Принципы современного наставничества в высшей школе
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-230-236
EDN: TPQBPK
Аннотация
Статья посвящена анализу основных принципов наставничества в высшей школе. Авторами выявлено, что деятельность института наставничества должна опираться на ряд базовых принципов, а именно: научности, законности, вариативности, индивидуализации, системности, взаимоуважения, аксиологичности, компетентности и добровольности. В исследовании показано, что принцип работы наставника заключается в передаче собственного профессионального опыта – «делай как я». В современных же условиях этого недостаточно, поэтому наставничество должно рассматриваться с позиции метатехнологии, где в рамках взаимодействия наставник выбирает наиболее подходящую роль для достижения наилучшего эффекта (ментора, коуча, тьютора, фасилитатора).
Сформулированы выводы о том, что деятельностью наставников необходимо грамотно управлять, планируя работу по «выращиванию» кадров, выявлению факторов, влияющих на состояние кадрового потенциала, и прогнозированию его развития на основе базовых принципов организации деятельности наставника.
В этом должна прослеживаться заинтересованность институтов высшей школы, т. к. благодаря наставничеству, для них открываются новые возможности в вопросах реализации инновационных и инвестиционно-привлекательных проектов, что, в свою очередь, является индикатором интереса к данным образовательным учреждениям как к площадкам для рекрутирования перспективных кадров.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Л. ИвановаРоссия
Людмила Леонидовна Иванова, кандидат политических наук, доцент
кафедра политологии и этнополитики
Ростов-на-Дону
Е. Н. Кондратенко
Россия
Евгения Николаевна Кондратенко, кандидат политических наук, доцент
кафедра политологии и этнополитики
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Обухов А. С. Наставить на путь исследования // Исследователь/Researcher. 2020. № 1. С. 9–13.
2. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016.
3. Жамантаева Ж. К., Дигенова Б. К., Палазник Г. В. Инновационная модель организации эффективного сопровождения участников образовательных отношений (коуч-наставничество) // Наставничество в образовании: современная практика : сборник материалов Международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года. Курган: Институт развития образования и социальных технологий, 2019.
4. Черемных М. Тьютор и наставник: в чем разница? [Электронный ресурс – Академия социальных технологий]. Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZK6k7a1-X3anF5Qx?utm_referer=yandex.ru.
5. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. [Электронный ресурс - Литрес]. Режим доступа: https://www.litres.ru/book/zhan-zhak-russo/emil-ili-o-vospitanii-18397944/.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Л.Л., Кондратенко Е.Н. Принципы современного наставничества в высшей школе. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023;(4):230-236. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-230-236. EDN: TPQBPK
For citation:
Ivanova L.L., Kondratenko E.N. Principles of modern mentoring in high school. State and municipal management. Scholar notes. 2023;(4):230-236. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-230-236. EDN: TPQBPK






















