Preview

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки

Расширенный поиск

Стратегирование развития малого бизнеса в Российской Федерации

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-3-86-93

EDN: HRBATO

Аннотация

В современных условиях экономического развития России, когда страна сталкивается с усилением внешних и внутренних вызовов, таких как санкции и ограничение доступа к зарубежным технологиям, особенно актуальным становится стратегирование в деятельности малого бизнеса. Это направление исследования призвано выявить и систематизировать ключевые принципы стратегического управления, адаптированные к условиям функционирования субъектов малого предпринимательства в России.

Авторы статьи уделяют особое внимание теоретическим основам стратегического менеджмента, включая SWOT-анализ, анализ макроокружения и стратегическое планирование, подчеркивая их значимость для разработки эффективных стратегий развития малого бизнеса. Основываясь на анализе научной литературы, монографий и практических исследований, авторы выделяют ключевые аспекты, которые должны учитываться при стратегировании деятельности малых предприятий.

Статья детализирует основные практические рекомендации по укреплению устойчивости и конкурентоспособности малого бизнеса, ориентированные на адаптацию к меняющимся внешним и внутренним условиям, оптимальное распределение ресурсов и инновационное развитие. В заключении авторы статьи подчеркивают важность стратегического планирования, основанного на тщательном анализе внутренней и внешней среды предприятия. Эта связь с стратегией крайне важна, поскольку стратегическое планирование позволяет малым предприятиям не только адаптироваться к текущим изменениям в экономическом и социальном контексте, но и прогнозировать будущие тенденции и возможности, что является ключевым для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности на рынке.

Об авторах

М. В. Ненько
Университет «Синергия»
Россия

Матвей Валерьевич Ненько – аспирант, кафедра предпринимательства и конкуренции, факультет бизнеса

Москва



А. Ю. Анисимов
Университет «Синергия»
Россия

Александр Юрьевич Анисимов – кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе факультета информационных технологий, доцент кафедры информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. профессора В. В. Дика 

Москва



Список литературы

1. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 557 с. ISBN 5-17010706-4.

2. Минцберг Г. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстранд, Ж. Лампель; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013. 367 с. (Серия «СКОЛКОВО»).

3. Наливайко А. П. Теория стратегии предприятия. Современное состояние и перспективы развития: Монография. К.: КНЭУ, 2001. 18 с.

4. Никифорова Е., Резникова Н. Система сбалансированных показателей: интегрированный менеджмент // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 3. С. 46–53.

5. Гончарова К. К. Сущность и структура конкурентных стратегий предприятия // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-4(85). С. 716–719.

6. Залученова О. М., Аслбеков Ф. Технология разработки стратегического плана развития компании // Chronos. 2020. № 3(42). С. 76–79.

7. Елисеев И. Н. Целепологание в работе организации, в экономике и политике // Современные тенденции развития управления и производства в условиях цифровизации : Материалы III Международной научно-практической студенческой конференции, Москва, 30–31 октября 2023 года. М.: "Академия управления и производства", 2023. С. 281–288.

8. Акофф Р. Л. Различия, которые имеют значение: Аннотированный глоссарий различий, важных для менеджмента / науч. ред. и пер. с англ. Ф.П. Тарасенко. Томск: Изд. Дом Том. гос. ун-та, 2016. 216 с. (Монографии выдающихся зарубежных исследователей).

9. Цлаф В. М. Об основаниях теории стратегического управления // Вестник СамГУ. 2006. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovaniyah-teorii-strategicheskogo-upravleniya (дата обращения: 02.04.2024).

10. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.

11. Алимурадов М. К., Власюк Л. И. Стратегирование – новая область профессиональных знаний // Управленческое консультирование. 2017. № 11 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategirovanienovaya-oblast-professionalnyh-znaniy (дата обращения: 02.07.2024).

12. Попова Е. В. Современные технологии стратегического управления организацией // Финансовые рынки и банки. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologiistrategicheskogo-upravleniya-organizatsiey (дата обращения: 02.04.2024).

13. Сулимова Е. А., Николаев А. В. Особенности влияния макроокружения на деятельность организации на примере АО «Тинькофф Банк» // Инновации и инвестиции. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vliyaniya-makrookruzheniya-na-deyatelnost-organizatsiina-primere-ao-tinkoff-bank (дата обращения: 02.04.2024).

14. Самотуга В.Н. Особенности стратегического управления предприятиями малого бизнеса в России // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. 2021. Т. 2. № 1. С. 270–276. DOI 10.52899/9785883036247_270.

15. Лукашевич М. Л., Малеванная Т. С. Контрактное производство как стратегия развития российской электронной промышленности // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Сб. статей по итогам XVI междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 29-30 апреля 2021 г.). СПб.: СПбГЭУ, 2021. С. 527–532.

16. Никулин Е. Д., Шаталов А. И. Стратегия роста бизнеса с использованием франчайзинга: баланс между числом собственных предприятий и числом предприятий-партнеров // Вестник СанктПетербургского университета. Менеджмент. 2012. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-rosta-biznesa-s-ispolzovaniem-franchayzinga-balans-mezhdu-chislom-sobstvennyh-predpriyatiy-i-chislom-predpriyatiy-partnerov-1 (дата обращения: 02.04.2024).

17. Моборн Р., Ким В. Ч. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. М.: МИФ Бизнес, 2022. 370 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ненько М.В., Анисимов А.Ю. Стратегирование развития малого бизнеса в Российской Федерации. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024;(3):86-93. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-3-86-93. EDN: HRBATO

For citation:


Nenko M.V., Anisimov A.Yu. The essence of small business development strategy. State and municipal management. Scholar notes. 2024;(3):86-93. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-3-86-93. EDN: HRBATO

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-1690 (Print)
ISSN 2687-0290 (Online)