Preview

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки

Расширенный поиск

Механизмы, искажающие политическое восприятие в социальных сетях

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2025-1-1-187-195

EDN: JMPYRK

Аннотация

Введение. Информационные методы политического управления осуществляются посредством воздействия на политическое восприятие граждан. Политическое восприятие осуществляется сознательно и требует критического мышления и когнитивных усилий, однако затрагивает зоны бессознательного и подсознательного, включающего глубинный уровень коллективных и культурных стереотипов, установок, фреймов. В современном российском информационном поле действует социальная сеть Телеграм, имеющая колоссальное значение для всех пользователей и, в частности, для участников политического дискурса.

Цель. Проанализировать процессы, формирующие механизмы, искажающие политическое восприятие в интернет-пространстве, в том числе: интенции к информационному искажению и формированию барьеров интерпретации, теории и практики отмены, распространение вирального контента, формирование постправды; производство текстов под запрос заказчика; учет пользовательской активности; постановка структурированных, многозадачных целей при создании публикаций. Методы. При помощи метода системного анализа была исследована структура социальной сети «Телеграм» и закономерности функционирующих в ней процессов. Объединяясь, такие процессы составляют механизмы, искажающие политическое восприятие пользователей.

Результаты. Определены тенденции и тренды, явно выраженные в информационном политическом пространстве. Во-первых, к процессам, формирующим механизмы искажения политического восприятия, отнесены теории и практики отмены, распространение вирального контента, оформление и переоформление постправды. Во-вторых, воздействие на политическое восприятие пользователей оказывается посредством производства заказных текстов, содержание которых варьируется от цели заказчика. В-третьих, ведется учет пользовательской активности и содержание политических постов и целых канальных сеток адаптируется под пользовательский запрос. В-четвертых, любая публикация включает несколько задач, поэтому воздействие, оказываемое на аудиторию, предполагает достижение многозадачных целей.

Выводы. На политическое восприятие пользователей сети Телеграм оказывается информационное воздействие. Однако к данной социальной сети сохраняется доверие как к каналу инсайдерской политической информации. Главная тенденция в политическом медиапространстве – это создание удобных, простых для восприятия, но полезных, «сжатых» и упорядоченных политических контентов. Отметим особую актуальность авторского контента, который ассоциируется в сознании граждан с конкретными медиа персонами, политиками, лидерами. Пользователям не хватает персоналий по вопросам интерпретации воспринимаемого. Очень важным в актуальных политических реалиях развивающимся трендом становится тренд на невозможность купить блогера или заказать контент. Для воспринимающих субъектов первостепенно важным становится осознание позиции конкретных людей и исключение возможности «заказных» мнений, позиций. Обратим внимание на тренд интеграции в развлекательный контент политической информации.

Наконец, глобальный тренд – это формирование индивидуального информационного поля, в котором пользователь находится и в котором воспринимает, в том числе, и политическую действительность. Основа таких предпочтений – это доверие к источникам или авторам. Выбранные каналы формируют специфику политического сознания и восприятия субъекта.

Об авторе

О. В. Котлярова
Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Ольга Владимировна Котлярова – доцент, кандидат филологических наук, доцент сектора реализации национальных программ и федеральных проектов центра дополнительного образования Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС.

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Котлярова О. В. Политическое восприятие в историко-философской концепции // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 3. С. 158–164. https://doi.org/10.22394/20791690-2024-1-3-158-164. EDN KZQYXC

2. Слудников П. С., Ларинина Т. И. Государственный контроль сегмента сети «Интернет» // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 6. С. 133-136. EDN: CXDOXG

3. Agapova E. A., Grishechko E. G. Censorship as a factor of information warfare // Russian Linguistic Bulletin. 2016. № 3 (7). С. 43-44.

4. Швец Н. Информационные войны: цели и составляющие информационной борьбы, виды информационных атак // Университетская жизнь: Журнал МГУТУ им. К.Г. Разумовского. 2016. № 3. С. 32–33.

5. Современный словарь иностранных слов Л. П. Крысин. https://gramota.ru [электронный источник].

6. Nukezhanova S. S., Dyusembekova M. K., Mayorova B. M. Political myth design as a technology for mass consciousness manipulation // Вестник Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева. Серия: Политические науки. Регионоведение. Востоковедение. Тюркология. 2023. № 2 (143). С. 94–100.

7. Рогозин А. Ю. Прагматическая составляющая манипуляции при взаимодействии политического и спортивного дискурсов в политических текстах // Современные гуманитарные исследования. 2020. № 3 (94). С. 32–34.

8. Агабекян Р. К. Дискурсивные поля в популярных политических телеграм-каналах в период СВО / В книге: Политическая наука в меняющемся мире: новые практики и теоретический поиск. Материалы Всероссийской конференции РАПН с международным участием. М., 2023. С. 26–27.

9. Болдина К. А. Проблема формулирования дефиниции «Телеграм-журналистика» в контексте развития Российского медиаполя // Вестник филологических наук. 2024. Т. 4. № 2. С. 149–156.

10. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. Авторская редакция, 2000. 1536 с. https://gramota.ru [электронный источник].

11. G. Lukianoff, J. Haidt. The Coddling of the American Mind. How Good Intentions and Bad Ideas are Setting Up a Generation for Failure. New York, 2018. 352 p. ISBN 978-0735224896.

12. Весперини П. Переписывая прошлое: Как культура отмены мешает строить будущее. М.: Альпина Паблишер, 2025. 214 с. ISBN 978-5-9614-8622-3.

13. Кауделл С. Рене Жирар, нигилизм постправды и эскалация насильственной неразличимости // Логос. 2024. Т. 34. № 3. С. 123–146.

14. Мовчан А. Россия в эпоху постправды. М.: Альпина паблишер, 2019. 596 с.


Рецензия

Для цитирования:


Котлярова О.В. Механизмы, искажающие политическое восприятие в социальных сетях. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2025;(1):187-195. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2025-1-1-187-195. EDN: JMPYRK

For citation:


Kotlyarova O.V. Mechanisms that distort political perception on social media. State and municipal management. Scholar notes. 2025;(1):187-195. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2079-1690-2025-1-1-187-195. EDN: JMPYRK

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-1690 (Print)
ISSN 2687-0290 (Online)