Preview

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки

Расширенный поиск

Формирование коммуникативных навыков студенческой молодежи в цифровом пространстве

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-4-245-260

EDN: LPQGAJ

Аннотация

Цифровое пространство представляет собой активно развивающуюся область социальной реальности, влияние которой на современного человека настолько широко и разнообразно, что с трудом поддается не только прогнозированию, но и описанию. Особый интерес представляет эффект влияния цифрового пространства на молодежь, в частности, на молодежь студенческую как социальную группу, одновременно находящуюся под влиянием одного из наиболее инерционных социальных институтов – института образования и интегрированную в цифровое пространство практически с момента рождения. Глубина этой интеграции позволяет говорить о формировании зависимости студенческой молодежи от цифрового пространства. В работе представлены результаты нескольких исследований (online-опросы), проведенных в 2022 г. и направленных на определение степени зависимости молодежи от цифрового пространства и, в частности, от цифровой коммуникации.  Респондентами выступили студенты гуманитарных специальностей очной формы обучения. Также в работе описаны основные признаки цифровой зависимости и степень их  проявленности у студентов. К числу основных признаков зависимости от цифрового пространства отнесены: частота обращения к цифровому пространству, продолжительность  взаимодействия с цифровым пространством, глубина эмоциональных связей. В качестве  дополнительного признака была рассмотрена деградация коммуникативной личности субъекта. Исходя из представленных данных, автор делает вывод о том, что природа цифровой зависимости студенческой молодежи носит скорее декларативный характер, в силу нерефлексивного согласия студентов с приписываемыми им признаками цифровой зависимости, в то время как зависимостью, более старшее поколение, склонно называть сильную степень включенности молодежи в цифровые коммуникативные процессы. На основании представленных данных дана характеристика коммуникативной модели современно студента, даны рекомендации по выстраиванию образовательного процесса, направленные на развитие комплексной коммуникативно-цифровой компетентности будущего специалиста.

Об авторе

А. А. Бурашникова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Анна Александровна Бурашникова – директор программ Центра «Школа андрагогики и образовательного  дизайна» Института «Высшая школа государственного управления» 

Москва



Список литературы

1. Теория поколений в российском менеджменте. Лучшие практики управления разновозрастными командами: подбор, обучение, мотивация: монография. М.: РУСАЙНС, 2018. 186 с.

2. Гибсон У. Нейромант (трилогия «Киберпространство»). М.: Азбука-Аттикус, 2015. 540 с.

3. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 165 с.

4. Бондаренко С. Ф. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов н/Д., 2004. 171 с.

5. Соколов А. В. Общая теория коммуникации. СПб. : Изд-во Михайлова, 2002. 460 с.

6. Блюменау Д. И. Информация и информационный сервис. М.: Наука, 1989. 188 с.

7. Соколова Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3. С. 6–9.

8. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Синяков А. В., Азаров А. А. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования // Мониторинг. 2019. № 1 (149). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovyh-kommunikatsiy-na-formirovanie-professionalnoykultury-rossiyskoy-molodezhi-rezultaty-kompleksnogo-prikladnogo (дата обращения: 15.08.2024).

9. Пошехонова В. А. Образовательная гуманитарная технология цифрового поколения // Педагогическое образование в России. 2018. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnayagumanitarnaya-tehnologiya-tsifrovogo-pokoleniya (дата обращения: 19.08.2024).

10. Киреева О. Ф., Шарков Ф. И. Новые цифровые технологии в профессиональной коммуникации // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyetsifrovye-tehnologii-v-professionalnoy-kommunikatsii (дата обращения: 18.08.2024).

11. Антропова Л. В. Коммуникативная компетентность студента как объект формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-studentakak-obekt-formirovaniya-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki-v-vuze (дата обращения: 18.08.2024).

12. Толстикова И. И., Игнатьева О. А., Кондратенка К. С., Плетнев А. В. Коммуникативные компетенции поколения z и выбор формата обучения в контексте цифровизации // International Journal of Open Information Technologies. 2022. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnyekompetentsii-pokoleniya-z-i-vybor-formata-obucheniya-v-kontekste-tsifrovizatsii (дата обращения: 18.08.2024).

13. Стурикова М. В. Коммуникативная компетенция и ее развитие у студентов вуза в условиях преемственности образования: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. 164 с.

14. Зубок Ю. А., Чанкова Е. В. Динамика ценностей общения в коммуникативном пространстве молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. №1 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-tsennostey-obscheniya-v-kommunikativnomprostranstve-molodezhi (дата обращения: 18.08.2024).

15. Петрова С. И., Борисова У. С. Анализ коммуникативной компетентности современных студентов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-kommunikativnoy-kompetentnosti-sovremennyhstudentov (дата обращения: 18.08.2024).

16. Газиева И. А., Бурашникова А. А. «Надпрофессиональные компетенции: запрос студенческой молодежи» (тип – база данных). Номер свидетельства: RU 2023621052. Патентное ведомство: Россия. Год публикации: 2023. Номер заявки: 2023620650. Дата регистрации: 15.03.2023. Дата публикации: 30.03.2023. Объем: 9,91 МБ.


Рецензия

Для цитирования:


Бурашникова А.А. Формирование коммуникативных навыков студенческой молодежи в цифровом пространстве. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024;(4):245-260. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-4-245-260. EDN: LPQGAJ

For citation:


Burashnikova A.A. Formation of communication skills of students in the digital space. State and municipal management. Scholar notes. 2024;(4):245-260. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-4-245-260. EDN: LPQGAJ

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-1690 (Print)
ISSN 2687-0290 (Online)