Preview

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки

Расширенный поиск

Конгломеративная модель системы комплаенс-менеджмента в управлении экономическими процессами

EDN: KFWRTO

Аннотация

Введение. Быстро меняющиеся социально-экономические условия вызывают потребность в пересмотре подходов к регулированию контрольной деятельности. Разнообразие форм и методов контроля приводит к их дублированию в современных условиях цифровой экономики.

Цель. Проведение сравнительного анализа различных точек зрения на формы и содержание контрольной деятельности, рассмотреть элементы комплаенс-системы организации и разработать модель комплаенс-менеджмента.

Методы. Методологическую основу исследования составили концептуальное моделирование, теория рисков и риск-ориентированный поход в построении системы контрольной деятельности, а также методы сравнения и обобщения.

Результаты. Представлена авторская модель, основанная на комплаенс-принципах и комплаенс-элементах, которые позволят обеспечивать эффективность и прозрачность контрольной деятельности в целом, ориентированную на управление рисками. Это обуславливается применением конгломеративной модели на различных уровнях и направлениях контрольной деятельности в управлении регионом. Рассмотрены проблемы контрольной деятельности. Раскрыта проблема профессионализации контрольной деятельности, связанная с использованием новых методов и форм контрольной деятельности в едином контуре управления корпорации. Рассмотрены основные категории комплаенс-рисков, пути их снижения, методы управления рисками в условиях цифровой трансформации, принципы и методы, необходимые для организации высокоэффективной комплаенс-системы корпорации.

Выводы. Решению проблемы качества государственного управления будет содействовать использование комплаенс-контроля как основополагающего инструмента в рамках конгломеративной модели системы контрольной деятельности в управлении регионом. Комплексный подход к организации контроля и мониторинга различных аспектов государственного управления создает условия для выбора ее рациональной модели.

Об авторах

Д. В. Ланская
Кубанский государственный университет
Россия

Ланская Дарья Владимировна – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой общего стратегического информационного менеджмента и бизнес-процессов.

Краснодар



С. В. Фиберт
Кубанский государственный университет
Россия

Фиберт Светлана Виталиевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры общего стратегического информационного менеджмента и бизнес-процессов.

Краснодар



Е. И. Баркалова
Кубанский государственный университет
Россия

Баркалова Екатерина Ивановна – студент магистерской программы.

Краснодар



Список литературы

1. Абрамов В. Ю. Руководство по применению комплаенс-контроля в различных сферах хозяйственной деятельности: практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2020. 174 с.

2. Ермакова Н. А., Ахуньянова Ч. Ф. Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпораций // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 3(297). С. 2–10.

3. Кузнецова Н. В. Комплаенс и государственный контроль: две модели обеспечения соблюдения законодательства субъектами предпринимательской деятельности// Вестник университета имени О.Е Кутафина. 2022. № 12. С. 139–146. Режим доступа – URL: https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.100.12.139-146.

4. Франскевич О. П. Комплаенс как форма саморегулирования // Юрист. 2018. № 1. С. 20-25. DOI 10.18572/1812-3929-2018-1-20-25. EDN YOJEOK.

5. Дадалко В. А., Тимофеев Е. А. Интеграция системы комплаенса в функционирование российских организаций // Инновации и инвестиции. 2019. № 4. С. 151–155.

6. Ланская Д. В. Актуальные проблемы и решения в модели риск-ориентированного комплаенс–менеджмента: монография; под ред. доктора экономических наук В.В. Ермоленко, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кубанский государственный университет. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2024. 209 с. ISBN 978-5-8209-2545-0.

7. Ланская Д. В., Ермоленко В. В., Баркалова Е. И. Государственный контроль, аудит, комплаенс, контроллинг в управлении документацией // Естественно-гуманитарные исследования. 2024. № 2(52). С. 491–499.

8. Ланская Д. В., Башук М. А., Алексанина В. А. Комплаенс: сущность и механизм имплементации в сферу управления документацией корпорации // Вестник Академии знаний. 2024. № 3 (62). С. 816–823.

9. Ланская Д. В., Облиенкова Ю. Д. Анализ моделей управления рисками // Актуальные проблемы экономики и менеджмента знаний в процессе неоиндустриализации России: сборник научных статей молодых исследователей. Выпуск 6. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 82-88. EDN WYUEKT.

10. Борзаков Д. В. Система комплаенс-менеджмента. Воронеж: ВГУ, 2020. 240 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ланская Д.В., Фиберт С.В., Баркалова Е.И. Конгломеративная модель системы комплаенс-менеджмента в управлении экономическими процессами. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2025;(2):11-19. EDN: KFWRTO

For citation:


Lanskaya D.V., Fibert S.V., Barkalova E.I. Conglomerative model of compliance management system in economic process management. State and municipal management. Scholar notes. 2025;(2):11-19. (In Russ.) EDN: KFWRTO

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-1690 (Print)
ISSN 2687-0290 (Online)