Preview

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки

Расширенный поиск

Новый паноптикон: имидж в системе социального дисциплинирования и контроля

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-1-224-231

Аннотация

Статья посвящена анализу имиджа как одного из инструментов контроля и управления социальным поведением индивидов в современном обществе потребления. В условиях, когда утилитарная роль товаров в значительной мере отступила на второй план, на первый вышла символическая статусная реальность, материальными знаками которой они выступают. Имидж, не утрачивая до конца в отдельных частных случаях инструментальную функцию, в целом приобретает новую роль социально признанной, узаконенной с позиции внутреннего аппарата принуждения сепаратной фокусной точки, позволяющей интерсубъективно организовать внутренние опыты в рамках стабильного и предсказуемого функционирования и воспроизводства системы.  Традиционный внешний аппарат принуждения во всей полноте его репрессивных и надзорных функций применяется, во-первых, к асоциальному поведению, носители которого руководствуются символами, лежащими за пределами требующей воспроизводства системы. Во-вторых, его действие распространяется также и на те социальные слои, которые по тем или иным причинам оказались выброшенными за пределы «потребительской гонки статусов». Но даже в этом последнем случае он также стремится к снижению прямого воздействия в пользу автономного самоконтроля.

Об авторах

О. О. Антименко
Донской государственный технический университет
Россия

Олег Олегович Антименко – преподаватель кафедры «Связи с общественностью»

Ростов-на-Дону



О. В. Дружба
Донской государственный технический университет
Россия

Ольга Владимировна Дружба – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «Связи с общественностью»

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2010. 588 с.

2. Bauman Z. The Individualized Society. London: PolityPress, 2001, 272 p.

3. Bauman Z. Legislators and Interpreters: On Modernity, Post-Modernity and Intellectuals, London: PolityPress, 1987, 209 p.

4. Bauman Z. Memories of Class: Essays in Pre-History and After-Life of Class. London: Routledge & Kegan Paul, 1982, 223 p.

5. Bird P. Sell Yourself: Persuasive Tactics to Boost Your. Pearson Professional Education, 1994. 192 p. 272 p.

6. Braun L. Your Public Best. New York: Newmarket press, 2002. 225 p.

7. Cavelty J.G. Apostles of the Self-Made Man. Chicago, University of Chicago Press, 1965. 279 p.

8. Esslin M. The Age of Television. San Francisco: W.H. Freeman, 1982. 138 p.

9. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Knopf Doubleday Publishing Group, 2021.

10. Williams R.H. Dream Worlds. Berkeley: University of California Press, 1982, 451 p.

11. Климова Т.В. Имидж как технология социального управления. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Новосибирск, 2002. 243 с.

12. Котлер Ф., Рейн И., Хэмлин М., Столлер М. Персональный брендинг. М.: Издательский дом Гребенникова, 2008. 400 с.

13. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М.: Дело, 1998. 240 с.

14. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. М.: СмартБук, 2009. 575 с.

15. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Феникс, 2005. 472 с.

16. Bentham J. Panopticon: or the Inspection-House Containing the Idea of a New Principle of Construction Applicable to Any Sort of Establishment, in Which Persons of Any Description are to be Kept Under Inspection and in Particular to Penitentiary-Houses, Prisons, Houses of Industry, Work-houses, Poorhouses, Manufactories, Mad-Houses, Lazarettos, Hospitals, and Schools with a Plan of Management Adapted to the Principle In a Series of Letters, Written in the Year 1787, from Crecheff in White Russia, to a Friend in England. Dublin: T. Payne, 1791, 140 p.

17. Эйдман И. В. Прорыв в будущее. Социология интернет-революции. М.: ОГИ, 2007. 384 с.

18. Степанов О. В. Престиж личности в условиях трансформации российского общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Ростов-на Дону, 2002. 39 с.

19. Храпов С. Трансформация сознания постсоветского российского общества в контексте социально-экономической динамики потребления // Власть. 2010. № 2. С. 56–58.

20. Напсо М. Д. Мода как социальное явление // Философия и культура. 2017. № 3. С. 56–63.

21. Малетин С. С. Особенности потребительского поведения поколения Z // Российское предпринимательство. 2011. Том 18. № 21. С. 3347–3359.

22. Журавлева О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2015. №1(33). С. 159–168.

23. Герасимова А.А. Престижность профессии как фактор профессионального выбора молодежи. // Вестник экономики, права и социологии. 2018. №1. С. 191–194.

24. Корниленко Ж.В. Автомобиль как символ социального статуса и престижа современного россиянина. // Вестник магистратуры. 2013. № 3(18). С. 56–58.


Рецензия

Для цитирования:


Антименко О.О., Дружба О.В. Новый паноптикон: имидж в системе социального дисциплинирования и контроля. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023;(1):224-231. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-1-224-231

For citation:


Antimenko O.O., Druzhba O.V. New panopticon: the image in the system of social discipline and control. State and municipal management. Scholar notes. 2023;(1):224-231. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-1-224-231

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-1690 (Print)
ISSN 2687-0290 (Online)