аспектов профессиональной социализации в контексте их уровня успеваемости и проективных стратегий трудоустройства, а также рассмотрены представления студентов об их планах по трудоустройству, мотивации и условиях выбора работы по специальности.
Выводы. Выявлены тенденции, характерные для студенческой молодежи, которые отражают ценностное отношение к образованию, с одной стороны, и институциональные способы управления образовательным процессом, с другой. Установлено, что профессиональные стратегии студенческой молодежи и их мотивационные основания дифференцированы в зависимости от успеваемости и курса обучения, выявлен запрос на адаптацию системы профессиональной социализации в вузах под актуальные условия рынка труда и соискателей. Несмотря на самостоятельность при выборе профессиональных стратегий, студенты рассчитывают на помощь вуза при трудоустройстве, что актуализирует расширении и повышение эффективности уже реализуемых управленческих практик в процессе профессиональной социализации, в том числе в части организации производственных практик через создание площадки беспрерывного общения между компаниями и их будущими сотрудниками, сегодня проходящими программы обучения в высшей школе.
Введение. Сфера досуга является частью повседневной жизни индивида, она обладает динамичностью, соответственно, способна меняться, причем модель проведения свободного времени в определенной степени зависит от целого ряда социально-экономических факторов. Молодое поколение, как наиболее социально активная прослойка, быстрее воспринимает преобразования в обществе и пытается в них «вписаться». Как правило, проведение досуга напрямую зависит от материального положения человека: состоятельный слой имеет свой образ жизни и модель поведения, в том числе и отдыха, в противоположность когорте с низким уровнем дохода, соответственно вынужденной в свободное время заниматься решением множества вопросов и проблем бытового характера. Досуг молодого поколения дагестанцев находится под мощным прессом и влиянием исламского вероучения, ибо религиозный компонент «вплетен» практически во все социальные области жителей республики.
Цель исследования: получение нового социологического материала о досуге дагестанской молодежи.
Объект исследования: дагестанская молодежь.
Предмет исследования: досуг дагестанской молодежи.
Методы. Опрос по изучению ценностей и стратегии поведения молодого поколения дагестанцев проведен в гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт, Ботлихском, Дербентском, Казбековском, Кизлярском, Кумторкалинском, Левашинском районах методом случайного отбора.
Результаты. Проблема проведения свободного времени не теряет своей актуальности, ибо формы досуга являются индикатором измерения качества жизни человека. Исследователи отмечают существование поколенческих отличий в проведении свободного времени, на фоне социально-экономического и духовного кризиса, усиления мусульманского компонента в современном дагестанском обществе, стремления молодого поколения дагестанцев ориентироваться на исламские положения в повседневной жизни, наблюдается обеднение содержания досуга, его организации, соответствующей потребностям разных социальных слоев. В этой связи актуальным является изучение характера досуговой стратегии и досуговых препятствий, молодого поколения, соответствие досуговых потребностей жизненным планам. К сожалению, имеют место отличия качества проведения свободного времени в территориальном аспекте: в городской местности, в сопоставлении с сельской, большой потенциал для выбора форм досуговых занятий. По этой причине досуг молодого поколения порой носит стихийный и неорганизованный характер.
Выводы:
– по результатам исследования установлено изменение структуры досуга дагестанской молодежи: с разной степенью интенсивности молодое поколение демонстрирует домашнюю и внедомашнюю формы проведения свободного времени;
– приоритетной формой проведения свободного времени для опрошенной дагестанской молодежи является «домашний досуг» как «просто отдых» и оказание помощи родителям при выполнении домашних дел. «Внедомашний досуг», включающий в себя встречи с друзьями и родственниками больше характерен для опрошенной молодежи 25 лет включительно;
– дагестанская молодежь демонстрирует социальное участие, то есть посещение кружков по интересам (рукоделие, музыка, рисование, спорт), музеев, выставок, концертов, театральных постановок;
– непосредственное влияние на формы проведения досуга оказывает уровень благосостояния респондентов: материально благополучная когорта имеет возможность для качественного проведения досуга, в сопоставлении с малообеспеченным слоем. Оптимизм вызывает, что, несмотря на значимость материального компонента в качественном проведении свободного времени, для молодого поколения дагестанцев важно повышение собственной квалификации, соответственно подчеркивается необходимость самообразования и посещения дополнительных занятий.
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
Введение. Государственная инвестиционная политика является основным элементом государственной социально-экономической стратегии, нацеленной на достижение устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Основные задачи, стоящие перед государством в рамках инвестиционной политики, включают создание институциональных и правовых механизмов, оптимизацию управления инвестициями, а также стимулирование инвестиций в приоритетные секторы экономики. Введение современных инструментов проектного и финансового управления, усиление государственного контроля и поддержки инновационных проектов становятся важными аспектами данной политики.
Цель. Описание теоретических основ и ключевых аспектов государственной инвестиционной политики, исследование ее роли в стимулировании экономического роста и обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны.
Методы. В работе использованы методы: системный анализ, методы сравнительного анализа и теоретическое моделирование.
Результаты. Исследование показывает, что государственная инвестиционная политика служит основой для эффективного регулирования инвестиционной активности, создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования капиталовложений в приоритетные сектора экономики. Политика включает механизмы правового регулирования, налоговые стимулы и создание институциональной среды, что способствует увеличению инвестиций и
модернизации экономики.
Выводы. Результаты исследования подчеркивают важность гармонизации государственной инвестиционной политики на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия государства и частного сектора для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики.
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа эффективности мер импортозамещения, их влияния на различные сектора экономики и выявления ключевых проблем, препятствующих достижению поставленных целей. Несмотря на значительные усилия государства и бизнеса, процесс замещения импорта сталкивается с рядом вызовов, включая технологические ограничения, дефицит квалифицированных кадров и недостаточную конкурентоспособность отдельных отраслей.
Цель. Провести комплексный анализ политики импортозамещения как ключевого элемента стратегии обеспечения экономической безопасности России, оценить достигнутые результаты и сформулировать предложения по ее дальнейшей оптимизации.
Методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания. В их числе: метод системного анализа - для рассмотрения политики импортозамещения как комплексного элемента системы экономической безопасности; сравнительный метод - для сопоставления данных за разные периоды; контент-анализ - для изучения ключевых государственных программ, стратегических документов и нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.
Результаты. Показано, что на сегодняшний день сформирована комплексная институциональная основа. В России создана многоуровневая система управления процессом импортозамещения (Правительственная комиссия, госпрограммы, нацпроекты и т. д.), которая фокусируется на широком спектре отраслей - от агропрома до высоких технологий. Достигнуты значимые успехи в «низко- и среднетекнологичных» секторах. Сохраняется критическая зависимость в высокотехнологичных отраслях. Наибольшие риски и вызовы сохраняются в сферах, требующих сложных технологических решений, глубокой научной базы и глобальных цепочек поставок: медицинское оборудование, электроника, автомобилестроение, сложное промышленное и энергетическое машиностроение.
Выводы. В статье доказывается, что ключевым фактором успешной реализации стратегии импортозамещения в контексте укрепления экономической безопасности Российской Федерации выступает формирование государством институциональных и экономических условий, способствующих развитию предпринимательской деятельности различных масштабов – от крупных корпораций до субъектов малого и среднего бизнеса. При этом особое значение приобретает стимулирование отечественного и совместного предпринимательства, ориентированного на повышение конкурентоспособности производимой продукции как по ценовым параметрам, так и по качественным характеристикам, что позволит обеспечить ее конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на глобальном рынке. Успех политики импортозамещения как фактора экономической безопасности России зависит от синергии трех элементов: государственной поддержки (институты, финансирование и т. д.), производственных возможностей бизнеса (НИОКР, кооперация, качество) и потребительского доверия населения. Игнорирование любого из этих компонентов существенно замедлит достижение целей технологического суверенитета.
Введение. Масштабные процессы цифровизации российского общества обусловливают необходимость кардинальной трансформации традиционных подходов к патриотическому воспитанию молодежи. Традиционные институционально-организационные структуры, основанные на репродуктивных методах и одностороннем воздействии, демонстрируют снижение результативности при работе с центиниалами, социализировавшимися в условиях цифровой реальности. Обострение геополитической напряженности актуализирует задачи консолидации гражданского сознания и укрепления патриотических установок в молодежной среде. В этих условиях особую роль приобретают молодежные некоммерческие организации (НКО) как институциональные медиаторы между государством и молодежными сообществами, обладающие организационной пластичностью и способностью к оперативной адаптации в цифровой среде.
Цель исследования заключается в анализе процессов цифровой трансформации патриотического воспитания в деятельности молодежных НКО и выявлении эффективных практик использования цифровых технологий для формирования гражданской идентичности.
Материалы и методы. Методологическую основу составляют: теория медиатизации, культурно-историческая психология, институциональный подход к рассмотрению НКО как новых институциональных форм и социоинженерный подход к исследованию цифровых технологий как инструментов целенаправленного конструирования социальной реальности. Эмпирическую базу составил анализ цифровых проектов патриотической направленности НКО «Вдохновители».
Результаты. Выявлены три основные модели взаимодействия цифровых технологий и патриотического воспитания в НКО: доминирующая, посредническая и паритетная. Проведен анализ конкретных кейсов реализации цифровых проектов «Герои времени» и «1418 шагов к Великой Победе», демонстрирующих эффективность использования искусственного интеллекта для персонализации контента, технологий сторителлинга и геймификации. Проект «Герои времени» показал высокие показатели вовлеченности аудитории. Установлено формирование качественно новых «медиатизированных миров» трансляции патриотических ценностей, характеризующихся интерактивностью, персонализацией и мультимедийностью.
Выводы. Цифровая трансформация представляет собой качественное изменение природы воспитательного процесса с переходом от монологической к диалогической, интерактивной модели. Эффективность цифровых методов определяется их способностью учитывать когнитивные особенности центиниалов через использование сторителлинга, геймификации и персонализации контента. Цифровые технологии способствуют преодолению дефицита гражданственности в структуре российского патриотизма через механизмы краудсорсинга, создания пользовательского контента и формирования сетевых сообществ. Формируется новая парадигма патриотического воспитания, основанная на принципах медиатизации, что требует разработки новых критериев оценки эффективности воспитательной работы в цифровой среде.
Введение. Цифровая трансформация представляет собой фундаментальное изменение подхода к организации банковского бизнеса, обслуживанию клиентов и управлению рисками. В связи с этим цифровая трансформация приводит, как положительным, так и к отрицательным последствиям. Разграничение этих последствий необходимо для формирования эффективных стратегий цифровизации банковских бизнес-процессов, а также стратегий управления рисками. Первым шагом к формированию данных стратегий является выявление тенденций цифровой трансформации банковской сферы на стратегическом уровне.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена необходимостью формирования новых стратегий цифровизации для банковского бизнеса.
Цель. Выявление положительных тенденций цифровой трансформации банковской сферы на стратегическом уровне и значимых угроз, возникающий при увеличении уровня цифровизации банковских бизнес-процессов.
Методы. При проведении исследования были использованы следующие методы: статистические методы, компаративный анализ, опрос, бенчмаркинг, метод анализа иерархий Саати.
Результаты. Разработана общая стратегия цифровизации банковских бизнес-процессов.
Выводы. Автор делает вывод, что на сегодняшний день оптимальной стратегией управления рисками, возникающими в процессе цифровизации банковских процессов, является переход на облачные технологии.
ЮБИЛЕЙНЫЕ СТРАНИЦЫ
ISSN 2687-0290 (Online)





















