Preview

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки

Расширенный поиск

Состояние и факторы развития международного туризма в странах Ближнего Востока

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-55-66

EDN: FDYOTX

Аннотация

Развитие международного въездного туризма для стран Ближнего Востока является ключевым направлением диверсификации экономики, формирует благоприятные долгосрочные экономические перспективы и укрепляет позитивный имидж региона в мире. Цель исследования заключается в оценке текущего состояния и выявлении факторов развития международного туризма в регионе Ближний Восток для обоснования приоритетных направлений развития туризма с учетом страновых особенностей. На основе сравнительного анализа по основным показателям развития туризма выявлена значительная дифференциация стран и различный вклад экспорта туристических услуг в развитие национальных экономик. Наибольший вклад экспорт туристических услуг вносит: в национальный ВВП в Ливане, Иордании, Бахрейне, ОАЭ; в национальный экспорт – в ОАЭ, Саудовской Аравии, Египте; в совокупный экспорт услуг – в Палестинской Автономии, Иордании, Саудовской Аравии, Ливане, Египте, Ираке. Выявлены страны-лидеры регионального рынка – ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, на которые приходится две трети экспорта туристических услуг региона Ближний Восток. На основе выявления средних значений по региону по каждому показателю авторами ранжированы страны на группы «выше среднего» и «ниже среднего» для учета страновой специфики развития туризма. В процессе анализа авторами обоснованы и классифицированы позитивные и деструктивные факторы развития туризма в регионе. В качестве приоритетных направлений развития туризма для стран региона сформулированы следующие предложения: акцентировать внимание на: развитии современной инфраструктуры туризма, особенно в Йемене, Ливане, Бахрейне, Кувейте; популяризации достопримечательностей; восстановлении доверия туристов к безопасности в регионе (Сирия, Ирак, Палестинская автономия, Израиль и др.); диверсификации туристического продукта, (ОАЭ, Катар, Израиль, Египет, Саудовская Аравия); предоставлении комплексных услуг (ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн); углублении межправительственного сотрудничества и создание совместного регионального туристического продукта (для всех стран региона).

Об авторах

Т. В. Воронина
Южный федеральный университет
Россия

Воронина Татьяна Васильевна – доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой мировой экономики и международных отношений ЮФУ.

Ростов-на-Дону



А. Б. Яценко
Южный федеральный университет
Россия

Яценко Ашхен Борисовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международных отношений ЮФУ.

Ростов-на-Дону



З. Хедер
Южный федеральный университет
Россия

Хедер Зуха – аспирант экономического факультета ЮФУ.

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Монг Тхи Фыонг Тхао, Змияк. С.С. Тенденции развития туризма в условиях кризиса: обзор мирового и российского сектора // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2022. №1. С. 169–174.

2. Воскресенский В.Ю. Современные тенденции в международном туризме // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 6. С. 33-36. DOI: 10.24411/2072-8042-2021-6-33-39.

3. Воронина Т.В., Савенкова И. В., Хедер З. Современные факторы и тенденции развития международного туризма // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 1.С. 13–23.

4. Пшеничных Ю.А. Анализ динамики и тенденций развития современного международного туристского рынка // Вестник университета. 2021. № 1. С. 53-61.

5. Цехла С.Ю. Развитие международного туризма: тенденции и социально-экономические процессы // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2021. Том 7(17). Вып. 1. С. 38–47.

6. Кицис В.М. Развитые и развивающиеся страны в международном туризме: современные тенденции // Вестник РМАТ. 2022. №2. С. 117–122.

7. Zdor S. Analysis of the modern tourism market in countries of Europe, Americas, Asia and the Pacific, Africa and the Middle East // European journal of economics and management sciences. 2019. № 4. С. 35–55.

8. Жукова М. А. Конгрессно-выставочный туризм во время пандемии // Инновации и инвестиции. 2022. №4. С. 213–217.

9. Abdallah K., Bejjani M., Sayess D., Rizk M. Five key stages for developing the tourism sector across the Middle East. URL: https://www.strategyand.pwc.com/m1/en/articles/2020/five-key-stages-for-developing-the-tourism-sector-across-the-middle-east.html (дата обращения20.05.2023).

10. Воронина Т. В., Хедер З. Позиции ближневосточного региона в мировой выставочно-ярмарочной индустрии // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8 (74). № 3. С. 5–12.

11. Ladki, S., Abimanyu, A. and Kesserwan, L. The Rise of a New Tourism Dawn in the Middle East. Journal of Service Science and Management. 2020. Vol.13(4), Рр. 637-648. DOI: 10.4236/jssm.2020.134040.

12. Ayeh J. Travel Trends in the Middle East. The SAGE International Encyclopedia of Travel and Tourism. Publisher: SAGE Publications, Inc., 2017. Vol. 4. – pp.1349-1353. DOI:10.4135/9781483368924.n484.

13. Falcon Villar D. The expansion of travel and tourism in the Middle East. URL: https://hub.wtm.com/blog/destinations/the-expansion-of-travel-and-tourism-in-the-middle-east/ (дата обращения 04.06.2023).

14. Abdallah K., Bejjani M., Sayess D., Rizk M. Five key stages for developing the tourism sector across the Middle East. URL: https://www.strategyand.pwc.com/m1/en/articles/2020/five-key-stages-for-developing-the-tourism-sector-across-the-middle-east.html (дата обращения 16.06.2023).

15. Torabi Farsani N., Shafiei, Z. (2015). Tourism: A solution for economic growth in developing countries (Case study: Iran). In: Progress in Economics Research. 2015. Vol. 32. Ch. 4. P. 91-115.

16. Jamel L. The Relation between Tourism and Economic Growth: A Case of Saudi Arabia as an Emerging Tourism Destination. Virtual Economics, 2020. 3(4), 29–47. DOI.org/10.34021/ve.2020.03.04(2).

17. Al-Shami M., Naim Chaker M., Sabah A. The Contribution of Tourism to Economic Growth: A Case Study from the United Arab Emirates (UAE) // Test:Engineering&Management. 2019.-Vol.81.Pр.2567-2574. URL: http://testmagzine.biz/index.php/testmagzine/about/submissions.

18. Ladki S., Abimanyu A. and Kesserwan L. The Rise of a New Tourism Dawn in the Middle East. Journal of Service Science and Management, 2020. №13, рр.637-648. DOI: 10.4236/jssm.2020.134040.

19. Twaij A. Religious Tourism Is Failing Iraq’s Economy. The Arab Weekly. 2016. URL: https://thearabweekly.com/religious-tourism-failing-iraqs-economy (дата обращения 10.07.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Воронина Т.В., Яценко А.Б., Хедер З. Состояние и факторы развития международного туризма в странах Ближнего Востока. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023;(3):55-66. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-55-66. EDN: FDYOTX

For citation:


Voronina T.V., Yatsenko A.B., Kheder Z. Condition and factors of development of international tourism in Middle Eastern countries. State and municipal management. Scholar notes. 2023;(3):55-66. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-55-66. EDN: FDYOTX

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-1690 (Print)
ISSN 2687-0290 (Online)